- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сотрудничестве КНР и Пакистана в области вооружения ПВО

Одним из ключевых компонентов обеспечения военного аспекта национальной безопасности любого государства является система противовоздушной обороны, которая обеспечивает защиту государственных границ от проникновения любых недружественных воздушных судов и перехват таковых при ее нарушении. Защита воздушного пространства, как правило, является эшелонированной за счет применения зенитно-ракетных комплексов или систем  малой, средней и большой дальности.

Именно такое классическое трехуровневое построение позволяет системе ПВО эффективно обнаруживать и противодействовать воздушным нарушителям, которые могут, как вести разведывательную деятельность, так и наносить удары по наземным стратегическим объектам систем государственного, военного управления.

Как отмечают китайские специалисты, наиболее ярко противостояние систем ПВО и подразделений ВВС выражено южноазиатском регионе, а именно между Пакистаном и Индией. Официальный Исламабад лишен полноценного оборонно-промышленного комплекса и в вопросе зашиты воздушного пространства вынужден опираться на поставки вооружения и военной техники ПВО иностранного производства.

По причине действующих санкций, введенных странами Запада после двух подземных ядерных испытаний, поставки вооружения ПВО, которое носит оборонительный характер, возможны только из КНР или РФ. К настоящему моменту вероятность подписания контрактов на поставку ЗРК или ЗРС российского производства в Пакистан крайне мала в силу особенностей военно-политических контактов между официальной Москвой и Нью-Дели. Как известно, индийская сторона неоднократно вмешивалась в переговорный процесс между российскими оружейниками и пакистанскими клиентами даже по вопросам поставок образцов стрелкового вооружения.

В таких условиях, официальный Исламабад вынужден ориентироваться только на поставки вооружения и военной техники исключительно китайского производства. К положительным моментам в «китайских закупках» следует отнести вариативность способов оплаты, а также возможность постепенного приобретения всех элементов эшелонированной системы ПВО объектов, районов или всей страны.

Китайские специалисты отмечают, что в настоящее время основную угрозу для ПВО Пакистана представляют разведывательные беспилотные летательные аппараты ВВС Индии, которые способны выполнять продолжительные полеты на больших высотах, а композитные материалы снижают их заметность для стационарных наземных РЛС. Следует отметить, что специалисты ВВС Индии планируют маршруты полетов беспилотных разведчиков с учетом дальности действия известных наземных РЛС системы ПВО Пакистана.

Исправление подобной ситуации возможно только за счет внезапного развертывания новых мобильных ЗРК большой дальности, способных обнаруживать множественные воздушные цели на дальности более 100 км.,  и выполнять их  перехват. В настоящее время на вооружении ПВО Пакистана находится ЗРК под обозначением FD-2000 – экспортный вариант комплекса «Красное знамя 9».

Разработка рассматриваемого ЗРК была начата в КНР  в рамках опытно-конструкторской работы «Проект 09» еще в 1980 г., однако прорывного развития удалось добиться только после начала поставок ЗРС С-300ПМУ-1 в интересах подразделений ПВО НОАК. Основное отличие китайской версии комплекса состоит в количестве радиолокационных станций.  После внесения значительных конструктивных изменений ОКР получила шифр «Проект 10».

Один дивизион ЗРК «Красное знамя 9» в базовой версии комплектуется радиолокационной станцией SJ-212 (экспортный вариант имеет обозначение HT-233), обеспечивающей круговой обзор, обнаружение воздушных целей и дальнейшее сопровождение ЗУР. Вторая станция, совмещенная с командной машиной, обеспечивает подсветку воздушных целей.

В отношении трехкоординатной РЛС SJ-212  с активной фазированной антенной решеткой известно, что ее минимальная мощность составляет 60 КВт, а при пиковых нагрузках достигает 1 МВт. Фактически, для нормальной работы необходим достаточно мощный внешний источник питания, в качестве которого может выступать стационарная электростанция. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель составляет 120 км, а дальность принятия на сопровождение 90 км.

Рассматриваемая станция может одновременно наблюдать около 100 воздушных целей, находящихся на высотах более 7 км., а также одновременно сопровождать 50 целей и выделять 6 как наиболее опасные и еще 6 в качестве целей для второго залпа. По мере модификации программно-аппаратного комплекса количество одновременно обстреливаемых целей увеличено до 8. Время реагирования на каждую новую цель составляет от 12 до 15 секунд.

По данным китайских источников, станция SJ-212 обеспечивает перехват крылатой ракет на удалении до 15 км., а баллистической до 25 км. Максимальная скорость баллистической цели не должна превышать 6 МАХа.

Дивизион сокращенного состава – шесть мобильных ПУ по 4 ракеты на каждой в восьмиугольных транспортно-пусковых контейнерах. Дивизион среднего масштаба состоит из восьми ПУ, а в усиленном варианте включает 12 ПУ. Таким образом количество целей, обстреливаемых одновременно варьируется от 12 до 24 соответственно, поскольку для гарантированного поражения одной воздушной цели необходимо применять 2 ЗУР. Интервал между пусками ЗУР составляет 5 секунд. Для перезарядки одной ПУ необходимо от 2 до 5 минут.

Китайские специалисты отмечают, что в процессе разработки «Красного знамени 9» использовали документацию по ЗРС С-300П и С-300В. Управление действиями дивизиона осуществляют три оператора. Каждый боевой пост оснащен двумя мониторами с диагональю 20 дюймов, клавиатурой и мышью.

В составе одной бригады может находиться до шести дивизионов ЗРС и для расширения возможностей по обнаружению аэродинамических целей может быть придана мобильная РЛС «Тип 305В» – позволяет обнаруживать баллистические цели на дальности около 100 км. Управление действиями бригады обеспечивает мобильный командный пункт. Одна бригада ЗРС «Красное знамя 9» способна перехватывать до 48 целей одновременно, выполняющих налет с трех направлений.

В качестве шасси для пусковых установок, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин применяется автомобиль повышенной проходимости модели ТА5380 с колесной формулой 8х8. Перемещение РЛС SJ-212 обеспечивает автомобиль модели TA5501 с колесной формулой 10х10. По данным китайских источников, РЛС «Тип 305B» размещается на трехосной платформе (12 колес), которую буксирует тягач модели ТА-4360.

В процессе создания зенитной управляемой ракеты китайские специалисты столкнулись с определенными проблемами технического характера и не смогли достичь параметров боеприпасов советской разработки. В результате была создана ЗУР с длиной 6,51 м и диаметром корпуса 0,466 м. Масса ракеты составила 1300 кг, из которых 180 кг. пришлось на боевую часть с дистанционным взрывателем. Максимальная скорость ракеты составляет 4,2 МАХа. Такие скоростные характеристики обусловлены применением твердого топлива марки НТРВ (аббревиатура английская)

Вторая модификация ЗУР при длине 6,8 м. имеет стартовую массу 1600 кг., а максимальная скорость достигает 5 МАХа. Увеличение скорости стало возможным благодаря переходу на твердое топливо марки NEPE (аббревиатура английская).

В дополнение к вышесказанному отметим, что копия ЗРС С-300ПМУ1  получила в КНР обозначение «Красное знамя 15», а С-300ПМУ2 известна как «Красное знамя 18». Большинство китайских специалистов сходится во мнении, что ПВО Пакистана необходимо приобретать экспортный вариант «Красного знамени 15», поскольку эффективная дальность перехвата аэродинамических целей у данной системы повышена до 100 км., а баллистические цели могут быть перехвачены на удалении до 40 км. Кроме того, обновленная РЛС способна сопровождать до 160 целей, скорость которых не превышает 7 МАХа.