- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: февраль 2020 г.

3 февраля АФП опубликовало данные о том, какие усилия прикладывает  Марокко для борьбы с незаконной иммиграцией в Европу после того, как несколько лет назад основной маршрут миграции стал вместо охваченной войной Ливии проходить через королевство. По данным департамента по делам миграции и пограничного контроля МВД страны, в 2019 г. усилиями Марокко число успешных прибытий нелегалов в Испанию сократилось примерно на 60%. Марокканские спецслужбы за год пресекли около 74 тысяч попыток нелегалов перебраться в Испанию (в 2018 г. – 89 тысяч). В течение 2019 г. были ликвидированы 208 сетей по переброске нелегалов (в 2018 г. – 229). С 2018 г. Марокко получает помощь ЕС, направленную на борьбу с незаконной иммиграцией. В 2019 г. эта помощь составила 140 млн евро. Подписано соглашение о выделении еще 100 млн евро, судя по всему – на 2020 г. По данным МВД Испании, в 2019 г. в страну морским или наземным путем проникли 32,5 тысяч нелегалов.

7 февраля марокканские власти объявили о ликвидации «преступного сообщества, занимавшегося наркотрафиком и переброской незаконным иммигрантов в Испанию. Днем ранее в Танжере был перехвачен груз из 2,4 тонн каннабиса. Глава сети и трое его сообщников были арестованы. Второй специализацией сети была переброска нелегалов в Испанию.

Марокко является одним из крупнейших в мире производителей каннабиса. В 2019 г. спецслужбы страны перехватили 179 тонн этого «мягкого» наркотика. Понятно, что это – только верхушка «айсберга».

12 февраля в Рабате было объявлено о перехвате в Гуэльмиме на юге страны партии каннабиса весом 7,5 тонн и аресте 8 человек, обвиненных в причастности к «международному наркотрафику»..

4 февраля марокканские власти объявили о ликвидации очередной ячейки «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) из 6 человек, планировавшей совершение терактов на территории королевства. Как отмечалось в коммюнике МВД королевства, сотрудники Центрального бюро криминальных расследований провели аресты в Касабланке, Мохаммадие и Азилале. В перспективные планы участников ячейки входило провозглашение «провинции ИГ» на территории Марокко. В 2019 г. по делам, связанным с «терроризмом», в Марокко были арестованы 79 человек.

5 февраля правозащитные организации «Хьюман райтс уотч» и Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ) сообщили, что с сентября 2019 г. власти арестовали по меньшей мере 10 активистов, артистов и прочих подданных королевства, единственной виной которых были критические высказывания в социальных сетях. Они обвинялись в «неуважении к монарху», «критике государственных институтов», «оскорблении чиновников». Правозащитники призвали марокканские власти немедленно освободить этих людей. Они подчеркнули, что арестованные преследуются не на основании положений Кодекса прессы, а согласно Уголовному кодексу.

Всем, знакомым  с марокканскими реалиями, более чем известно о трех табу. Нельзя критиковать монарха, тезис о марокканской принадлежности Западной Сахары и ислам. Любое пресечение «красной линии» карается законом.

11 февраля с аналогичной критикой в адрес марокканских властей выступила «Международная амнистия» (МА). Тем не менее уже 19 февраля марокканский блогер 39-летний водитель автобуса Рашид Тахири получил 2,5 года тюрьмы за распространение в Ютубе видеозаписей, признанных судом Сеттата  «оскорбительными» по отношению к марокканским властям.

12 февраля МАПЧ сообщила, что подданный Кувейта, судимый в Марокко за изнасилование несовершеннолетней, выехал из королевства после того, как его отпустили на свободу под залог и под гарантии посольства Кувейта в Рабате. Сам факт освобождения из под стражи 24-летнего насильника вызвал волну возмущения в Марокко. 11 февраля он должен был предстать перед судом.

Не секрет, что богатые люди из арабских стран Персидского залива используют Марокко в качестве места для секс-туризма.

МАПЧ, включившаяся в процесс на стороне защиты 14-летней потерпевшей, потребовала выдачи обвиняемого Марокко. Процесс над ним был перенесен на 17 марта.

