- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о создании новых политических партий и о внутриполитических трендах в Турции. Часть 5

Продолжаем анализ внутриполитической обстановки в Турецкой Республике. Если смотреть на турецкие СМИ, в особенности, турецкое телевидение, то может сложиться совершенно обманчивое впечатление, что единственное происходящее в Турции – это борьба с коронавирусом.

Заметим немаловажное обстоятельство, в качестве одного из характерных примеров. Принято решение о том, что президент Р.Т.Эрдоган временно приостанавливает свои зарубежные поездки.

Разумеется, это – не столь уж удивительно с учетом того, что все, вообще, государственные служащие сейчас в Турции стали невыездными. Тут есть, как минимум, три аспекта:

  1. Коронавирус дает турецкой власти хорошую отсрочку для того, чтобы поставить многие дела на паузу. В частности, то, что происходит в Сирии, но не потерять при этом лица.
  2. Р.Т.Эрдоган может чуть поплотнее заняться внутриполитическими делами и тем, что связано с обстановкой внутри Партии справедливости и развития. То есть, тем, чем он не мог довольно долго и полноценно заниматься и что оборачивается сейчас нежелательным развитием ситуации.
  3. Р.Т.Эрдоган – это далеко не человек абсолютного здоровья. И президента Турции, понятным образом, берегут от вероятностей инфекции. Хотя понятно, что любой зарубежный визит готовится так, что там ни комар, ни коронавирус не проскочат.

Но, главное, на сегодня – это, все же, вопросы внутренней политики. Отдельно, разумеется, стоит посмотреть выйдет ли из схватки с коронавирусом турецкое руководство набрав очки, потеряв очки или сохранив прежние позиции.

Сейчас — самое время турецкому руководству показать свою эффективность. Действия турецкого руководства сегодня имеют довольно высокую цену для президента Р.Т.Эрдогана и партии власти, поскольку неизбежно отольются на их электоральных рейтингах.

В определенном смысле, коронавирус – это возможность показать свою эффективность и даже, где-то, реваншироваться. Можно назвать его своего рода «обнулением» для общественного сознания.

За тот же визит в Москву 5 марта, на котором Р.Т.Эрдоган очки потерял. Хотя, как мы и писали, не совсем заслуженно. Но сейчас – самое время для него обратить внимание на конкурентов. Особенно на тех, что представляет для партии власти опасность.

Заметим, что опасность для неё не представляют кемалисты из Народно-республиканской партии Турции. Просто потому, что у неё есть свой естественный электоральный порог – 20-25% в зависимости от года и политической конъюнктуры. Разумеется, это и не Хорошая партия (ХП), которая делит с несколько оголтелыми националистами из Партии националистического движения (ПНД) достаточно радикальный правый электорат. Все же, националистический уклон, так или иначе, демонстрируют все партии, каждая на свой манер. Но эстетика «серых волков» подходит очень ограниченному кругу турецких избирателей и 10-15% — это их потолок на двоих. Прокурдская Партия демократии народов (ПДН), в качестве изгоя на турецкой внутриполитической площадки, собирает свои 10% курдских голосов (тех, кто не пошел под крыши других партий).

Можно понять, что одним из путей поправить дела в Меджлисе для Партии справедливости и развития является «убрать» одну партию из парламента. Разумеется, Партию демократии народов. Однако, это могло бы работать в условиях, когда на подходе не было бы куда как более опасных конкурентов.

Кто является более опасными?  Прежде всего, новые игроки. Никогда не знаешь, что аудитории «зайдет». Это — сложно прогнозируемый момент, когда и при каких обстоятельствах что-то «выстреливает». Ну и те, кто претендуют на твою собственную аудиторию.

Партия справедливости и развития – это самый успешный игрок на ниве умеренного ислама в Турции. И на их электорат, до сих пор, особо никто не покушался.

Но на настоящее время появилось два движения в Турции, которые грозят буквально расколоть ПСР изнутри. Условно можно назвать эти две половины – за экономику и за идею.

За экономику «ратует» Партия демократии и прорыва под председательством бывшего соратника президента Р.Т. Эрдогана – Али Бабаджана. У него – буквально идеальный бэкграунд, чтобы быть воспринятыми как консервативным бизнесом страны, так и зарубежными инвесторами. Кстати, заметим, что тому консервативному бизнесу, что был близок к действующей власти, очень понадобятся гарантии того, что они сохранят свои позиции в момент транзита власти. И такие гарантии могут им дать только те, кто, так или иначе, находятся с ним в одной лодке. Речь разумеется, может идти только о партиях, образованных бывшими ПСРовцами. В частности, Али Бабаджаном, с его ярко выраженным экономическим уклоном.

Другим кандидатом на это является Ахмет Давутоглу, создавший и возглавивший Партию будущего. Ровно тогда, когда его посчитали «профессором, случайно попавшим в политику» и «теоретиком». И после того, как его, достаточно унизительно, сместили с поста премьер-министра страны и лишили всяческих политических перспектив. Но, как выясняется, в эпоху перемен, лишиться политических перспектив в правящей партии не является тождественным тому, чтобы их лишиться вовсе. Напротив, эту ситуацию можно попробовать обратить в свою пользу.

Это – как распад любой крупной конструкции (будь то СССР или КПСС – В.К.). Первые бегущие с корабля и открестившиеся имеют шанс предстать «диссидентами» и собрать сливки на антирейтинге распада предыдущей структуры. И, похоже, что этот процесс в отношении Партии справедливости и развития – настал.

Как экономику пытается вытянуть на себя Али Бабаджан, так акцент на внешней политике пытается «продать избирателям» бывший премьер-министр и министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. Того глядишь и его новоосманскую книгу «Стратегическая глубина», пережившую в Турции не один десяток переизданий и переведенную на ряд языков (включая тот же греческий), могут взять, сдуть пыль и обеспечить ребрендинг для лозунга «ноль проблем с соседями!».

Вообще говоря, а почему бы и нет?  Ведь надо сказать, что именно сейчас у Турции – проблем с соседями больше, чем когда бы то ни было со времен её Войны за независимость. Так что — самое время попробовать вновь предложить обществу такую повестку.

То, как на открытии своей Партии демократии и прорыва выступал Али Бабаджан, мы уже подробно обсуждали. Теперь – самое время посмотреть на выступление Ахмета Давутоглу трехмесячной давности. Отметим несомненную пользу анализа речей выступающих, которые органично дополняют партийные программы, лишенные выражения и интонаций, которые допускает политик в своем общении с аудиторией, к которой он обращается.

Итак, что же на открытии Партии будущего сообщил собравшимся Ахмет Давутоглу, выбравший в качестве логотипа для партии зеленый кленовый лист? И каким языком он это сказал? Указал ли он «виновников» наблюдающихся проблем или обошел их стороной?