- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления об инициативе ЕС по учреждению миссии по мониторингу резолюции Совбеза ООН об эмбарго на поставки оружия в Ливию

Высокий представитель по безопасности и внешней политике Европейского Союза, Жозеп Боррель выразил надежду, что европейская миссия, отвечающая за мониторинг выполнения резолюции Совета Безопасности ООН по эмбарго на поставки оружия в Ливию, начнет действовать к концу весны.

«Многие технические разногласия были разрешены между странами-участницами», — заявил Ж.Боррель в комментариях итальянскому агентству Aki, цитируемых ливийским оппозиционным порталом   «Оэа», после окончания встречи министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, которая прошла 23 марта по закрытой видеосвязи. Оставшаяся проблема связана с тем, как справляться с законными опасениями некоторых сторон о возможном спасении и последующим распределении мигрантов.

Он добавил: «Мы надеемся, что этот вопрос будет решен в течение ближайших нескольких дней. Запуск процесса станет признаком доброй воли европейских стран».

Примечательно, что европейские страны обязались на Берлинской конференции по ливийскому кризису, состоявшейся в начале этого года, создать совместные военно-морские силы для контроля над эмбарго на поставки оружия в Ливию.

Напомним, что несколько дней тому назад, Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую к постоянному прекращению огня в Ливии без каких-либо предварительных условий, которая была представлена ​​Великобританией в поддержку результатов Берлинской конференции, организованной Германией в январе месяце.  Резолюцию поддержали 14 членов из 15 членов СБ ООН, в то время как Россия воздержалась при голосовании.

В проекте также предусматривается выполнение всеми членами решения Совбеза относительно эмбарго на поставки оружия, введенного с 2011 года, и содержится призыв всех участников Берлинской конференции воздерживаться от вмешательства в конфликт в Ливии и в ее внутренние дела.

Как известно, конференция по Ливии с международным участием высокого уровня состоялась 19 января 2020 года в столице Германии Берлине после провала ливийско-ливийских переговоров в Москве, проходивших в присутствии представителей Российской Федерации и Турции.

Участники Берлинской конференции выступили тогда с заключительным заявлением, призывающим укрепить перемирие в Ливии и конструктивно работать в рамках Объединенного военного комитета «5 + 5», чтобы добиться прекращения огня в стране, прекратить нападения на нефтяные объекты, сформировать объединенные ливийские вооруженные силы и запретить поставки оружия в Ливию.

Собственно говоря, на фоне полной апатии США к событиям в Ливии, деградации позиции РФ по этой стране до уровня частных инициатив непонятных бизнес-структур и разнонаправленных векторов арабской политики, на сегодня,  единственным, более-менее структурированным, и, не побоимся этого слова, осознанным, ответственным подходом к решению отдельных аспектов ливийского кризиса, является европейский, в формате дипломатической линии ЕС.

К сожалению, внутри самого ЕС нет единства по целому ряду вопросов, и если, по каким то из них удается согласовать позиции, по другим, общеевропейские ценности входят в конфликт с национальными, что часто выхолащивает смысл тех, или иных инициатив. Например, все выступают за введение эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам в Ливии, собираясь ввести морское патрулирование вдоль ее границ в Средиземном море. Разумеется, понятно, что для контроля примерно 1500 км границ необходимо привлечь на постоянной основе, внушительный состав кораблей, которых  обязательно должны поддерживать самолеты базовой патрульной авиации, контроля воздушного и морского пространства, те же БПЛА, поскольку иначе добиться результата не удастся.

Однако, даже во время морской блокады НАТО в 2011 году, Ливии удавалось проводить морем суда с различными грузами, танкеры с бензином, и вообще, каботажное плавание в Триполитании велось достаточно свободно. Кроме того, как, например, будет досматриваться турецкое судно, следующее в Триполи или в Мисурату и сопровождаемое кораблями ВМС Турции, члена НАТО?

Некоторая двусмысленность творящегося вокруг ливийской гражданской войны в плане действий двух крупных европейских стран, Италии и Франции, а именно их ВМС должны стать основой гипотетической морской операции ЕС, если она вообще состоится, позволяет предположить, что либо вся эта идея умрет, не родившись, либо превратится в профанацию и имитацию активности, пускай,  с решением каких-то локальных задач: тренировки собственного личного состава, наведения какого-то, относительного порядка в Центральном Средиземноморье, демонстрации флагов и т.п.

