- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии инструкторов бундесвера в подготовке спецназа Нигера

Генеральный инспектор ВС Германии генерал Эберхард Цорн 7 марта 2020 года опубликовал в твиттере видео с фрагментом учения спецназа Нигера. Мероприятие, получившее название «Черный кинжал» (Black Dagger), прошло при активном участии военнослужащих сил специального назначения (СпН) бундесвера и фактически являлось итоговым экзаменом для местного подразделения СпН.

В районе Тахуа (Tahoua), примерно в 200 км к северо-востоку от г. Ниамей, боевые пловцы Командования СпН ВМС Германии (г. Эккернфёрде) с октября 2018 года готовили будущий спецназ армии Нигера в рамках «Миссии газель» (Mission Gazelle). Помимо немецких спецназовцев к прошедшим учениям дополнительно привлекались десантники 2-го батальона 26-го парашютно-десантного полка (г. Цвайбрюккен) и 4 легких вспомогательных вертолета сил специальных операций H145M LUHSOF из состава 4-й эскадрильи 64-й вертолетной эскадры ВВС Германии.

Всего в Нигере в течение трех недель находилось около 180 немецких военнослужащих. Как сообщается, первые военнослужащие бундесвера прибыли в страну 20 февраля 2019 г., стратегическая переброска вертолетов H145M LUHSOF состоялась в течение 24 и 25 февраля. Основной этап учения продлился со 2 по 3 марта. Полное возвращение немецкого контингента планировалось до 13 марта 2020 г.

По оценкам западных военных экспертов, «уникальные навыки», которыми обладают военнослужащие сил СпН бундесвера, делают их востребованными в процессе становления армий стран-партнеров. По этой причине немецкие военнослужащие в Африке и на Ближнем Востоке проводят подготовку четырех «подшефных» подразделений. Помимо Нигера, в рамках операции «Фенек» (Mission Fennek) реализуется официальное сотрудничество со спецназом Туниса, «Миссия арабский леопард» (Mission Arabian Leopard) включает подготовку воздушно-десантных частей Иордании. Аналогичная задача выполняется и в Камеруне. Очевидно, что перечисленные страны-партнеры играют  особую роль в своих регионах.

В частности, Республика Нигер, расположенная в Западной Африке и не имеющая выхода к морю частично находится в Сахаре, а частично в зоне Сахеля. Это одна из крупнейших стран в Африке с площадью территории в 1 267 тыс. кв. км. Сам Нигер и пограничные с ним государства – зона нестабильности, беспорядков и террористических атак.

Являясь по величине 22 государством в мире, Нигер имеет вооруженные силы с численностью всего 12 300 человек. В настоящее время, официально, его армия состоит из 8 мотострелковых рот, одной саперной роты, роты противовоздушной обороны, 4 разведывательных рот на бронетехнике и двух рот СпН, подготовленных к выполнению воздушно-десантных действий. Для проведения подобных операций с десантированием ВВС Нигера имеют в своем распоряжении устаревший военно-транспортный самолет C-130H HERCULES и легкий вертолет модели SA 342M GAZELLE. Оба летательных аппарата дислоцированы в международном аэропорту Diori Hamani.

В 1979 году Нигер закупил два самолета C-130H, один из которых после аварии в том же году  отремонтировать не удалось. Вторая машина в 2005 году также потерпела аварию, но используется до сих пор. Для её ремонта в апреле 2016 года Нигер получил комплект запасных частей. В текущем 2020 году ожидается поставка еще двух С-130, списанных из ВВС США. К тому же, ранее, в качестве пожертвования от Государственного департамента США, получен ангар для С-130. Он находится на южной военной базе Агадез (Agadez). Вертолет SA 342M подарен Францией в 2013 году. Сегодня машина помимо выполнения транспортных задач, прежде всего, используется, как легкий ударный вертолет, оснащенный 20 мм вооружением.

Армия Нигера в 2015 году имела только одну роту, которая условно относилась к силам СпН. Её боевые возможности характеризовались весьма ограниченной компетенцией в проведении контртеррористических операций и действий против партизан (Counterinsurgency). Главным образом, подразделение концентрировалось на проведении операций во взаимодействии с аналогичными силами из Камеруна и Чада и противодействии боевикам террористической организации «Боко харам» из соседней Нигерии.

С тех пор при западном международном содействии боевые возможности подразделений и навыки личного состава армий Нигера и соседней Нигерии постоянно расширяются. Так, в процессе оказания шефской помощи бундесвер предлагает африканским армиям не только инструкторов. В рамках так называемой «Инициативы по укреплению», а также из бюджетов Министерства иностранных дел и Министерства обороны Германии финансируются поставки Нигеру военного снаряжения, перевязочных материалов, автоматов Калашникова, внедорожников «Тойота».

Нигерия с 2015 года получает поддержку со стороны Канадского полка специальных операций (CSOR), её военнослужащих готовят специалисты ВМС Германии, а Командование специальных операций Африканского командования США (US AFRICOM) поддерживает проведение в стране ежегодных учений спецназа «Кремневое ружье» (Flintlock). Аналогичные задачи в регионе выполняют инструкторы из состава сил специальных операций Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Испании и Швеции.

Как подчеркивают военные специалисты Германии, в Нигере боевые пловцы бундесвера принимают участие в «Миссии газель» по приглашению правительства. Немецкие инструкторы выезжают в страну периодически. В остальное время выполнение намеченной программы подготовки контролируется удаленно.

На первом этапе в 2018 году 280 африканских спецназовцев вырабатывали и закрепляли навыки применения личного огнестрельного оружия, ориентирования на местности с помощью карты и компаса, осваивали другие элементы основной подготовки военнослужащих бундесвера.

