- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о действиях властей в условиях угрозы распространения вируса COVID-19

После распространения в ряде стран вируса COVID-19 Министерство иностранных дел ПНС Ливии поручило всем дипломатическим миссиям в странах аккредитации «серьезно бороться со вспышкой болезни». Разумеется, что обобщения имеют непосредственное отношение к ливийской общине, временно или постоянно находящейся за рубежом, и в этом смысле, несмотря на весь условный дуализм нынешней ливийской государственности, следует признать, что структура ПНС действует в сложившихся обстоятельствах более осознано, направленно и эффективно, нежели чем власти на востоке страны, расположившиеся в Тобруке.

Это, в общем-то, неудивительно, поскольку вся административная, управленческая матрица в Ливии продолжает быть сосредоточенной в Триполи. И до сих пор являет собой джамахирийскую. Кое-где, перекрашенную, но, зачастую, даже сохранившую былую атрибутику, организационную форму, аппаратную структуру, штатные расписания, систему финансирования и т. п. Наиболее явный пример – Национальная нефтяная корпорация (ННК), оставшаяся в неизменном виде. В полном объеме продолжают функционирование все, созданные во времена Каддафи, инвестиционные фонды, внешнеэкономические компании, как «Ойлинвест», и точно также сохранилась система расчетов с внешними корреспондентами, в первую очередь, за отгружаемую нефть. Именно поэтому, отряды ЛНА так пытаются захватить Триполи, дело не столько в политическом значении такого акта, хотя оно, без сомнения имеется, все-таки столица, есть столица, а в стремлении взять под контроль Центральный банк с его рассчетно-кассовой  корреспондентской сетью, ННК и ее структуры и основные министерства и ведомства.

Большая часть дипломатических ведомств подчиняется ПНС, хотя многие их сотрудники являются сторонниками парламента, но финансирование идет из Триполи, соответственно, и распоряжения оттуда исполняются, более-менее качественно, что и происходит в случае с эпидемией.

Представитель МИД, А. аль-Кеблави сообщил 15 марта  в телефонном интервью каналу «Аль-Ахрар» в Ливии, что, например, в Королевстве Швеция, посольство Ливии учредило кризисный комитет и круглосуточно обзванивает по горячим телефонным номерам всех известных членов ливийской диаспоры «для непрерывного общения, а также предоставления инструкций и оперативного информирования», в дополнение к полной координации по подобным вопросам с властями Швеции, Норвегии, Дании, Латвии и всех стран Балтии.

Он также подчеркнул необходимость принятия мер предосторожности в Генеральном консульстве Ливии в итальянском Милане, который считается наиболее пострадавшим городом в Италии, объяснив, что постоянная связь между Министерством иностранных дел и консульством существует для того, «чтобы остановить распространение угрозы, связанной с ситуацией, и до сих пор было подтверждено, что инфекция внутри членов ливийской общины, по крайней мере, в Милане и на севере Италии, пока не получила распространения.

Он добавил, что такие же меры предосторожности были приняты в Испании, «путем установления горячих телефонных номеров для непрерывной связи и распределения предметов медицинского назначения, таких как маски, стерилизаторы, дезинфицирующие средства и перчатки», подчеркнув, что все необходимые меры были приняты и другими ливийскими дипломатическими миссиями за границей,  в зависимости от местоположения и серьезности ситуации там.

По информации представителя МИДа, граждане, которые хотят вернуться в Ливию из-за рубежа, связываются с Министерством иностранных дел ПНС через дипломатическую миссию и предоставляют полную информацию о тех, кто желает вернуться, а затем Министерство иностранных дел передает эти имена и номера рейсов компетентным органам, будь то в портах или в Министерстве здравоохранения, в Национальном центре по контролю за заболеваниями, действуя в соответствии с требованиями медицинского обеспечения для подобных ситуаций и рекомендациями ВОЗ.

А.аль-Кеблави добавил, что «пока не все воздушные порты страны были закрыты, поскольку  сообщение с Тунисом и Стамбулом все еще действует, однако были приняты необходимые меры во взаимодействии с соответствующими властями, особенно с Национальным центром по контролю за заболеваниями, который создал более 120 центров мониторинга, развернутые в аэропортах и в наземных переходах, для выявления подозрительных случаев». МИД также призвал граждан Ливии и ливийскую общину за рубежом не скрывать никакой информации, связанной с эпидемией, особенно о местах, которые они посещали.

