- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов саудовского аспекта ценовой войны на нефтяном рынке

По данным китайских источников, решение наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда о выходе из сделки с РФ в формате ОПЕК+ было подготовленным и рассчитанным, поскольку оно отвечает основному устремлению будущего короля, который ведет жесткую борьбу с оппозиционными силами, занявшими сторону США и ведущими сепаратные переговоры с другими аравийскими монархиями.

Китайские специалисты пристально наблюдают за внутриполитической борьбой, которую ведет наследный принц. По оценкам китайских аналитиков, Мухаммед бен Сальман продолжит устранять любых конкурентов за власть в королевстве, а кроме того, он намерен жестко действовать в отношении соседей по региону, которые стремятся подорвать авторитет  будущего саудовского короля.

Наследный принц Саудовской Аравии санкционировал формирование группы аналитиков и планировщиков, которые подготовили для молодого руководителя план передела мирового нефтяного рынка за счет снижения стоимости «черного золота». По данным китайских источников, Мухаммед бен Сальман намерен переделить европейский рынок углеводородного топлива, поскольку это позволит выполнить, как минимум, две основные задачи.

Задача первая – переманить часть российских клиентов за счет сниженной цены и больших объемов поставок. В рамках данной задачи руководство КСА преследует геополитическую задачу, поскольку через демпинг на нефтяном рынке появится возможность спровоцировать в РФ новый экономический кризис, масштабы которого должны быть больше чем в 1991 г.

Ослабление экономики приведет к свертыванию военного присутствия РФ на Ближнем Востоке, что позволит официальному Эр-Рияду реализовать давние планы передела карты региона.

Задача вторая – расширить список клиентов за счет стран, которые готовы или уже приобретают сланцевую нефть американского производства.  Выполнение данной задачи также имеет геополитическое значение, поскольку приведет к ухудшению экономической ситуации в США.

Наследный принц КСА крайне недоволен политикой президента США Дональда Трампа, который в отличии от своих предшественников потребовал от королевства оплаты за помощь в вооруженном конфликте –  официальный Эр-Рияд на протяжении некоторого периода времени оплачивал стоимость авиационного керосина, который самолеты-заправщики ВВС США предоставляли истребителям ВВС КСА в рамках боевых действий в Йемене.

Особое возмущение и неудовольствие Мухаммеда бен Сальмана вызывают американские частные военные компании, которые продемонстрировали неудовлетворительные результаты в рамках борьбы с йеменскими хоуситами.

Победа над хоуситами имеет ключевое значение, поскольку проиранские силы, действующие в Йемене, обладают баллистическими ракетами и беспилотниками-камикадзе, представляющими реальную угрозу для крупных стационарных объектов нефтяной промышленности КСА.

Китайские специалисты отмечают, что для надежной защиты нефтеперерабатывающих заводов, станций перекачки нефти и терминалов саудовским военным необходимо полностью избавится от американского вооружения и приобрести ВВТ российского производства, а именно ЗРС С-400, ЗРК «Бук-М3» и ЗРПК «Панцирь-СМ», что позволит создать эшелонированную систему ПВО.

Решение Мухаммеда бен Сальмана о снижении цены на нефть основано на статических данных о прибыли американских нефтедобывающих компаний, которые осуществляют разработку сланцевой нефти. Саудовские аналитики установили, что доля американских компаний выросла за два года (в период с 2016 по 2018 гг.) на 2% и составила 18%. В тоже время доля КСА осталась прежней и составила 16%. Доля российских компания на мировом рынке составляет 15%.

По данным китайских специалистов, будущий монарх КСА понимает, что усиление США на мировом рынке углеводородов угрожает лидирующим позициям и авторитету Эр-Рияда в мировом нефтедобывающем сообществе и на Ближнем Востоке в частности. Основной причиной расширения доли США на рынке нефти стало соглашение ОПЕК+, согласно которого КСА и ряд стран ограничивали объемы добычи последние три года.

Именно наличие свободных производственных, транспортных и складских мощностей позволило официальному Эр-Рияду выйти 9 марта 2020 г. из соглашения с РФ и другими странами. Фактически, производственные возможности компании Saudi Aramco это стратегический инструмент торговой войны Мухаммеда бен Сальмана на глобальном рынке «черного золота».

По оценкам китайских аналитиков, реальные производственные возможности Saudi Aramco – от 9,5 до 10 млн.баррелей в сутки и до конца 2020 г. данный показатель может быть увеличен на 1,5-2 млн.баррелей, хотя высокопоставленные должностные лица КСА уже сейчас заявляют о возможности производства 12 млн баррелей ежесуточно. По данным некоторых китайских источников, реальный объем отгрузки нефти на внешний рынок составляет 7,26 млн баррелей ежедневно.

При условии выполнения планов расширения производства компания Saudi Aramco способна за предстоящие два года в течение  2021 и 2022 гг. увеличить ежедневный объем добычи до 13 млн баррелей. В современных условиях только КСА обладает финансовыми ресурсами для такого экстенсивного увеличения объемов добычи. Следует отметить, что увеличение объемов производства в КСА выгодно только тем подрядным китайским и американским компаниям, которые обеспечивают производство и поставку сменно-запасных частей для месторождений.

По данным китайских источников, средняя себестоимость добычи нефти в КСА составляет 8,98 долл. США за баррель, тогда как стоимость добычи одного барреля «сланцевой нефти» на североамериканском континенте составляет 23,35 долл. США.  Средняя себестоимость добычи нефти обычным способом у американских компаний составляет 20,99 долл. США.

В такой ситуации саудовские нефтяники могут продавать «черное золото» по цене до 30 долл. США за баррель, тогда как для компаний североамериканского континента это непозволительно. При стабильной ситуации на рынке руководство КСА сможет выполнять только действующие социальные программы в течение ближайших 10 лет, однако для выполнения стратегического плана «Видение 2030» средств не будет.

Затягивание ценового конфликта вполне возможно благодаря тому, что официальный Эр-Рияд рассредоточил по всему миру инвестиций на общую сумму 500 млрд долл. США. – «подушка безопасности» на период чрезвычайных мер стратегического характера. Для сравнения капитализация компании Saudi Aramco  составляет 1,88 трлн долл. США.

По данным китайских источников, в интересах руководства КСА подготовлено несколько пятилетних планов развития экономической ситуации из учета средней цены за баррель в 30, 25, 20 и 15 долл. США соответственно. Китайские аналитики указывают, что последний вариант является нежелательным даже для КСА.

Китайские специалисты предупреждают, что нельзя сомневаться в решительности наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который намерен  радикально переделить рынок углеводородов.

В дополнение отметим, что среди стран-членов ОПЕК зреет недовольство действиями КСА, поскольку даже  при цене 44 долл. США за баррель они потеряют за оставшуюся часть года около 104 млрд долл. США. Наибольшее возмущение зафиксировано среди руководителей Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и  Эмирата Катар, поскольку эти страны практически лишены вариантов диверсификации источников пополнения национальных бюджетов.