Очевидно также то, что начни корабли ВМС стран ЕС на регулярной основе дежурить у ливийских территориальных вод, им неизбежно придется иметь дело с потоком беженцев и нелегальных мигрантов из Африки, пытающихся достичь Европы по морю. Сейчас, в преддверии наступления весны их количество возрастет. Даже если не рассматривать эту картину с точки зрения эффекта от карантинных мероприятий, вызванных COVID-19, проблема беженцев всегда была значительным обременением, для Италии, прежде всего. Сейчас же, когда системы здравоохранения стран ЕС работают на пределе возможностей, приток сотен людей без их медицинской идентификации, не нужен в Европе никому и никакие гуманитарные химеры здесь не возобладают. Вот, пожалуй, единственный практический смысл от таких морских патрулей: установление морского санитарного кордона вдоль ливийских вод. В этом, пожалуй, все страны ЕС, обсуждающие морскую миссию, будут солидарны, да и предлог вполне благовидный.

Что касается предотвращения поставок оружия воющим сторонам в Ливии, то никакая  чисто морская миссия здесь не поможет, есть еще сухопутные и воздушные границы, проницаемые на всем их протяжении, когда та же Турция или ОАЭ с Египтом, особо не стесняясь, возили и возят оружие и боеприпасы на зафрахтованных украинских или молдавских, или казахстанских транспортных самолетах: десятки подобных рейсов отслеживались на том же Flight Radar, при этом, до сих пор, никто не высказывал озабоченности по этому поводу.

Кроме того, количество оружия, оставшегося после Джамахирии, даже после гражданской  войны и  интервенции 2011 года, когда многие арсеналы пострадали в ходе боевых действий, таково, что им можно воевать еще лет пятнадцать. Внешние поставки касаются, в основном, боеприпасов, либо являются ничем иным, как бизнесом, когда и поставщики, и покупатели наживаются на происходящем. И, иногда, участники конфликта решают апробировать собственные новинки, например, бронемашины или БПЛА, в деле, что называется. Интернет переполнен фотографиями сгоревших и подбитых турецких и эмиратских бронемашин, сбитыми беспилотниками, поставленными Турцией и ОАЭ своим подопечным.

Очевидно, что решение ливийского противостояния находится совершенно в другой плоскости и сам, столь длительный, ход всех этих бесконечных обходных маневров, наступлений, отступлений и топтания на месте, свидетельствует об этом. К слову, кто-то это начинает осознать, хотя бы иногда.

Так, миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии объявила в начале недели, что сформирует комитет, состоящий из 13 представителей парламента и представителей из Верховного совета «Братьев-мусульман», в дополнение к независимым деятелям, представляющим все ливийские города, которые миссия ООН выбирает для установления баланса и инициирования эффективного политического диалога между ливийскими сторонами. Весьма здравое, на наш взгляд, начинание, которое, к сожалению, попытаются сразу же торпедировать внешние силы. Тем не менее, сам подход ООН к вопросу свидетельствует, что, наконец-то, отдельные функционеры этой организации, работающие в Ливии, начали немного разбираться в местной специфике. Примечательно, упоминание «Братьев-мусульман», имеющих в отдельных районах Ливии достаточно большую популярность. Вообще, излишняя демонизация этого движения, не приводит к прогрессу, на Ближнем Востоке есть куда более экстремистские группировки и радикальные идеологии, так что, как знать, не постигнет ли однажды «Братьев» удел талибов, которые в одночасье стали из террористов рукопожатыми и уважаемыми участниками политического диалога в Афганистане.

Тем временем, «на земле», стороны продолжают пытаться овладеть важными участками местности, рубежами или районами и обвиняют друг друга в эскалации насилия и использовании наемников.

Протурецкие сирийские наемники в Ливии готовятся сформировать бригаду под названием «Синан-паша» в Триполи по типу «Бригады султана Мурада» в Северной Сирии, в то время как число погибших в их рядах, увеличивается.

Так, газета Al Bayan Al Emirati процитировала источник, «знакомый с обстановкой» в Триполи, который сообщает, что формирование бригады «Синан-паша» направлено на подтверждение турецкого присутствия в Ливии с помощью военной силы, «несущей символику османского присутствия в стране».

Источник добавил, что в состав бригады войдет подавляющее большинство сирийских наемников, которых турецкий режим переправил в Триполи с декабря прошлого года, и их насчитывалось более 6000.

