- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Тема Афганистана на встречах в Вильнюсе и Мюнхене

Тема Афганистана заняла одно из центральных мест на неформальной встрече министров обороны стран НАТО (7-8 февраля, Вильнюс) и 44-й международной конференции по вопросам политики безопасности (9-10 февраля, Мюнхен). Подобное внимание к этой стране не удивляет, если вспомнить, что дела там у западных союзников идут в целом все хуже и хуже, а потери растут.

Глава Пентагона Роберт Гейтс прибыл в Вильнюс с одной целью — потребовать от стран — участниц альянса направить дополнительные воинские контингенты в Афганистан, где Международные силы по содействию безопасности (ISAF) столкнулись с постоянно растущим противодействием движения «Талибан». Как известно, весной США предусматривают направить в ИГА дополнительно 3,2 тыс. морских пехотинцев, в том числе 2,2 тыс. — на юг страны. В конце января Гейтс предложил своим коллегам по НАТО также направить новые контингенты и технику в Афганистан, и в частности, на юг страны, где идут ожесточенные бои с формированиями талибов.

Франция к моменту встречи в Вильнюсе хранила молчание. В районе Кабула пока находятся 1,6 тыс. французских военных. Однако на авиабазе в Кандагаре базируются французские истребители и самолеты-разведчики, которые принимают активное участие в боевых действиях против талибов. Что касается Германии, то она ответила категорическим отказом, напомнив, что выданный бундестагом мандат на ее участие в коалиции не предусматривает направления войск на юг Афганистана. Пока 3,2 тыс. германских военных находятся на севере страны. Контингент Германии в составе ISAF — третий по численности после США и Великобритании. Их контингенты насчитывают 28 тыс. и 7 тыс. солдат соответственно. Командование ISAF со своей стороны оценивает необходимое подкрепление в 7,5 тыс. человек.

В то же время Голландия и Канада, контингенты которых участвуют в боевых действиях на юге, заранее предупредили, что они не оставят там своих военных в случае, если их усилия не будут поддержаны другими участниками альянса. В частности, Канада, которая располагает в провинции Кандагар контингентом численностью 2,5 тыс. человек, настаивает на отправке туда еще 1 тыс. бойцов, боевых вертолетов и ударных беспилотных летательных аппаратов. Она предупредила, что в случае невыполнения этого требования, «которое не подлежит обсуждению», выведет свой контингент из Афганистана в 2009 г.

Маленький луч надежды канадцам подал министр обороны Франции Эрве Морен. «Я сказал моему канадскому коллеге, что мы поможем канадцам. Но решение зависит не только от Франции. Оно должно приниматься в рамках всеобъемлющего подхода», — заметил он. Морен предложил канадцам «набраться терпения», заметив, что упомянутый им всеобъемлющий подход должен быть подтвержден на саммите НАТО в Бухаресте.

Со своей стороны, министр обороны Канады Питер Маккей сообщил, что в ближайшие дни обсудит в Париже вопросы тылового обеспечения дополнительного французского контингента, который может быть направлен в Кандагар. Уже позднее станет известно, что речь идет о возможном усилении французского контингента за счет отправки в Афганистан 700 военнослужащих-десантников, что в переводе на нормальный язык означает либо усиленный батальон, либо два парашютно-десантных батальона.

Дискуссия между США и Германией задала общий настрой встречи в Вильнюсе, по которой стороны остались на своих позициях. Это не помешало Гейтсу заявить, что внутри альянса нет никакого кризиса. Тем не менее он назвал «разочаровывающим» возможный отказ европейских союзников США отправить подкрепление на юг Афганистана. Он же нашел компромиссный вариант, который может примирить союзников: «Если кто-то не может отправить в Афганистан боевые подразделения по политическим мотивам национального уровня, он может оплатить отправку подразделений из других стран или выделить вертолеты». Другой вариант для «отказников» по версии Гейтса — заменить боевые подразделения активных членов альянса там, где они выполняют роль статистов. Это позволит направить такие подразделения на передний край борьбы с талибами. Эти инициативы Гейтса несколько расходилась с его предыдущими заявлениями, расцененными союзниками США по НАТО как агрессивные и неловкие.

По мнению Германии, главные усилия НАТО должны быть направлены не на увеличение численности ISAF, а на изменение стратегии НАТО в Афганистане, и в частности, на ускорение подготовки афганской армии. В данном случае Берлин, судя по всему, предложил «рецепт», ранее отработанный Москвой и показавший свою определенную эффективность.

