- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущем статусе воздушного пространства Ливии

Итальянский  филиал веб-сайта «Военный радар», который специализируется на мониторинге военного воздушного движения и передвижениях летательных аппаратов, используемых для разведки, заявил  19 марта, что самолет ВВС Греции ERJ-145 AEW & C 374 провел миссию по наблюдению за Средиземным морем у побережья Ливии.

В отчете итальянского  «Военного радара», копию которого получил ливийский оппозиционный портал «Оэа», сообщается», что самолет покинул базу ВВС Греции в Афинах в 07:42 CET, и направился на юг, подтверждая, что затем радары потеряли траекторию полета самолета в течение часа, в ходе которого он предпринял миссию наблюдения над серединной частью Средиземное моря у ливийских территориальных вод.

Касаясь вопросов регулярного выполнения самолетами ВВС Италии, Франции, США и Греции полетов в этой части Восточного Средиземноморья, «Военный радар», сообщает своим подписчиками, что процесс периодического мониторинга осуществляется в соответствии с решением Европейского союза о проведении миссий по воздушному и морскому надзору, направленных «на работу со средиземноморскими заинтересованными сторонами» в целях «обеспечения осведомленности о морских позициях, сдерживания терроризма и борьбы с ним, а также наращивания информационного потенциала».

Некоторые задачи также включают поддержку «осведомленности о морских ситуациях, поддержку свободы судоходства, проведение миссий по перехвату морской контрабанды, борьбу с морским терроризмом, содействие наращиванию потенциала поддержания безопасности, борьбу с распространением оружия массового уничтожения и защиту жизненно важной инфраструктуры».

Примечательно, что это не первый случай, когда такие аэронавигационные частные организации  обнаруживают нарушения экономических зон и государственных границ сопредельных стран самолетами и вертолетами, а также БПЛА, принадлежащих иностранным государствам, в ходе разведывательных, наблюдательных или даже учебных и экспериментальных полетов.

Итальянский филиал веб-сайта «Военный радар» ранее уже не раз сообщал об очень большом количестве нарушений ливийского воздушного пространства, а также проведении операций разведки и наблюдения, последней из которых был мониторинг самолета Boeing, принадлежащего ВВС Турции, в ходе миссии разведки и наблюдения у побережья Ливии, а также самолетов НАТО, самолетов французских ВВС и некоторых других.

Согласно сообщениям нескольких глобальных радиолокационных станций, которые следят за воздушным движением, ВВС Италии в течение прошлого года значительно активизировали свои полеты над западными районами воздушного пространства Ливии.

Независимые наблюдатели отмечают, что страны, летательные аппараты которых  регулярно проникают в воздушное пространство Ливии, не боятся разоблачений таких фактов. Если какие-то комментарии и звучат, то описывают ситуацию двумя сценариями:  либо эти страны сотрудничают и действуют в интересах поддерживаемого на международном уровне правительства ПНС, либо они обеспечивают задачи служебного характера и не намерены раскрывать детали миссий.

Примечательно, что именно бесплатные приложения в интернете, такие как Flight Radar, позволили аэронавигационным энтузиастам раскрыть правду о доступности неба Ливии, и эти приложения неоднократно фиксировали аналогичные интенсивные полеты самолетов-разведчиков итальянских ВВС в восточный регион Ливии в части его воздушного пространства, которые были ограничены восточными и западными районами Бенгази. Трассы их полетов, до выключения транспондеров показывали вылеты с авиабаз на Сицилии и в Южной Италии, а сами миссии иногда доходили  вплоть до Аль-Абьяра, Салуки и Камине, то есть, охватывали не только морские и прибрежные участки, но углублялись на значительное расстояние над сушей.

Статистический раздел на веб-сайте «Военный радар» может познакомить с неоднократными примерами таких шпионских полетов. В марте 2018 года официальный отчет веб-сайта опубликовал сведения об итальянском самолете-разведчике, который проник в воздушное пространство Ливии, сообщив, что это была воздушное судно Gulfstream, взлетевшее с базы «Трапани» на юге Италии. И затем вернувшееся туда же, выполнив задачу по разведывательной  съемке объектов в Восточном Бенгази, после 7 часов непрерывного полета в небе Ливии.

