- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о необходимости нового подхода к международному сотрудничеству для преодоления будущих мировых кризисов

Научные сотрудники Института исследования национальной безопасности (INSS) Шимон Штайн и Одед Эран отмечают, что впервые после Второй мировой войны огромное количество людей в мире столкнулось с тяжелыми и долгосрочными последствиями такого системного кризиса, как пандемия коронавируса. В первые дни распространения вируса уже было ясно, что, несмотря на знание человечества об опасностях ядерной, химической и биологической войны и даже наличия договоров и конвенций, ограничивающих производство и распространение такого оружия, оно не способно наладить региональное и международное сотрудничество в борьбе со стихийными бедствиями, такими как пандемия COVID-19. По мнению израильских экспертов, помимо противостояния непосредственным и долгосрочным последствиям нынешнего кризиса, Израиль и другие страны должны выработать новый подход к преодолению будущих кризисов путем региональной и международной координации и сотрудничества[i] [1].

В статье «Кризис, вызванный коронавирусом: неудовлетворительная оценка (пока) международной системе» эксперты INSS пишут о том, что уроки Второй мировой войны побудили ведущие страны мира, главными из которых стали Соединенные Штаты, признать необходимость создания глобального регулируемого порядка с помощью международных систем, способных предотвратить политические, военные и экономические кризисы. Были созданы учреждения ООН и экономические институты – Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). К ним присоединились дополнительные международные институты, занимающиеся конкретными вопросами. Одновременно произошло усиление региональных, политических и экономических организаций, некоторых из них в рамках «холодной войны» между сверхдержавами, а других – в связи с пониманием того, что многие проблемы не могут быть решены на уровне отдельного государства и требуют более широкого сотрудничества и координации.

Даже если в ближайшее время медикам удастся победить коронавирус, процесс восстановления после глубокого и сложного кризиса, вызванного пандемией, займет много времени. Пока еще не все последствия кризиса, а также их реальный масштаб, очевидны. В то же время, проявляется такая тенденция – многие страны, особенно крупнейшие державы, предпочитают самостоятельно справляться с кризисом, особенно с его масштабными экономическими последствиями, полагаясь на свои собственные возможности и ресурсы, а не на помощь международной системы.

В качестве примера израильские эксперты приводят Китай, руководство которого решило самостоятельно приступить к борьбе с эпидемией, не обращаясь к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) или любому другому международному агентству. Пекин согласился допустить делегацию ВОЗ в Китай лишь на позднем этапе. Что касается государств Европейского союза, каждое из них действовало по-разному в отношении закрытия границ, хотя большинство из них являются участниками Шенгенского соглашения. Германия и Франция по отдельности решили запретить экспорт определенных товаров, необходимых для предотвращения распространения вируса, что противоречит одному из основных принципов, на которых зиждется ЕС, – свободному перемещению людей и товаров. Крупные производители нефти, которые объединены в два картеля, не смогли достичь взаимопонимания в отношении объемов экспорта. Это лишь некоторые примеры из многих, но все они показывают одно – идея, которой руководствуются международные и региональные институты в эпоху после Второй мировой войны, согласно которой национальные государства готовы отказаться от некоторых своих полномочий и возможностей в преодолении трансграничных проблем, не выдержала этого серьезного кризиса.

Ожидания того, что международная система сможет справиться с эпидемией, не оправдались, а значит, нет надежд на то, что эта система сможет справиться с ее последствиями. Процесс восстановления займет многие месяцы, возможно, годы. На данном этапе трудно оценить масштабы ущерба экономике во всем мире, особенно промышленно развитым государствам и крупным производителям нефти и природного газа. Однако, полагают эксперты INSS, меры, направленные на устранение ущерба будут также приняты на уровне отдельных государств и в меньшей степени в рамках международной системы. Возможно, мир ожидает начало безудержной экономической конкуренции. Эксперты отмечают, что Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в том числе для предотвращения недобросовестной конкуренции в производстве, экспорте и импорте товаров и услуг. Вполне вероятно, что различные государства проигнорируют большинство правил и положений, которые они сами обязались соблюдать в качестве членов ВТО, в попытке преодолеть кризис раньше, чем государства-конкуренты. Некоторые государства обладают преимуществом в их способности к восстановлению благодаря их диверсифицированной экономике. Это не относится к тем странам, которые полагаются на одну основную отрасль и даже без пандемии находится в состоянии постоянного экономического кризиса. Предполагается, что нынешний кризис только усугубит их социально-экономическое отставание от большинства промышленно развитых государств.

