- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о текущей ситуации на фронте к юго-западу от Триполи

16 марта полевой командир сил ПНС, действующих на западном и юго-западном направлении, Тахер бен Гарбия в интервью порталам «Аль-Ахрар» и «Оэа» заявил, что «враг, все еще пытается продвинуться по оси Рамла, несмотря на потери, которые он понес в живой силе, технике и оборудовании». Комментарий касался недавних событий к юго-западу от Триполи, где силы ЛНА пытались организовать очередное наступление на город Аз-Завия, где расположен крупный НПЗ, снабжающий бензином столицу и один из экспортных морских терминалов. Туда же, к Аз-Завии, сходятся нитки нефтепровода, идущего от южных месторождений в районах Мурзука и Убари. Судя по всему, попытки ЛНА овладеть этим городом, провалились.

Бен Гарбия так описал происходящее в своем выступлении:  силы «преступника Х.Хафтара» пытались в период с 13 по 15 марта, используя минометы, танки, бронетехнику и банды наемников из «джанджавидов» и других, выйти на рубеж Рамлы, но «герои» бригады «Муджахедун» и 166-ой  бригады, бригад Мисураты и «Сурья Али бин Талиб», в дополнение к местным вспомогательным батальонам, «противостояли им, измотали в оборонительных боях и заставили врага отступить, вынудив его затем бежать, оставив машины, тела убитых и раненых, не пытаясь спасти их».

Что касается причин попыток сил ЛНА развить наступление на направлении Рамлы, Т.бен Гарбия пояснил: «Он (Хафтар) хочет отрезать  дорогу на  Азизию, контролировать эту область, затем  продвинуться к югу от Аз-Завии, осадить ее, перерезать прибрежное шоссе на Сабрату  и, тем самым,  полностью замкнуть окружение столицы, Триполи, но это далеко от реализации, и у нас есть достаточно сил для срыва этих планов. И все эти его наемники могут сделать свой последний вздох, весь набор, который является многонациональным, включая «джанджавидов», йеменцев, сирийцев и чадцев ожидает здесь бесславный конец».

Далее полевой командир продолжил: «Преступник не только убивал детей и женщин, но и бомбил окрестности населенных пунктов, взлетно-посадочные полосы гражданских аэропортов и школы и пытался контролировать город в условиях международного молчания в отношении этих преступных действий и перед глазами миссии Организации Объединенных Наций, которая не поддерживает нейтралитет в отношении этого преступника, но молчит перед более чем 16 странами, которые его поддерживают.  За его спиной находится проект «Век», которым управляет израильская разведка, но мы доберемся до восточного региона, и, поскольку они закрыли нефтяные месторождения, чтобы лишить граждан Ливии нефти, этот проект будет нами ликвидирован».

Бен Гарбия в ответ на вопрос о предположительном развитии ситуации на западном оперативном направлении, высказал следующую точку зрения: «Всем известно, что ПНС быстро и ощутимо продвинулись на направлении Рамла, и есть районы, находящиеся под контролем наших ополченцев, которые мы контролируем, и некоторые районы, которые были ранее безопасны для преступных сил, теперь они становятся небезопасными для них и находятся в диапазоне наших сил. Я думаю, что мы и дальше будем оказывать давление и вытеснять  наемников.  Чтобы достичь власти и добиться своих целей, ЛНА идет на мобилизацию  детей и стариков, а также тех, кто не имеет никой военной квалификации. Большинство из них плачут, когда попадают в плен и  их допрашивают, и мы опубликуем несколько видеороликов, которые отслеживают их бегство с поля битвы под ударами наших сил. В настоящий момент наши силы ведут перегруппировку и зачищают освобожденные территории в ожидании приказа на развитие наступления».

В заключение он сказал: «Нам будет отдан приказ, и мы дождемся инструкций из наших штабов, чтобы атаковать Тархуну и засевших в ней ренегатов,  никто не сможет одолеть нас, наше наступление очень близко, и мы лишь ждем приказа о начале атаки».

В свою очередь, пресс-секретарь операции «Достоинство», проводимой ЛНА против сил ПНС, Ахмед аль-Мисмари объявил 12 марта о наличии большой концентрации «террористических группировок к востоку от Мисураты», что «указывает на то, что турецкая армия поставила им военную технику, такие как радары, ракетные станции,  наладила противовоздушную оборону, а также предоставила им управляемую полевую артиллерию и бронированные машины различных типов».