Заранее предусматривалось, что на встрече в Вильнюсе министры должны были также обсудить подготовленный американскими экспертами проект документа, определяющего основные направления стратегии НАТО в Афганистане на среднесрочную перспективу. Окончательную версию этого документа генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер представит на саммите альянса, который пройдет 2-4 апреля в Бухаресте.

С учетом остроты разногласий между союзниками, вынудившей Гейтса признать наличие среди них «двух скоростей», участник встречи нашли «крайнего» в лице официального Кабула. «Методы управления (правительства Афганистана) должны заметно улучшиться, если мы хотим, чтобы афганцы верили своим руководителям», — полагает, в частности, Схеффер. Участники встречи адресовали свою критику присутствовавшему на ней министру обороны Афганистана Абдуле Рахиму Вардаку.

По мнению Схеффера, «наркоэкономика Афганистана должна быть заменена легальной экономикой». Однако, как считает командование ISAF, насчитывающего 43 тыс. солдат из 40 стран (всего два года назад в составе ISAF было 16 тыс. солдат), этот контингент не должен заниматься борьбой против афганской наркоиндустрии. Этой опасной работой должны заниматься сами афганцы. Необходимо поддержать афганскую полицию, и сделать это немедленно», — утверждал Схеффер. Точки над i расставил Вардак. «Именно НАТО проводит сегодня военные операции, а мы лишь поддерживаем солдат альянса», — заметил он, заверив, что изменение ситуации зависит «от помощи, которую нам окажет мировое сообщество в части подготовки и оснащения национальной афганской армии».

В момент, когда проходила встреча в Вильнюсе, госсекретарь США Кондолиза Райс и глава Минобороны Великобритании Давид Милибанд совершили внезапную поездку в Кабул. В этой связи руководство Афганистана обратилось ко всем западным союзникам с призывом не уходить из страны, поскольку такой уход был бы «катастрофической ошибкой». «Последствия, если завершат здесь то, что уже начато, будут катастрофическими для региона и для мира в целом. Какими они могут быть, мы увидели в ходе событий 11 сентября 2001 г.», — заявил представитель президента ИГА Хомайян Хамидзада.

США продолжили «выкручивание рук» своим союзникам по НАТО день спустя в Мюнхене, куда переместились многие из участников встречи в Вильнюсе. Заранее было объявлено, что и в столице Баварии главными темами для обсуждения на «военном Давосе» будут судьба Афганистана и стратегия НАТО по уничтожению талибов и стабилизации ситуации в этой стране.

В выступлении в Мюнхене Гейтс пошел дальше, предупредив, что провал миссии в Афганистане создаст «прямую угрозу для безопасности европейцев» и что «угроза исламского экстремизма является реальной, и она никуда не исчезнет». До этого он уточнил, что его выступление будет адресовано не правительствам стран Европы, а европейцам. Впрочем, общественное мнение в европейских странах по-прежнему против американского предложения, поскольку там прекрасно понимают все опасности миссии, которая начиналась как миротворческая, а вылилась в кровопролитную войну против движения «Талибан».

Американское давление, впрочем, принесло свои результаты. Уже 9 февраля в ходе конференции в Мюнхене Германия подала первые сигналы о том, что готова смягчить свою позицию. Обычно хорошо информированный «Шпигель» сообщил, что правительство страны намерено потребовать у парламента расширить мандат германского контингента в Афганистане, и в частности, направить в эту страну дополнительно 1 тыс. военнослужащих, а также расширить географическую зону действий германских военных на запад страны. Юг Афганистана, правда, в этом контексте не упоминается. Министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг отказался комментировать эту информацию, но и не опроверг ее. Более красноречивым оказался официальный представитель бундесвера Томас Рааб, сообщивший, что «эта тема будет поднята при обсуждении в парламенте вопроса о возобновлении мандата» германского контингента, а также об увеличении срока действия этого мандата. В настоящее время бундестаг вынужден ежегодно в октябре обсуждать вопрос о продлении мандата германского контингента.

В целом, не приходится сомневаться, что США тем или иным образом добьются от союзников желаемого. Однако требуемое усиление едва ли решит проблемы Афганистана, поскольку даже с его учетом ISAF останется на прежних позициях — контингент будет контролировать Кабул и некоторые районы на севере страны, оставляя на остальной территории свободу действий для различных местных формирований и талибов.