- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 – 29 марта 2020 года)

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. В стране продолжается острый политический кризис. Оппозиционное радикальное движение «Талибан» (запрещено в РФ) активизирует боевые действий против правительственных сил в различных районах Афганистана. В то же время кабульские власти и талибы не могут договориться о начале переговоров по внутриафганскому урегулированию.

23 марта Кабул посетил госсекретарь США М. Помпео, который провел встречи с президентом Афганистана А. Гани и премьер-министром и кандидатом в президенты страны А. Абдуллой. Обсуждались вопросы, связанные с процессом мирного урегулирования в стране, и политический кризис в Афганистане.

Как известно, политический кризис в Афганистане возник после обнародования официальных результатов президентских выборов, по итогам которых победителем был объявлен А. Гани, в то время как А. Абдулла не признал их результаты. Кризис создал серьезные трудности в деле реализации плана президента США Д. Трампа по афганскому урегулированию, в том числе соглашения между США и движением «Талибан», подписанного 29 февраля. Целью визита М. Помпео в Кабул стала попытка достичь договоренности о преодолении афганского кризиса, которая закончилась безрезультатно – разрешить противоречия между двумя афганскими политиками главе американской дипломатии не удалось. В Госдепартаменте в этой связи заявили, что США сожалеют о том, что А. Гани и А. Абдулла «не смогли договориться об инклюзивном правительстве». Также было указано, что Соединенные Штаты намерены «пересмотреть рамки сотрудничества с Афганистаном». В Вашингтоне объявили, в частности, о сокращении на один миллиард долларов финансовой поддержки этой стране. Госдепартамент возложил на Афганистан ответственность за нанесение урона сотрудничеству двух стран. Отмечается, что «столь решительные меры объясняются разочарованием Вашингтона от того, как развивается ситуация». Сам Помпео назвал свой визит в Афганистан «крайне разочаровывающим».

После Кабула госсекретарь посетил столицу Катара Доху, где встретился с представителем политического офиса движения «Талибан» и главным переговорщиком талибов муллой Б. Ахундом. Стороны обсудили соблюдение соглашения, а также обмен пленными.

По информации СМИ, афганское правительство и талибы 25 марта достигли договоренности по взаимному освобождению пленных, начиная с 31 марта. Сообщается, что стороны продолжат переговоры для обеспечения успешного осуществления процедуры освобождения пленных.

27 марта было объявлено о сформировании правительством Афганистана группы для участия в переговорах с представителями движения «Талибан» в составе 21 человека. В нее вошли политики, бывшие чиновники и представители гражданского общества. В то же время представитель талибов заявил, что движение отказывается вступать в диалог с правительственной группой переговорщиков поскольку, как он утверждал, ее состав не отражает интересы всех сторон афганского конфликта.

В Израиле на прошедшей неделе произошел заметный сдвиг в разрешении затянувшегося политического кризиса. Исполняющий обязанности премьер-министра Б. Нетаньяху и лидер фракции «Кахоль-лаван» Б. Ганц договорились о распределении постов в правительстве и Кнессете (парламенте) и создании чрезвычайного правительства национального согласия. 26 марта Б. Ганц был избран на пост спикера Кнессета 23-го созыва. В то же время Б. Нетаньяху будет главой кабинета министров в течение полутора лет, затем его на этом посту сменит Б. Ганц, тоже на срок в полтора года. После того, как о своей кандидатуре на пост спикера заявил Б. Ганц, блок «Кахоль-лаван» фактически распался. О выходе из него уведомили парламент две из трех входящих в него крупных партий – «Еш атид» бывшего министра финансов Я. Лапида и «Телем» экс-главы Минобороны Израиля М. Яалона.

В своем выступлении в Кнессете после избрания на должность спикера Ганц заявил, что в данный момент Израиль переживает кульминацию самого тяжелого парламентского кризиса в своей истории. Он также заверил, что сделает все, чтобы сформировать единое правительство в условиях чрезвычайной ситуации, в которой оказалась страна на фоне распространения коронавируса. Сообщается, что чрезвычайное правительство должно принять бюджет на 2020 г. и принять все необходимые меры, чтобы справиться с пандемией коронавируса. Согласно предварительной информации, министерства обороны и иностранных дел отойдут к партии Ганца, а министерство финансов останется за Ликудом.

