- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых направлениях расширения ударных возможностей оперативно-тактической авиации ВВС Исламской Республики Пакистан

По данным СМИ КНР, 10 марта 2020 г. пилоты эскадрильи №16 ВВС Исламской Республики Пакистан выполнили контрольные пуски бетонобойных бомб под обозначением  HAFR-II с истребителей JF-17 Block I. Китайские  специалисты отметили, что на каждом истребителе было размещено по 4 бомбы на двух внешних точках подвески, что стало возможным благодаря сдвоенным композитным кронштейнам – скопированы с аналогичных узлов от американского бомбардировщика F-111.

Следует отметить, что разработку данного боеприпаса пакистанские конструкторы начали в 1992 г. после анализа применения аналогичных средств поражения наземных железобетонных конструкций в рамках операции ВС США «Буря в пустыне» в 1991 г. Известно, что первая версия бомбы HAFR была готова примерно через 8 лет после начала ОКР.

По информации китайских источников, пакистанские специалисты в качестве основы использовали авиационную бомбу Durandal, предназначенную для разрушения взлетно-посадочных полос, железобетонных ангаров и укреплений. Как известно, данный боеприпас был разработан специалистами  французской компании MATRA еще в 70-е гг. прошлого столетия.

Следует отметить, что французская сторона поставляла бомбы Durandal как официальному Исламабаду, так и официальному Пекину. В этой связи некоторые обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий склонны полагать, что конструкторы предприятий национального ОПК оказывают пакистанским партнерам содействие в дальнейшем развитии данного боеприпаса, который необходим ВВС исламского государства на случай возникновения вооруженного конфликта.

Предприятия ОПК КНР осуществляют выпуск однотипного авиационного средства поражения взлетно-посадочных полос под обозначением «Тип 250-4». Модификация, предназначенная для поставок в ВВС иностранных государств, получила обозначение «Тип 200А».

Известно, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по боеприпасам серии HAFR выполняют сотрудники Advanced Engineering Research Organization – фактически, это одно из предприятий оборонно-промышленного комплекса Пакистана, которое расположено на территории Air Weapons Complex (н.п.Камра) — оружейный холдинг, состоящий из научно-исследовательских, конструкторских и ремонтных предприятий, выполняющих НИОКР в следующих областях:

– разработка, обслуживание и ремонт летательных аппаратов для ВВС;

– разработка и адаптация новых комплектующих для истребителей;

– ремонт и обслуживание турбореактивных двухконтурных двигателей;

– разработка и модернизация бортового радиоэлектронного оборудования;

– разработка и адаптация радиолокационных станций под требования заказчика;

– внедрение лазерных излучателей в состав авиационного вооружения и носителей.

– разработка и серийное изготовление беспилотных летательных аппаратов различного назначения;

– конструирование и производство авиационных средств поражения различного назначения.

Продажу продукции предприятий национального ОПК Пакистана обеспечивает компания Global Industrial& Defense Solutions, которая выполнять роль торгового представителя и банковского посредника.

В отношении авиационной бомбы модели HAFR-I» известно, что пакистанские конструкторы сохранили конструкцию французского боеприпаса, однако увеличили некоторые линейные размеры. В качестве основного материала для данного авиационного средства поражения применяется сталь  марки «35» и «40», которую поставляют китайские сталелитейные компании.

По данным китайских источников, боеприпас пакистанского производства имеет длину 2,7 м, а диаметр корпуса составляет 223 мм. При таких линейных размерах HAFR-II имеет массу чуть более 200 кг из которых 115 кг. приходится на тандемную боевую часть и еще 22 кг это масса топлива для реактивного ускорителя, который установлен в средней части боеприпаса.

Порядок применения рассматриваемого АСП предполагает, что пилот, выполнит сброс по бомбы, осуществляя полет на предельно малой высоте, (в диапазоне от 60 до 100 м над землей) со скоростью до 1100 км/ч. После отделения от самолета рассматриваемый боеприпас раскроет вспомогательный парашют  (площадь купола 2 кв. м), который поможет снизить скорость снижения до 120-140 м/с.

На третьем этапе произойдет раскрытие основного парашюта с площадью купола 10 кв. м, который затормозит бомбу до скорости 25 м/с и позволит ориентировать ее относительно земли в диапазоне от 36 до 40 градусов. На четвертом этапе  происходит включение твердотопливного реактивного двигателя, который благодаря тяге 9000 кгс/см кв. за 0,45 секунды обеспечивает бомбе ускорение до 240-270 м/с, что позволяет боевой части пробивать железобетонное перекрытие толщиной 40 см.

По данным китайских источников, в рамках учений High Mark-2010 пилоты ВВС Пакистана применили рассматриваемые бомбы по цели – участку взлетно-посадочной полосы, что позволило установить эффективность боеприпаса. Замеры показали, что одна бомба типа HAFR-II способна создать воронку глубиной 2 м и диаметром 5 м. Кроме того, в результате попадания создаются обширные трещины в железобетоне в радиусе 15 м от места подрыва.

Следует отметить, что подобные АСП позволяют разрушать не только взлетно-посадочные полосы, но и мосты, причальные сооружения, железнодорожные станции и т.д. Основной недостаток такого боеприпаса состоит в том, что самолету-носителю необходимо прорвать рубеж(и) ПВО и выполнять полет на минимальной высоте, что крайне опасно с учетом распространенности переносных зенитно-ракетных комплексов, операторы которых могут получать информацию с боевых постов радиолокационных станций, отслеживающих маловысотные цели.

В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что бомба HAFR-II включена в номенклатуру таких самолетов оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана, как «Мираж-III», «Мираж-5», F-16, А-5III.   Очевидно, что к настоящему моменту в данный список можно добавить истребитель JF-17, которые к настоящему моменту составляют основу истребительной авиации, поскольку штурмовики А-5II давно сняты с вооружения. Кроме того, французские истребители практически исчерпали ресурс, а летное происшествие от 11 марта 2020 г. с истребителем F-16 показывает, что американские боевые самолеты находятся на грани технической годности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что 10 марта 2020 г. ВВС Пакистана провели испытания другого бетонобойного боеприпаса – GBU-12 (пр-во США). В качестве самолета носителя также выступил истребитель JF-17, который был оснащен оптико-электронным комплексом разведки и наведения ASELPOD (пр-во компании ASELSAN, Турция).

Как известно, что ВВС Пакистана в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия получили от американских партнеров 700 авиационных бомб GBU-12, эффективное применение которых возможно только при наличии систем лазерной подсветки и распознавания цели.

С учетом проведенных в конце февраля 2020 г. испытаний противокорабельных ракет С-802АК и «РААД-2» представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что ВВС Пакистана начинают очередной этап перевооружения, который является ответом на активные испытания АСП в Индии.