Опять таки 5 февраля в Марокко было объявлено, что 2019 г. стал рекордным по части приема королевством туристов. Таких набралось аж 13 млн, что на 5,2% превысило показатель 2018 г. В любом случае это – неоспоримый успех королевства, впервые преодолевшего планку в 12 млн туристов в год. Еще один положительный показатель – туристы всех направлений провели в Марокко в 2019 г. 25,2 млн ночей, что на 5% превышает показатель предыдущего года. 57% ночей пришлось на излюбленные места отдыха иностранцев – города Марракеш и Агадир. Туризм принес Марокко в 2019 г. 78,6 млрд дирхамов (7,41 млрд евро). Годом ранее соответствующий показатель составил 73,04 млрд дирхамов (6,89 млрд евро).

Позитивный рост показателей туристической отрасли в первую очередь связывают с ростом продаж во Франции и Испании. В число туристов в Марокко включают марокканцев, работающих за рубежом. Они составляют примерно половину заезжающих в королевство.

Туризм обеспечивает примерно 10% ВВП королевства. Он наравне с переводами марокканцев, работающих за пределами королевства, является одним из основных источников поступления валюты в страну.

9 февраля несколько тысяч марокканцев вышли на улицы Рабата с тем, чтобы выразить протест против озвученных 28 января планов президента США Дональда Трампа по решению палестино-израильского конфликта. Понимая марокканские реалии, можно утверждать, что такое шествие могло быть разрешено только дворцом, стремившимся послать таким образом определенный сигнал. Участники акции, среди которых было много исламистов, также призвали бойкотировать американские товары. Интересно, касался ли этот призыв любимого напитка марокканцев – «Кока-Колы»? Последняя в свое время «убила» прекрасные местные прохладительные напитки фирмы «Сигонь» — лимонады и пиво.

Как заявил сразу после 28 января министр иностранных дел Марокко Насер Бурита, королевство – ближайший союзник США – «ценит конструктивные усилия американской администрации, направленные на достижение справедливого, длительного и прочного мира на Ближнем Востоке». При этом он подтвердил традиционную позицию Рабата в поддержку палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Марокко не поддерживает дипломатические отношения с Израилем после закрытия израильского бюро по связям в Рабате в 2000 г.

13 февраля Марокко объявило о запуске программы становления «среднего сельскохозяйственного класса», предусматривающей создание 350 — 400 тысяч хозяйств для молодежи. Для «середняков» планируется выделение 1 млн га коллективных земель. Заявленная цель такой меры –удвоить производство сельскохозяйственной продукции. Понятно, что такое «выделение» может вызвать только недовольство остальных крестьян.

Новая программа названа «Зеленое поколение 2020 – 2030». Она придет на смену запущенной в 2008г. программе «План Зеленое Марокко», призванной оказать помощь мелким сельскохозяйственным производителям. Ее итоги критиковались частью марокканской прессы.

Продукция сельского хозяйства составляет 14% ВВП и превышает вклад в него со стороны туризма и промышленности. Но этот сектор слишком зависит от погодных условий. В середине декабря 2019 г. Центральный банк Марокко установил для того года показатель экономического роста в 2,6% (3% в 2018 году и 4% в 2017 году), пояснив снижение «посредственными» результатами сельскохозяйственной отрасли.

23 февраля несколько тысяч марокканцев вышли на улицы Касабланки с тем, чтобы выразить протест против социального неравенства и требование освободить «политзаключенных». Они также призвали к установлению «настоящей демократии». Шествие было организовано недавно созданным «Марокканским социальным фронтом» (МСФ). В него вошли 4 левых партии, профобъединение Демократическая конфедерация труда, ряд правозащитных организаций. Манифестация прошла под красными флагами и стала первым массовым мероприятием МСФ. Она завершилась без эксцессов. Дата проведения шествия совпала с годовщиной возникновения протестного «Движения 20-гофевраля», появившегося в Марокко в 2011г. на фоне «арабской весны».

17 февраля в соседней с Марокко Мавритании стартовали многонациональные военные учения «Флинтлок» под руководством США. В них участвовали военные из 15 африканских стран, в том числе от Марокко. Учения «Флинтлок» ежегодно организуются Африканским командованием Пентагона начиная с 2005г. с целью «усилить возможности стран – партнеров по борьбе против терроризма, защите их границ и обеспечению безопасности их населения». Церемония открытия 10-дневных учений прошла в Атаре на западе Мавритании. Эпизоды маневров разыгрывались также в Нуакшоте и Каэди (Мавритания), а также в Тиесе (Сенегал).

В целом, появление МСФ говорит о том, что протестный потенциал никуда не исчез в Марокко. Просто он выливается в новые формы и, без сомнения, это движение будет только развиваться с учетом социально-экономических проблем, существующих в Марокко.