Он пояснил, что Генеральное консульство Ливии в Стамбуле подтвердило, что турецкие власти официально сообщили им, что все пациенты из Ливии, направляющиеся на текущее лечение, должны быть помещены в карантин на срок 14 дней до начала лечения. МИД получил список  больниц с соответствующей юрисдикцией, призвав  всех граждан и компетентные органы принять эту информацию во внимание. Таким образом, пациенты, направляющиеся в Турцию, могут не опасаться за свое за лечение.

Чиновник обратил внимание канала «Аль-Ахрар» на приостановление выдачи виз всем журналистам, прибывающим в Ливию, до тех пор, пока не улучшатся эпидемиологические условия, а также были установлены контакты с соответствующими властями для введения ограничений на выдачу виз для дипломатических сотрудников, прибывающих из пострадавших районов.

Со своей стороны, директор Национального центра по контролю за заболеваниями,, доктор Бадр аль-Дин аль-Наджар, заявил, что на вирус следует «реагировать ответственно, нельзя отвечать путаницей, которая вызывает панику и страх». Глава центра объяснил, что поступающие сообщения о подозрениях на заболевание не являются первыми в своем роде, и что первые подозреваемые случаи заболевания в Триполи и в Мисурате не подтвердились.

В интервью телеканалам «Ливия» и «Пульс нации», Бадр аль-Наджар пояснил: «Что касается других заявленных случаев, они все еще находятся в изучения, и мы надеемся, что результат будет отрицательным.  До настоящего времени ни одного случая заражением COVID-19 в Ливии не зарегистрировано. Во всяком случае, официально, согласно информации, которая поступает из сети мониторинга, а также через международные офисы мониторинга здоровья в справочную лабораторию. Все эти агентства будут и филиалы Центра документировать любой случай заражения вирусом».

Бадр аль-Наджар продолжил: «Справочная лаборатория находится в Триполи, и д-р Омар аль-Ахмар, директор лабораторного отдела в Центре, отправился готовить вторую лабораторию для исследования образцов в Бенгази, но лабораторное оборудование  необходимо установить и откалибровать, и эта проблема будет решена не более чем через день или два. Анализ образцов  занимает от 3 до 4 часов, пока не появится окончательный результат, и иногда часть теста требует повторения, пока не будет получен конечный результат.  Лаборатория в Триполи сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения, и все работающие с ней проходят должное обучение на высоком уровне, по методикам ВОЗ. То же относится и к ее оснащению».

Тем временем в офис директора представительства Международного бюро по надзору за здоровьем Министерства здравоохранения Временного правительства на востоке Ливии прибыло письмо от директора по безопасности международного аэропорта Бенина, в котором говорится о нарушениях в области здравоохранения, связанных с вирусом. В письме, отправленном в субботу, 14 марта, копия которого попала к журналистам,  поясняется, что некоторые люди прибывают в страну напрямую, не проходя через медицинскую команду, которая присутствует в аэропорту для выполнения необходимых.

В документе добавляется, что «некоторые люди воздерживаются от прохождения процедур здравоохранения под предлогом подчинения определенным юридическим лицам». Службы аэропорта призывают к поддержке и помощи в преодолении этих нарушений и наведении порядка с эпидемиологическим контролем в Бенине, являющейся воздушными воротами восточной Ливии.

Тем временем, администрация  международного аэропорта Митига объявили, что рейс «Ливийских авиалиний», запланированный на воскресенье, 15 марта станет последним рейсом компании в Иорданию.

Аэропорт Митига прекращает воздушное сообщение с Амманом после объявления иорданских властей о том, что все международные рейсы для прибывающих и убывающих пассажиров в гражданских аэропортах Иордании будут остановлены с первых часов следующего вторника  17 марта, до дальнейшего уведомления.