На втором этапе, в мае 2019 года целью тренинга стало достижение уровня, соответствующего основным навыкам «специализированных подразделений сухопутных войск бундесвера с расширенной базовой подготовкой» (Spezialisierten Kräfte des Heeres mit Erweiterter Grundbefähigung, SpezKrH EGB). Здесь необходимо уточнить, что речь идет об отдельных взводах СпН в ротах штаба парашютно-десантных полков бундесвера. Расширенная подготовка этих взводов позволяет привлекать их личный состав к обеспечению операций сил СпН ВС Германии. При этом, ни парашютно-десантные полки, ни их взводы СпН к частям специального назначения бундесвера не относятся.

Отдельно, следует обратить внимание на то, что в 2019 году оппозиционные партии Бундестага развернули дискуссию относительно присутствия немецких военнослужащих за рубежом в рамках «Миссии газель» и ей подобных без парламентского мандата. Вторым обсуждаемым вопросом стало наличие у личного состава оружия.

В ответ представители военного ведомства ФРГ указали на то, что все перечисленные миссии носят исключительно учебный характер и выполняются в условиях, когда напряженность оперативной обстановки в районах их проведения ниже уровня перерастания в вооруженный конфликт. В этом случае, согласно немецкому законодательству, получение мандата от парламента не требуется. Оружие же служит исключительно для целей подготовки и самозащиты.

Выступая на брифинге по итогам учения «Черный кинжал», представитель бундесвера констатировал успешное их завершение. Батальон спецназа (по факту две роты) армии Нигера подтвердил свою квалификацию. Также было отмечено, что совместная подготовка и подобные тренировки призваны укреплять институты безопасности, содействовать многостороннему обмену информацией и развивать взаимодействие между странами-участницами Транссахарского контртеррористического партнерства (TSCTP). Отдельно немецкая сторона подчеркнула, что, участвуя в подобных миссиях, бундесвер также получает свою выгоду. В частности, личный состав знакомится с особенностями африканского театра военных действий (ТВД) и имеет возможность на практике проверить свою боевую технику и оружие в новых условиях.

Последнее замечание приобретает особое звучание, если вспомнить о визите в Нигер и Мали в октябре 2019 г. министра обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Тогда глава военного ведомства заявила, что ситуация в регионе Сахеля является частью собственной безопасности Германии. Заметив, что основную нагрузку в регионе несут «друзья из Франции», министр расплывчато намекнула на иной подход и большую ответственность, которые могут потребоваться от бундесвера для стабилизации обстановки в Мали и соседних странах.

В данном контексте следует напомнить, что министр обороны Франции Флоранс Парли с середины 2019 года ведет активные консультации с европейскими коллегами и главами африканских государств о концепции антитеррористической операции «Такуба» (вероятный перевод с языка туарегов – «Сабля»). Согласно открытым публикациям, замысел операции предусматривает привлечение в регион до 400 военнослужащих сил СпН из Европы. Этот контингент должен будет не только оказать помощь в подготовке местных армий, но и принять участие в контртеррористических операциях в качестве советников.

По оценкам немецких экспертов, бундесвер делал нечто подобное раньше, в Афганистане, в рамках так называемых «Оперативных групп наставничества и связи» (Operational Mentoring and Liaison Teams, OMLT). Кроме того, такой уровень вовлеченности удовлетворяет идеям Крамп-Карренбауэр: больше немецкой ответственности, вклад в безопасность в зоне Сахеля и, в зависимости от масштабов, дополнительное доступное участие в операции.

 

Таким образом, успешное завершение учения «Черный кинжал» под руководством спецназа бундесвера можно рассматривать с нескольких ракурсов.

Во-первых, командование ВС Германии строго выполняет взятые на себя обязательства по военному сотрудничеству с Нигером. Вместе с тем, хотя и заявлено о подготовке местного батальона спецназа, с учетом периодичности присутствия немецких инструкторов в стране и преобладания дистанционных методик, по факту речь может идти о подготовке 280 военнослужащих Нигера на уровне близком к парашютно-десантным подразделениям бундесвера (полная программа подготовки военнослужащих СпН ВС Германии занимает три года).

Далее. Участвовавшие в мероприятии 4 вертолета  H145M являются относительно новым видом вооружения для ВВС Германии. В настоящее время их парк насчитывает 15 машин именно в версии легкого вспомогательного вертолета сил специальных операций (LUHSOF). Однако, по взглядам немецкого военного руководства вертолет имеет значительный потенциал и может использоваться в других вариантах: противотанковом, огневой поддержки. Предполагается увеличить состав парка до 60 вертолетов. Отсюда, дополнительный прогон машин в пустыне и демонстрация их возможностей в сложных условиях перед генеральным инспектором вполне закономерна, если учесть, что генерал Э.Цорн – главное лицо в ВС, ответственное перед руководством страны за расходы оборонного бюджета.

И наконец, за несколько месяцев до возможного начала операции «Такуба» в регион прибывают боевые пловцы и десантники бундесвера, то есть одни из основных участников этой миссии. К этому добавляется инспекция немецкого контингента в Африке высшим должностным лицом ВС. Очевидно, что силы СпН Германии и их командующий провели рекогносцировку вероятного ТВД и изучили оперативную обстановку на месте. Вне зависимости от того, примет ли руководство страны решение об участии в операции «Такуба» и выдаст ли Бундестаг на это мандат, командование бундесвера, прогнозируя развитие политической ситуации, работает с упреждением в рамках подготовки к предстоящей операции.