Отметим, что согласно опросам общественного мнения, за создание правительства национального единства на основе «Кахоль-лаван» и Ликуда высказалось подавляющее большинство израильтян.

Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Террористические и экстремистские группировки, действующие в северо-западной провинции Идлиб, продолжают предпринимать действия, направленные на срыв перемирия, не оставляют попыток сорвать российско-турецкое патрулирование по трассе Латакия — Алеппо (М4). Боевики регулярно подвергают обстрелам позиции сирийской правительственной армии.

23 марта военные России и Турции провели второе совместное патрулирование трассы М-4. В ходе патрулирования для обеспечения безопасности протяженность маршрута совместного патруля вновь была сокращена. В дальнейшем на минувшей неделе турецкие военные проводили патрулирование отдельных участков шоссе М-4 в одностороннем порядке. Сообщается о наращивании группировки турецкой армии в Идлибе. В частности, сюда были переброшены ЗРК «Хок».

Российские военные сообщили 23 марта, что турецкая сторона обязалась в ближайшее время провести мероприятия по нейтрализации радикальных экстремистских группировок, препятствующих движению колонн совместного патрулирования трассы М4 в коридоре безопасности. Россия рассчитывает, что Турция продолжит работу по отмежеванию боевиков от оппозиции в Идлибе, фиктивное переименование террористических группировок недопустимо, заявили 27 марта в МИД РФ. При этом было отмечено, что «радикальные группировки, остающиеся в районе дороги М4, всячески препятствуют работе российских и турецких военных, а именно устраивают провокации, создают завалы, снимают дорожное полотно. Все это является лишним подтверждением того, что в Идлибе просто хозяйничают отнюдь не умеренные оппозиционеры, как это хотят представить в некоторых западных столицах, а настоящие террористы, заряженные на насилие и кровопролитие».

Министр обороны РФ С. Шойгу по поручению президента России В. Путина 23 марта совершил рабочую поездку в Сирию, где встретился с президентом САР Б. Асадом. «В ходе состоявшихся переговоров обсуждены вопросы обеспечения устойчивого режима прекращения боевых действий в идлибской зоне деэскалации, стабилизации обстановки в других районах Сирии, а также различные аспекты военно-технического сотрудничества в рамках совместной борьбы с международными террористическими группировками». «Стороны также коснулись темы гуманитарного содействия России сирийскому населению, страдающему от запретительных санкций западных стран, а также восстановления при помощи российских специалистов экономического потенциала САР».

Сообщается, что курдские формирования, входящие в коалицию «Сил демократической Сирии» (СДС), согласились на прекращение огня для того, чтобы сосредоточить все усилия на противодействии пандемии коронавируса нового вида. В настоящее время отряды СДС ведут военные действия против турецких войск и вооруженных формирований сирийской оппозиции, которые оккупировали в 2018 г. район Африна севернее Алеппо. Кроме того, курдские бойцы совершают вооруженные вылазки на севере провинций Ракка и Хасеке, где Анкара создала зону безопасности вдоль границы с Сирией.

Подконтрольные Турции незаконные вооруженные бандформирования продолжают блокировать подачу питьевой воды для более миллиона граждан провинции Хасеке на северо-востоке Сирии.

Правительство Сирии нуждается в помощи для обеспечения доступа к медицинским услугам всех нуждающихся лиц в условиях угрозы распространения коронавируса, заявили 27 марта в МИД России. Одновременно было подчеркнуто, что Россия солидарна с призывами ООН обеспечить гуманитарную помощь населению Идлиба.

ОАЭ объявили о поддержке Сирии в рамках гуманитарной акции по борьбе с пандемией коронавируса. Об этом сообщил наследный принц Абу-Даби шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян в ходе телефонного разговора с президентом САР Б. Асадом, состоявшегося 28 марта. «Гуманитарная солидарность в трудные времена заменяет все вопросы, и Сирия и ее народ не останутся в одиночестве», — считает наследный принц Абу-Даби.

