- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О решении правительства ФРГ изменить мандат миссии в Ираке

Согласно данным официального сайта федерального правительства Германии, кабинет министров намерен пересмотреть мандат участия ФРГ в миссии по борьбе с  группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Напомним её общий срок, согласно ранее утвержденным Бундестагом решениям, истекает 31 октября 2020 г., однако часть операции, связанная с использованием самолетов «Торнадо» должна завершиться уже в текущем месяце. По имеющимся данным, далее эти функции, как предполагалось, должна будет исполнять Италия. Вместе с тем окончательное подтверждение информации из Рима пока не последовало, хотя время до начала апреля у итальянского правительства еще есть.

В рамках переформатирования своей миссии против ИГ, ФРГ предлагает расширить мандат на предоставление авиатранспорта союзникам по коалиции и международным организациям, а также на применение военных самолетов для дозаправки. При этом свое содействие ФРГ готова оказывать на территории Ирака, Иордании. В случае с дозаправкой в этот список также включено воздушное пространство над операциями против ИГ в сирийском воздушном пространстве.  Данное решение кабинет министров аргументирует следующим образом: «Безопасное использование воздушного транспорта позволяет при необходимости выполнять полеты внутри страны и таким образом дает возможность на постоянной основе проводить операции и осуществлять обучение даже в кризисных ситуациях…Чтобы продолжить борьбу с ИГ с воздуха, партнеры по-прежнему испытывают большую потребность в дозаправке в полете. Возможности других участников не могут удовлетворить высокий спрос. Поэтому участие Германии должно быть продолжено».

Кроме того, ФРГ намеревается установить  радиолокационный радар, местом размещения которого, по имеющимся сообщениям, должна стать база Айн ‘ль-Асад на западе Ирака, которая ранее подвергалась атаке Корпуса стражей исламской революции в рамках кампании возмездия за смерть генерала К.Сулеймани. Своими усилиями Германия, как подчеркивает правительство, хотела бы внести вклад в ранее обнаружение объектов в небе. Кроме того, как отметил представитель блока ХДС/ХСС по внешней политике Ю.Хардт, «это важная компенсация за уход разведывательных “Торнадо”». Сохраняется и задача обучения Бундесвером иракских сил безопасности. Нововведением здесь станет то, что теперь данная работа вписывается не только в активность антитеррористической коалиции, но и в миссию НАТО. Эта мера, по словам того же Ю.Хардта, связана с запросом самого иракского правительства, выдвинутым после ликвидации К.Сулеймани. Более того, по мнению парламентария, данное решение увеличивает «гибкость» действий Бундесвера, чего, по его словам, «группа ХДС/ХСС хотела раньше».

Примечательно, что сложившаяся ситуация воздействовала и на точку зрения младшей коалиционной партии – СДПГ, ранее выступавшей против того, чтобы действовать под эгидой Североатлантического альянса. Так, однопартиец министра иностранных дел  С.Мёллер отметила важность этого решения, оправдывая его необходимостью сохранить достижения в борьбе с ИГ. По мнению депутата от СДПГ, Германия должна поддерживать Ирак на пути к стабильности всеми возможными средствами.

Надо сказать, что решение имеет большие шансы на прохождение и за счет поддержки оппозиционных партий, таких как СвДП. Еще зимой во время дебатов, посвященных росту насилия в регионе после ликвидации К.Сулеймани о необходимости пересмотра мандата говорил внешнеполитический представитель СвДП А.Ламбсдорф. При этом для повышения безопасности немецких военнослужащих, участвующих в обучении иракских сил безопасности он подчеркивал необходимость действовать не самостоятельно, а при поддержке НАТО.

Впрочем, обстоятельства, способные помешать прохождению решения в Бундестаге, все же имеются. Прежде всего, Германия не планирует сокращение численности своего контингента, что особенно важно в условиях возросшей угрозы безопасности. Так, 11 и 14 марта вновь подверглась атаке база Эт-Таджи, используемая в том числе Бундесвером. Как минимум за первую атаку, США возлагают ответственность на группировку «Катаиб Хизбалла» и Иран, а потому высокая вероятность потерь среди немецких военнослужащих (11 марта погибли двое американских военных и врач из Великобритании). Кроме того, акцентом на вовлеченности в операцию НАТО ФРГ потенциально усиливает восприятие своей активности как консолидированной с США, ранее на этих основаниях страна воздерживалась от такого шага, а значит, укрепляет враждебные настроения против себя.

С другой стороны, на миссию требуются дополнительные ассигнования из бюджета. По предварительным оценкам, они составят почти 12 млн евро, что не совсем вписывается в планы страны, которой требуются дополнительные средства на различные нужды, включая борьбу с коронавирусом. Между министерствами финансов и обороны уже начался спор, в котором глава оборонного ведомства А.Крамп-Карренбауэр занимает весьма жесткие позиции, несмотря на объявленное ею ранее намерение покинуть пост председателя ХДС. Так, по ее мнению, «оборонный бюджет должен быть адаптирован к существующим вызовам», в число которых она включает и ситуацию в Ираке и Сирии. Помимо этого, согласно ее заявлениям, «надежная финансовая основа» требуется для выполнения обязательств перед Североатлантическим альянсом, в соответствии с которыми оборонный бюджет должен  составить не менее 2 % от ВВП. Последнее особенно важно в контексте вписывания миссии Бундесвера в Ираке в рамки действий НАТО, поскольку свидетельствует о наличие у США и Германии иных общих целей, кроме как обеспечение безопасности военнослужащих.

В целом же германская политика, в том числе на ближневосточном направлении, сейчас находится в замороженном состоянии. Эпидемия COVID-19 привела к тому, что заблокированы все массовые мероприятия, включая партийные съезды. Это, в свою очередь, означает и перенос выбора нового председателя ХДС. В результате, пока Х.Маас и А.Крамп-Карренбауэр проводят линию, согласованную еще до введения чрезвычайных мер. Помимо этого не все депутаты Бундестага по тем же причинам могут исполнять свои обязанности, включая того же А.Ламбсдорфа, чей тест на коронавирус оказался положительным. Следовательно, под вопросом и голосование в Бундестаге. Наконец, еще более тяжелая ситуация в Италии может привести к тому, что Рим не сможет выполнить своих обязательств в связи с прекращением  использования самолетов «Торнадо». В целом в нынешних условиях не исключен перенос сроков принятия всех важных решений на момент, когда эпидемиологическая ситуация не стабилизируется. При этом нельзя не учитывать, что даже в случае прохождения предложения правительства сейчас, курс ФРГ на данном направлении может трансформироваться в будущем в связи с запланированной сменой руководства ХДС.