Он добавил в заявлении, цитируемом в восточноливийских СМИ, что эта «точная информация» была передана в штаб военных операций, который, в свою очередь, включал эти цели в перечень объектов для нанесения по ним ударов.

А.аль-Мисмари продолжил: «Из-за характера и серьезности этих целей я отдал приказ уничтожить их с помощью ВВС и артиллерии, и это наши силы выполнили приказы и уничтожили все выбранные цели, среди которых:

  1. Турецкая радиолокационная станция, база ВВС, Мисурата.
  2. 107-мм артиллерийская батарея у ворот Аль-Ситтин, недалеко от Богрина.
  3. Ракетный комплекс противовоздушной обороны Турции, Академия ВВС, Мисурата.
  4. Радиолокационная станция типа Sky Guard, база ВВС, Мисурата.
  5. Группа различных целей, вооруженных машин и отдельных лиц была полностью уничтожена к югу от Таджуры
  6. «Ворота 60», три вооруженные машины были уничтожены.
  7. Склад боеприпасов в Абу Курайне был полностью уничтожен.
  8. Китайская ракетная артиллерия 107 мм типа 63, район Бин Гашира, уничтожена.

«Наши доблестные силы по-прежнему продолжают уничтожать оставшиеся избранные цели, которые представляют собой военную угрозу нашим силам к востоку от города Мисурата, а также нами отмечено передвижение этих сил и сосредоточение ими новых военных возможностей в нарушение перемирия, особенно после того, как мы осуществили мониторинг угроз и отреагировали на клятвы  атаковать наши силы, озвученные лидерами террористических группировок» — заключил пресс-секретарь.

Попробуем вычленить смысловую информацию из напыщенных заявлений пресс-службы ЛНА и расплывчатых комментариев полевого командира ПНС, а также суммируем другие, известные на сегодня, данные. Попытка сил ЛНА продвинуться в районе Азизия – Аз-Завия потерпела неудачу, и они были вынужденные отступить, местами на 40-50 км.  При этом, ЛНА понесли ощутимые, по ливийским меркам, потери, потеряв около 150-200 человек убитыми и ранеными, не менее 3 танков, 2 САУ и порядка 30 единиц различной легкобронированной техники, пикапов и грузовых автомобилей. Силы ПНС смогли обезопасить район к югу от Аз-Завии и вполне возможно попытаются расширить зону контроля в треугольнике Аз-Завия – Азизия – Бир аль-Ганем. Если у них хватит резервов, то они будут способны создать угрозу для флангового удара по тем отрядам ЛНА, которые пытаются продвинуться в секторе Савани — Каср бин Гашир, что косвенно следует из слов бен Гарбии, упоминавшего Тархуну в качестве следующей цели. Такой фланговый удар, а вернее, глубокий обходной маневр, вполне способен привести к окружению всей группировки ЛНА под Триполи.

Насколько отряды ПНС готовы к таким действиям покажет самое ближайшее время, однако налицо и концентрация на юго-западном направлении их свежих сил, очевидно подпитанных турецким оружием и техникой, и улучшившийся уровень планирования операций, и маневр силами и средствами тех же мисуратских бригад, оказавшихся на западном фронте и вновь подтвердивших свой высокий боевой потенциал и морально-волевые качества. Восстановление контроля над районом Азизии даст возможность силам ПНС задействовать ресурс крупного танкоремонтного завода, расположенного в этом городе, который был возведен при техническом содействии советских специалистов в 1980-е годы. Будет над чем задуматься и силам племенного ополчения Зинтан, часто меняющим сторону в конфликте.

Налицо заметное снижение активности БПЛА обеих сторон: силы ЛНА потеряли несколько таких аппаратов, против которых эффективно действовали турецкие системы ПВО, в свою очередь, не менее 4-6 турецких «Байрактыров» было потеряно от средств ПВО ЛНА, в том числе, ЗРПК «Панцирь», «одолженных» ОАЭ. По крайней мере, одна такая установка была уничтожена, так же как и были потеряны несколько эмиратских бронемашин «Нимр». К слову, ОАЭ несут в Ливии существенные потери: по информации из Триполи, не менее ста военнослужащих из этой страны, включая нескольких старших офицеров, были убиты в ходе боевых действий за 2018-2019 гг. В Абу-Даби всячески скрывают эти данные, однако, то, что в Ливии ОАЭ, похоже, получают свой собственный «Афганистан», не является таким уж преувеличением.