Нынешняя ситуация стала также тестом для МВФ, который призван помочь странам стабилизировать финансовую систему. Руководство МВФ уже заявило, что готово собрать триллион долларов, в основном у государств, которые владеют большей частью его акций. Список возглавляют три государства: первые два, США и Япония, конкурируют с третьим – Китаем. В любом случае, большая часть усилий этих государств по выходу из кризиса будет направлена ​​вовнутрь. Все трое имеют независимые средства международной экономической помощи, и вполне вероятно, что они предпочтут использовать их, прежде чем обратиться к МВФ. Через два месяца после обнаружения эпидемии ЕС, который справляется с серьезными внутренними проблемами и с последствиями Brexit, запустил предварительный пакет экономической помощи на сумму 37 млрд евро, но Брюсселю придется собрать большую сумму, как только прояснится реальный масштаб экономического кризиса.

Соединенные Штаты сыграли центральную роль в создании глобальной многосторонней системы институтов после Второй мировой войны. В некоторых из них, например, в финансовых институтах, американцы главенствуют по сей день. Однако в целом за последние два десятилетия влияние США ослабло, и это, по мнению израильских экспертов, может оказать негативное влияние на готовность других центральных игроков на международной политической и экономической арене к сотрудничеству с Вашингтоном, даже если Соединенные Штаты проявят лидерство в борьбе с коронавирусом и преодолении его последствий. Отмечается, что развитию многостороннего сотрудничества не способствует политика президента США Дональда Трампа и тот факт, что Америка находится в разгаре президентской избирательной кампании. Отсутствие замещающего международного игрока, такого как Китай (который, по словам экспертов INSS, пытается заполнить вакуум после ухода Соединенных Штатов, особенно в связи с кризисом коронавируса) или Германия, вероятно, воспрепятствует быстрым и результативным усилиям по восстановлению международной системы, которая характеризуется глобальным лидерством США.

Отсутствие международного лидерства (читай – США) может также повлиять на поведение различных государств в отношении вопросов, которые в последние годы стоят на повестке дня международного сообщества, включая проблему ядерных и баллистических программ Ирана и Северной Кореи, а также конфликты, возникающие в результате политики стран в отношении территорий, прилегающих к их границам. В данном случае эксперты INSS имеют в виду Китай и Россию, которые, по их мнению, имеют территориальные претензии друг к другу. Усилия на национальном и международном уровне по преодолению последствий кризиса поднимают «стеклянный потолок», позволяя государствам использовать закулисные возможности, от которых в «обычное» время они бы воздержались. Имеются в виду лидеры государств, которые долгое время находились под санкциями в связи с проводимой ими политикой и которые могут прийти к выводу, что международное сообщество в настоящее время не способно справиться с нарушением статус-кво. Возможно, что эти лидеры предпримут «вызывающие действия» в отношении международного сообщества, чтобы заглушить критику внутри их стран, вызванную их неспособностью справиться с кризисом коронавируса и со всеми его экономическими и социальными последствиями.

Чем дольше продолжается кризис, тем более неблагоприятными могут оказаться последствия неспособности международной и региональных систем преодолеть кризис коронавируса, и даже более серьезные глобальные кризисы, например, климатические. На данном этапе во всех регионах, пораженных коронавирусом и его последствиями, пока не зафиксировано сбоев в поставках воды, электричества и продуктов питания. Тем не менее, если это произойдет, то потенциальные явления на фоне нынешнего кризиса – социальная напряженность, экономический коллапс – проявятся с большей интенсивностью.

Эксперты INSS полагают, что масштабы таких кризисов, как пандемия коронавируса и особенно более серьезные вызовы, требуют создания наднациональных региональных и международных учреждений или перестройки существующих структур, с тем, чтобы они обладали полномочиями и способностью готовиться к оптимальным решениям проблем, которые могут возникнуть в будущем. Однако поведение многих стран перед лицом пандемии демонстрирует их пренебрежение, нежелание сотрудничать и даже противодействие институтам, отвечающим за глобальный многосторонний порядок. По мнению экспертов INSS, это серьезная проблема, которая дополняет вызовы, непосредственно вытекающие из распространения вируса.

Геополитическое положение Израиля также влияет на его способность справляться с кризисами в масштабах нынешней пандемии COVID-19. В настоящее время каждое государство или политическое образование на Ближнем Востоке решает свои проблемы самостоятельно в пределах своей территории. Следовательно, может возникнуть ложное представление, что они могут справиться со следующими трансграничными кризисами без региональной координации. Однако они могут быть намного более серьезными, чем нынешний COVID-19. Поэтому, после стабилизации израильской политической системы в ее повестку дня должно быть включено планирование преодоления будущих серьезных региональных кризисов в координации с соседними государствами.

[i] [2] The Coronavirus Crisis: A Failing Grade (So Far) for the International System // INSS. 24.03.2020 — https://www.inss.org.il/publication/coronavirus-and-the-the-international-system/