Источник объяснил мысль о формировании бригады «неспособностью наемников интегрироваться в ополчение и достичь какой-либо гармонии с незаконными правительственными формированиями ПНС, будь то в Триполи или Мисурате, указав, что, якобы, уже произошло несколько столкновений между наемниками и местными боевиками.

В бригаду «Синан-паша», вероятно, войдут около 5000 вооруженных бойцов из членов, так называемой протурецкой Сирийской национальной армии, особенно из «Бригады султана Мурада». Большинство из них являются туркоманами, примкнут к ним и местные жители, которые приняли идею возвращения Османского халифата, которая в настоящее время активно пропагандируется в Триполи, особенно сторонниками «Братьев-мусульман».

Сирийская обсерватория по правам человека объявила, что число погибших сирийских наемников, которые были отправлены в Ливию, увеличилось, и что они были убиты в боях в ходе военных операций в столице страны, Триполи.

В заявлении говорится о прибытии 14 новых тел сирийских боевиков в контролируемые Турцией районы в северной сельской местности Алеппо,  и поясняется, что число сирийских наемников, которые присоединились к военным операциям в Ливии и были убиты там, достигло 143. Погибшие относились к бригадам «Муатасим», «Бригаде султана Мурада», «Бригаде Северного Сакра», «Хамза» и «Шах Сулеймана».

Все они были убиты в ходе недавних столкновений на линии фронта Салах-эд-Дин к югу от Триполи, в секторе Рамла, возле аэропорта Триполи,  в районе плато Азизия, у Мисураты и в других районах Ливии.

Число наемников, прибывших в Триполи из Сирии до настоящего времени, увеличилось примерно до 4750 человек, в то время как в Турцию из Ливии прибыло около 1900 человек для прохождения учебных курсов.

Мы не беремся комментировать достоверность утверждений СМИ из ОАЭ и Сирийской обсерватории по правам человека, позволим лишь высказать ту мысль, что мало кто подверг сомнению право добровольцев из РФ защищать ценности русского мира и русскоязычного населения в ДНР и ЛНР. Так почему тогда должно подвергаться сомнению право турецких добровольцев защищать права туркоманов в Ливии, к тому же прибывших туда по просьбе того правительства, которое Анкара считает легитимным? Во всяком случае, логики в этом больше, чем в действиях российского Фонда защиты национальных(!) ценностей, посылающего в Ливию частным порядком своих эмиссаров заниматься действиями, которые и в гораздо более толерантных обществах, чем  то, которое живет в обстановке гражданской войны, были бы восприняты, минимум, как провокация, а максимум, как шпионаж. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Еще раз подчеркнем: в Ливии, на сегодняшний день, в том, что касается действий практически всех, без исключения, внешних сторон происходящего, есть четкие и обоснованные интересы, проистекающие из их национальных, исторических, экономических, геополитических, этно-культурологических и религиозных приоритетов и тех же ценностей. Единственный, кто, выражаясь простонародным языком, «ошивается там сбоку припеку», это, к сожалению, РФ. Ничего не сделавшая тогда, в 2011 году, ничего не понимающая в Ливии сегодняшней и совершающая в ней все возможные ошибки. Возможно, это кому-то покажется отражением возвращения ей былого статуса важного регионального игрока, но это иллюзия. Либо субъект из области пропаганды, не имеющей ничего общего с действительностью.

Очевидно, что если вы хотите добиться в этой стране успеха, сыграть роль в урегулировании крайне сложного предмета, такого как гражданская война, идущая за тысячи километров от ваших границ, в месте, где вы никогда не были представлены от слова «совсем», в отличие от всех других сторон процесса, то подход к проблематике должен быть системным, базирующимся на оценках выверенных, сделанных профильными специалистами с соответствующим опытом, а не быть уделом малоучек или откровенных авантюристов.

Что касается инициативы ЕС, можно вспомнить, что незадолго до трагедии 2011 года, отдел ВМС Управления закупок СВН ВНСЛАД разместил заказ на строительство двух многофункциональных патрульных кораблей с опционом еще на два судна. Вначале предполагалось, что построены они будут на Украине, на верфи компании «Дамен» в Николаеве, однако, от этого пришлось отказаться, и заказ был размещен в Италии. Эти современные и оснащенные по последнему слову техники корабли предполагалось использовать для борьбы с незаконной миграцией, поисково-спасательных работ и двух таких кораблей вполне хватило бы для контроля территориальных вод от Зуары до залива Сирт.