- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: информационная война между ПНС и ЛНА вокруг ситуации в Триполи

Некоторое оживление на фронте к юго-западу от ливийской столицы, где силы ПНС, после получения бронетехники, артиллерии и боеприпасов от турецких спонсоров и инкорпорирования в свои ряды нескольких сот боевиков, прибывших из сирийского Идлиба и той же Турции, решили попробовать наступать, вначале преуспев, а затем, потерпев неудачу под авиабазой «Аль-Утия», частью были рассеяны, а частью отступили на исходные позиции, тут же стало поводом для ожесточенного информационного противостояния между соответствующими структурами сторон. ЛНА сообщила об «эпическом разгроме врага», а ПНС стало утверждать, что «битва за освобождение окрестностей Триполи от сил зла, только начинается».

В военном плане можно констатировать, что силы ПНС поспешили, не до конца провели боевое слаживание между собственными силами и «гостями»,  видимо, не сосредоточили достаточно средств огневой поддержки, для которых не хватило обученных расчетов, опять же поспешили, допустили ряд просчетов при разведке и оценке сил противника, а их турецкие наставники не достаточно хорошо успели изучить театр военных действий. Все эти просчеты и упущения не позволили мисуратским отрядам «вытащить» ситуацию: на эффективности действия сторон все так же фатально сказывается их малочисленность и низкий уровень боевой подготовки и морально-психологической устойчивости. У сил ЛНА элементарно оказалось на несколько десятков тренированных и закаленных бойцов больше, а так, против друг друга, действовали две батальонные тактические группы. Та, что была в обороне, находилась в более выигрышном положении, так как силы ЛНА успели неплохо освоиться на авиабазе.  А наступавшие, сделавшие ставку на внезапность, не имели численного и огневого превосходства. Срочно вызванная пара самолетов ЛНА довершила их «разгром».

Ни о каком стратегическом значении этих событий говорить не приходится: они происходят достаточно далеко от Триполи и даже, если представить, что все силы ПНС разбежались, что не так, на пути у ЛНА окажутся отряды из Сурмана, Сабраты и Аджалата, готовые формально признавать парламент, пока он сидит в Тобруке. Но, никак не готовые впустить пришельцев с востока в свои родовые земли.

Поэтому противостояние, по большей части, перенеслось в информационную сферу.

Верховный муфтий, назначенный еще бывшим Переходным советом, Садик аль-Гариани, сказал, что битва за Триполи началась после того, как «армия» одержала вчерашние победы на различных направлениях вокруг столицы.

В скайп-интервью со спутниковым каналом «Аль-Танашех», а затем с «Саммит»,  С.аль-Гариани предостерег против вступления в ряды нелегитимных правительственных сил ПНС, заявив: «Если вы вступаете в борьбу из-за денег, престижа, племенного образа жизни и регионализма, то это начало неудачи». Призвав всех, кто пострадал от огня войны в Триполи, сплотиться и протянуть руку помощи и помочь  всеми своими деньгами, боеприпасами, медицинским оборудованием и едой для бойцов ЛНА, муфтий добавил: «Тот, кто работает в средствах массовой информации, не должен оправдывать любые извинения, бояться Бога, делать это законно и поддерживать правду, потому что это тоже часть джихада».

Тем временем вооруженная группа, называющая себя «Силами защиты Абу-Слима», объявила, что присоединилась к защитникам города в ответ на призыв жителей Триполи после того, как они пострадали от ограбления вооруженными ополченцами.

В записанном видео, копию которого получил оппозиционный канал «Оэа», новоявленные защитники (в количестве, правда, всего  5 человек) заявили, что они «не преминут бороться с терроризмом, террористами и сирийскими наемниками, связанными с Турцией, подчеркнув, что они не позволят вооруженным ополченцам оставаться в Триполи и контролировать возможности ливийского народа».