Силы ПНС достаточно успешно освоили контрбатарейную борьбу, используя турецкие станции радиолокационной разведки и 155 мм САУ «Фиртина». Отмечено и ухудшение качества личного состава сил ЛНА: призывников и добровольцев явно не хватает, а те, что есть, идут служить исключительно за оплату, что объясняет их низкую устойчивость, столкнись они с более мотивированным или профессиональным противником. В этом смысле силы ЛНА все более походят на регулярную сирийскую армию, а их противник, на силы оппозиции, действующие в сирийском Идлибе.

10 марта, Фонд  по вопросам мира, развития и прав человека осветил ситуацию с правами человека в арабских странах, находящихся в состоянии конфликта, и последствия внешних вмешательств, четко подчеркнув влияние терроризма на ситуацию с правами человека.

В своем ежегодном докладе, озаглавленном «Арабские страны в конфликте: права человека», эта правозащитная организация заявила: «Что усугубляет кризис, который переживает арабский мир, так это насильственное  вооруженное и  политическое вторжение, указывающее на вмешательство Ирана и Турции. Это происходит в нескольких странах, таких как Йемен, Ирак, Сирия, Ливан и Ливия (от себя мы бы добавили к списку интервентов Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ, а также Египет).

«Турция играет важную роль в нестабильности ряда арабских стран, особенно в Сирии и Ливии, и в своей постоянной поддержке катарского режима в его кризисе со странами Персидского залива» Эрдоган стремится добиться политических и экономических выгод и в тех странах, которые вмешиваются в его дела, и доказательством этого является то, что он вмешался в события в Ливии, поддерживая «Братьев-мусульма », стоящих за правительством Фаиза Сарраджа. Если турецкая интервенция в Сирии происходит из-за фактора соседства, а в Катаре из-за того, что «братство» контролирует в нем государство, то именно его вмешательство в ливийский кризис привело к хаосу в Триполи и росту нестабильности. Конфликт в Ливии разгорелся из-за прямого вмешательства Анкары и в этих обстоятельствах усилились вооруженные экстремистские вооруженные группы, не только связанные с ИГ («Исламское государство», запрещено в России – авт.), но также включающие вооруженные группы салафитов и другие вооруженные группы, связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в России – авт.), — говорится в документе.

В докладе подчеркивается: «Две основные стороны в конфликте в Ливии совершают серьезные нарушения прав человека, а также неоднократные нарушения международного гуманитарного права, при соучастии стран, поставляющих оружие и боеприпасы вооруженным группировкам в Ливии, особенно Турцией, которая 27 ноября 2019 года подписала соглашение о безопасности с «незаконным» правительством ПНС». В начале этого года турецкий парламент утвердил президентский запрос на отправку турецких солдат в Ливию, и президент Турции также подтвердил свое заявление о том, что турецкие войска уже начали отправляться в Ливию. Турция стремится «инвестировать в ухудшение ситуации в Ливии, чтобы восстановить ее после усугубляющегося экономического кризиса, увеличив финансовую отдачу от поставок контрабандного оружия в Ливию, где турецкое правительство стремилось увеличить экспорт оборонной промышленности в течение 2019 года до примерно 3 млрд долларов после получения в 2018 году около 2,2 млрд долларов. Ливия, которая богата природными ресурсами, дает возможность увеличить продажи оружия наряду с планами Турции воспользоваться преимуществами энергетических открытий в Средиземноморье, особенно в свете крупных провалов турецкой экономики, которая достигла очень низких темпов роста в 2018 году. По данным Турецкого статистического института, он составил лишь 2,6% по сравнению с 7,4%, в 2017 году».

Турция, поддерживая правительство Сарраджа, планирует возобновить строительные проекты в Ливии стоимостью около 18 млрд долларов.

Мы согласимся с оценками доклада с той лишь разницей, что не только Турция преследует в Ливии свои корыстные интересы, наживается на поставках оружия, поддерживает своих союзников и агентов влияния: этим занимаются все, без исключения стороны, участвующие в ливийской драме, вне зависимости от того, какой риторикой они оправдывают свои действия. То же самое справедливо и в отношении Сирии и Йемена.  Что до самого ливийского народа, то продолжение противостояния как не отвечало его интересам, так и не отвечает, являясь своеобразной платой, за сорок лет иждивенчества и инфантилизма при Джамахирии. Пока что ни силы ЛНА  и аморфный парламент в Тобруке, ни ПНС в Триполи не являются его полноценным представителем, будучи, по сути,  условно легитимными квазиструктурами с частичными признаками государственного управления, действующими в формате административной, хозяйственной и, частично, атрибутивной матрицы прежней Ливии.