Подобные примеры свидетельствуют о полном отсутствии у квазигосударств, возникших на месте Джамахирии, такого признака, как государственный суверенитет, заодно и о неспособности контролировать собственное воздушное пространство. Для страны, с протяженностью береговой линии свыше 1 500 км. это критично. Увы, приходиться констатировать, что сегодня в воздушном пространстве Ливии действуют все, кому не лень, и если ПНС прибегает к помощи ВВС ряда европейских стран и Турции, то транспортные самолеты из ОАЭ так же свободно прибывают на восточные ливийские аэродромы, следуя через Саудовскую Аравию и Египет, доставляя оружие и подкрепления для сил ЛНА. Точно также, без ограничений, действуют в ливийском небе ВВС АРЕ и пилоты отдельных ЧВК. Что касается обстановки на южных границах, то там, кроме местной администрации, никто не в курсе, какие самолеты и с какими грузами могут прибывать на аэродромы Куфры, Себхи, Гата.

Так, Гайт Нури, глава Управления по наблюдению и контролю штаба сил операции «Карама» («Достоинство»), проводимой ЛНА, подтвердил, что «незаконное правительство ПНС продолжает вербовать африканских наемников из стран Сахеля и Сахары для поддержки своих сил и пополнения рядов вооруженных ополченцев в битве за столицу Триполи».

В заявлении для саудовского веб-сайта Al Arabiya.net, Г.Нури пояснил, что военная разведка ЛНА следила за маршрутами транспортировки африканских наемников из их стран в столицу Ливии Триполи, где было установлено, что этот процесс происходит под эгидой ПНС и «официальными средствами» через ливийские аэропорты и на ливийских самолетах. Особенно, через аэропорт Гадамес, в котором находится военизированная группировка, принадлежащая командиру Штаба совместных операций в западном регионе, Усаме аль-Джувейли.

По оценке представителя ЛНА, эта группа отвечает за прием наемников и их доставку в западный регион, по воздуху, а также через сухопутные границы, где их переброска через пустыню обеспечивается в район Убари, а затем в регион Идри-Айна, где они находят посредников, которые, по договоренности с У.Джуили, перевозят их на личных автомобилях в столицу страны.

Он пояснил, что процесс вербовки наемников происходит на основе секретных соглашений ПНС с вооруженными группировками Чада или Судана, подчеркнув, что эти бойцы хорошо подготовлены и входят в Ливию отдельными группами и по разным маршрутам с одной целью: участвовать в вооруженных столкновениях, убивать ливийцев и уничтожать страну, добавив, что правительство ПНС «предоставляет им большой потенциал, будь то материальное или техническое обеспечение», не предусмотренное для постоянных африканских мигрантов, не комбатантов, которых «они иногда тоже используют для укрепления своих рядов».

Представитель ЛНА, Ахмед аль-Мисмари заявил 15 марта,  что «число сирийских наемников, отправленных президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Ливию, составило 7500 человек, а также тысячу турецких офицеров и отдельных специалистов и советников, пояснив, что Эрдоган отправляет в западную Ливию от 300 до 400 наемников в неделю. Большая их часть прибывает по воздуху в аэропорты Мисурата и Митига.

Очевидно, что ни ПНС, ни ЛНА в настоящий момент не способны организовать мало-мальски надежный контроль за воздушным пространством. Для этого у них нет ни самолетов, ни радиолокационной системы мониторинга, а отдельные обзорные РЛС, относящиеся к аэропортам в Триполи и в Бенгази, имеют ограниченный радиус обзора. Система управления воздушным движением не функционирует, а подавляющее большинство средств технического обеспечения полетов, навигации, связи уничтожены или повреждены. Отдельные восстановленные самолеты бывших ВВС ВСНЛАД и те, что прибывают от внешних спонсоров используются противоборствующими сторонами либо для разведки, либо для спорадического нанесения бомбо-штурмовых ударов и, совершенно точно, ни один пилот той же ЛНА не рискнет перехватывать самолет-разведчик ВВС Италии или Греции.

Полная вседозволенность и анархия, царящие в ливийском небе, имеют и оборотную сторону: в будущем стране придется заново создавать систему УВД и ПВО, а это сулит миллиардные контракты тому, кто возьмется за эту задачу.