Они утверждали, что находятся в городе Триполи, и что «террористы не заставят их покинуть свои позиции и уйти из столицы». По-видимому, «террористам» придется сначала очень сильно постараться найти эти «Силы защиты Абу-Слима».

Тем временем, глава ПНС, Фаиз Саррадж, признал нарушение гуманитарного перемирия, к которому призвали ливийцев некоторые страны, предложив им сосредоточиться на поддержке усилий по борьбе с эпидемией COVID-19. Комментируя действия сил ПНС, он заявил, что начатые позавчера атаки против ЛНА, «являются реакцией на жертвы операций, предпринимаемых террористическими ополченцами и наемными террористами», добавив: «Мы будем силой реагировать на источники любой агрессии против нас». Саррадж в данном случае не кривит душой: обстрелы сил ЛНА и налеты самолетов и БПЛА с той же авиабазы «Аль-Утия», причинили в последнее время немало бед гражданскому населению столицы.

«Военная операция, начатая Сарраджем, провалилась», — считает командующий западным сектором военных операций ЛНА, генерал-майор Абдулла Нуреддин аль-Хамали заявивший, что, «так называемые ополченцы Усамы аль-Джувейли и сил ПНС, поддерживаемые османскими наемниками, а также террористами из Сирии и Чада и из африканских стран, пытались атаковать базу «Аль-Утия»».

«Они пытались переместить остальную часть своего ополчения в направлении Сурмана, Сабраты, Аджелата  и из Зувары, но наши отважные солдаты и офицеры противостояли им, победили их, и мы провели контратаку. Нам удалось преследовать их до Аджмеила и Аль-Асы, и теперь они бегут на тунисскую границу, чтобы укрыться там, как крысы », — пояснил командир ЛНА.

Аль-Хамали продолжил: «Мы предупреждаем все другие прибрежные города, которые сочувствовали этим ополченцам, поддерживали их или пытались им помогать, или снабжать их боеприпасами и помогать их раненым. Наш счет с ними будет трудным. Мы — ливийские арабские вооруженные силы,  созданные, чтобы защитить Ливию и граждан Ливии. Мы действуем по указанию Халифы Хафтара, и у нас есть его приказы и мудрое руководство. Мы не ополченцы, как некоторые они лгут людям, что мы ополченцы Хафтара».

В заключение он сказал: «Мы регулярная армия, и у нас есть руководство, признанное во всем мире и на международном уровне. Вчера с ними (силами ПНА – авт.) все было в порядке, но они были побеждены, изгнаны, и весь западный регион был очищен от них, и они будут изгнаны из других городов до освобождения столицы, все эти вопросы у нас под контролем, наш дух высок, и мы посвящаем эту победу нашему мудрому руководству и ливийскому народу».

В свою очередь пресс-секретарь сил ПНС,  Мухаммед Кануну сообщил в своем брифинге для прессы, который был опубликован в ходе освещения операции «Вулкан гнева», на котором присутствовали представители канала «Саммит», о начале военной операции в ответ на продолжающуюся «бомбардировку» районов Триполи со стороны «ополченцев Хафтара».

«Кто бы ни обвинял нас в подстрекательстве к убийству, мы не подстрекаем к убийству, но мы призываем прекратить убийства, и те, кто живет за пределами Триполи, не знают страданий и трагедий, которые мы испытываем каждый день в Триполи. Люди в Айн-Заре живут в страхе, а снаряды падают каждый день и люди в ужасе и смятении. И это одна ночь ночей, которая длится в течение нескольких месяцев, и вы не слышите, как для людей в Триполи и за его пределами пустые разговоры о прекращении огня, ведущиеся в международном сообществе, стали невыносимыми», — заявил М.Кануну.

Обращаясь к бойцам ПНС, он сказал: «Я требую, чтобы мы не останавливались до тех пор, пока полностью не победим, и что город Тархуна должен быть освобожден. Вы должны продолжать эту битву и не слушать никаких других слов, пока не удалите призрак страха далеко за пределы Триполи».