Со своей стороны, глава премьер-министр ПНС, Фаиз Саррадж, объявил о выделении полмиллиарда динаров для противодействия кризису, связанному с вирусом COVID-19, и принятии «адекватных мер для предотвращения распространения этой эпидемии», а также объявил о комплексе мероприятий, которые необходимо принять для преодоления опасности и уменьшения ее последствий, что, в частности, потребует :

  1. Закрытия всех воздушных и сухопутных портов в стране на 3 недели, начиная с понедельника 16 марта, при условии, что Министерство иностранных дел поручает всем посольствам общаться с ливийскими гражданами, находящимися в странах, в которых находятся эти посольства, и предоставлять им помощь, защиту и лечение.
  2. Прекратить обучение в государственных и частных школах, колледжах и университетах в течение двухнедельного возобновляемого периода, чтобы защитить учащихся и их преподавателей от передачи и распространения этой эпидемии, при условии, что Министерство образования принимает меры, позволяющие образовательным учреждениям компенсировать потерянный период обучения.
  3. Прекратить все спортивные и культурные мероприятия и закрыть свадебные залы, которые являются свидетелями больших человеческих собраний.
  4. Работа кафе и ресторанов, «отвечающих высоким стандартам профилактических мер», продолжается до четырех часов вечера. Будет произведено закрытие всех кафе, в которых разрешено курение. (Тут следует знать любовь ливийцев к табакокурению, чтобы понять, о каком ограничении идет речь).
  5. От Министерства по делам вакуфа следует добиваться, чтобы прихожане выполняли молитвы в своих домах до тех пор, пока не исчезнет опасность этой эпидемии, и мы призываем все средства массовой информации придерживаться точности и профессионализма, извлекать новости из официальных источников и не распространять слухи и ложную информацию в дополнение к размещению на рекламных и медийных площадок необходимых сведений для информирования граждан о поведении, которое обязано защищать их и их семьи от распространения болезни.
  6. Правительством будет создана «кризисный штаб», который будет действовать круглосуточно, чтобы следить за событиями, связанными с борьбой с эпидемией, и из него будут выделены рабочие группы, чтобы облегчить процесс общения между гражданами и ответственными медицинскими центрами, а также, для того, «чтобы обеспечить использование методов коммуникации для повышения осведомленности общественности о мерах, которые должны быть приняты для предотвращения распространения этой болезни, и бесплатных звонков в скорую и экстренную помощь».
  7. Все эти процедуры должны будут периодически пересматриваться, чтобы определить, следует ли продлить или прекратить их, или принять новые дополнительные процедуры по мере необходимости.
  8. Министерство внутренних дел и связанные с ним органы принимают необходимые меры для контроля за выполнением этих процедур.

Таким образом, для страны, где идет гражданская  война, в условиях которой эпидемии, подобные COVID-19 могут стать настоящей катастрофой, ведь значительные ее территории и десятки пограничных пунктов никем толком не контролируются, действия ПНС являют собой образчик адекватного реагирования и реализации соответствующих государственных функций, чего нельзя сказать о противоположной стороне.  Объясняется это не гуманизмом власти ПНС, а всем тем же, сохранившимся от прежней Ливии, высоким уровнем организации и оснащения структур, отвечающих за борьбу с эпидемиями. При М.Каддафи в стране регулярно проводились вакцинации и велся массовый ликбез по поводу целого ряда заболеваний. Десятки ливийских медиков регулярно выезжали в соседние африканские страны для оказания помощи при проведении различных карантинных и санитарно-профилактических мероприятий. Вот эти кадры и задействованы в настоящее время, и даже, готовы отправиться на восток страны, не взирая на политические разногласия и продолжающиеся военные действия.

В этой ситуации приближающийся священный месяц рамадан для ливийцев может стать хорошей передышкой, во всяком случае, сокращение рабочей активности и интенсивности тех же военных столкновений должно сыграть положительную роль и в противостоянии ливийского общества распространению COVID-19.

Еще одним характерным признаком достаточно высокой устойчивости системы ливийского здравоохранения и, в каком-то смысле, организации гражданской обороны в условиях эпидемии, является отсутствие официальных заявлений ВОЗ или структур ООН об озабоченности этой проблемой в Ливии. Не поступало сообщений и о нехватке защитных средств, медикаментов или больничных коек. Не отмечено и повышения миграционного движения из страны.