Что касается противостояния коронавирусу, пресс-секретарь ПНС заявил: «Не думайте, что тот, кто создает силу действия, является коронавирусом, это не так. Мы должны учитывать причины: этой эпидемией Бог испытывает своих слуг, чтобы они могли покаяться и вернуться, они должны принять причины, но не из Фейсбука, а от экспертов,  доказательств и специалистов. Эпидемия, распространяемая Хафтаром и наемниками из эмиратов, является более серьезной и более опасной, чем эпидемия коронавируса».

Комментируя отказ некоторых ливийцев бороться за ПНС из-за нехватки жалования, он сказал: «Солдаты, прежде всего, борются за победу Бога и слова истины, а затем, после этого требуют своих прав, но не так, как если бы они только боролись за деньги».

При этом пресс-секретарь раскритиковал  Министерство финансов из-за того, что  некоторые его сотрудники получают дополнительную зарплату, сказав: «Это подтверждает, что в финансовом аппарате правительства есть хаос и существует большая коррупция».

Возвращаясь к ситуации с коронавирусом, министр здравоохранения ПНС, Ахмед бен Омар объявил о регистрации первого случая вируса в Ливии 24 марта 2020 года:  «Случай был подтвержден проведением анализов в Справочной лаборатории общественного здравоохранения при Национальном центре контроля заболеваний».

Он продолжил: «Министерство здравоохранения примет все меры, связанные с пациентом, и предоставит ему медицинскую помощь, и мы просим граждан,  чтобы они следовали необходимым мерам предосторожности и придерживались превентивных мер, принятых Министерством здравоохранения и Национальным центром контроля заболеваний».

21 марта Президентский совет ПНС Ливии издал распоряжение № 215 от 2020 года, касающуюся объявления комендантского часа, в качестве меры предосторожности для предотвращения вспышки COVID-19.

В соответствии с первой статьей документа запрещается перемещаться по всей территории с 18:00 до 6:00 с воскресенья 22 марта и период комендантского часа корректируется в соответствии с требованиями кризиса. Из режима комендантского часа исключается деятельность суверенного, охранного и санитарного характера, аптек, проведение экологических работ, служб электричества, энергии, связи и грузовых перевозок.

Решение включает в себя полное закрытие в течение дня мечетей, учебных заведений, кафе, ресторанов, залов общественных мероприятий, парков, клубов и магазинов, а также запрещает организацию свадеб и похорон и использование общественного транспорта.

Исключение касается продовольственных компаний, магазинов, пекарен и автозаправочных станций. Государственные органы и учреждения организуют работу в указанный период  путем выдачи требуемых разрешений, а Министерство внутренних дел, армия и судебные инспекторы будут следить за выполнением положений этого решения по согласованию с министерствами и муниципалитетами.

Что касается краткосрочной перспективы военного противостояния под Триполи, то, скорее всего, в ближайшее время, не стоит ждать существенных изменений: ЛНА, упершись в предместья города-миллионика, по прежнему не имеет достаточно сил для его штурма, а усиление обстрелов вызовет критику со стороны международного сообщества и увеличит его симпатии к ПНС. ПНС же, будет «работать над ошибками» и готовиться к новым ударам, уже более тщательно подготовленным во всех смыслах. Обострение ситуации с  COVID-19 в странах, внешних участниках конфликта может привести к снижению их активности, отзыву части советников, сокращению военных поставок, и, как следствие, к понижению военной активности вокруг ливийской столицы. Теоретически, ЛНА может попытаться совершить еще один «рывок», но фактор негативного отношения к «восточникам» со стороны местного населения неоспорим: даже те из них, кто не симпатизирует протурецкой партии Сарраджа, возьмутся за оружие по мере приближения сил ЛНА, поскольку чужак с оружием в твоем доме это наихудший вариант, перевешивающий все политические симпатии и антипатии и, даже, инстинкт самосохранения.