Госсекретарь США М. Помпео и наследный принц Саудовской Аравии Мухамед  бен Сальман 24 марта обсудили по телефону ситуацию с распространением нового коронавируса, а также необходимость поддержания стабильности на мировых энергетических рынках. Помпео, в частности, призвал Эр-Рияд «успокоить» мировые энергетические и финансовые рынки. Глава американской дипломатии подчеркнул, что как председатель G20 и важный лидер в энергетической отрасли «Саудовская Аравия обладает реальной возможностью показать себя с наилучшей стороны и успокоить мировые энергетические и финансовые рынки, когда мир столкнулся с серьезной экономической неопределенностью». Администрация президента США Д. Трампа настаивает на том, чтобы саудовцы отказались от планов по наращиванию добычи нефти в связи с падением цен на нее до минимального уровня за последние 29 лет. По информации СМИ, уже состоялось несколько дискуссий между высокопоставленными американскими и саудовскими чиновниками по данному вопросу. Тем временем спрос на саудовскую нефть снижается со стороны Европы, США и Индии на фоне распространения коронавируса. Европейские и американские нефтеперерабатывающие заводы стали отказываться от закупок нефти у КСА несмотря на снижение королевством отпускных цен на сырьё.

Иран на фоне пандемии коронавируса может получить доступ к части свои денежных средств, которые были заморожены в иностранных банках по запросу США, заявил 25марта глава иранского Центробанка А. Хеммати. По его словам, «власти Ирана надеются использовать эти средства для обеспечения людей необходимыми товарами, лекарствами, медицинским оборудованием». Со своей стороны верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель на заседании стран Группы семи (G7) в формате видеоконференции призвал избегать карательных мер в отношении Ирана, который страдает от вспышки нового коронавируса. Ж. Боррель отметил, что предоставление гуманитарной помощи и медицинских услуг не подпадает под санкции США, введенные в отношении Ирана. Тяжелая ситуация с коронавирусом Иране во многом искусственная, так как является следствием односторонних санкций США против этой страны, их надо немедленно снять, заявили 27 марта в МИД России.

Тегеран готов предоставить помощь США в борьбе с коронавирусом в стране, но не нуждается в ней от Вашингтона, заявил 26 марта командующий КСИР Х. Салами. Тем временем США 26 марта внесли 5 физических лиц и 15 юридических лиц в список антииранских санкций. Иранские граждане, попавшие под санкции, связаны с силами специального назначения «Аль-Кудс» КСИР.

На северо-западе Ливии участились случаи нарушений перемирия как со стороны сил Правительства национального согласия Ф. Сарраджа, так и Ливийской национальной армии под командованием фельдмршала Х. Хафтара. Сообщается, что бои различной степени интенсивности идут сразу на нескольких направлениях линии соприкосновения враждующих сторон в районе Триполи.

Приложение

О внешнеполитическом курсе Республики Кипр

Приоритетным направлением внешнеполитической активности правительства Республики Кипр является кипрское урегулирование, обеспечение необходимых внешних условий для его продвижения с целью разрешения сложного комплекса проблем, связанных с сохраняющимся разделом острова. Большое внимание уделяется отношениям с Грецией, Евросоюзом, а также с Израилем и Египтом.

После греко-турецкого вооруженного конфликта 1974 г. остров оказался разделенным на две части: южную — греческую Республику Кипр (РК) и северную – провозглашенную в 1983 г., но не получившую международного признания (кроме Турции) Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), на территории которой находятся части вооруженных сил Турции. При этом РК принадлежит большая часть территории острова (60%, здесь проживает свыше 800 тыс. человек). ТРСК занимает 38% кипрской территории с населением примерно 300 тыс. человек. Причем более 80 тыс. турок прибыли на остров из Турции. Еще 2% территории острова составляют британские эксклавы, где расположены английские военные базы.

Правительство РК не признает самопровозглашенную республику на севере острова и считает ее «территорией, оккупированной турецкими войсками». В свою очередь, Турция не признает Республику Кипр, которую в Анкаре называют «местной администрацией на юге Кипра». Власти ТРСК отвергают суверенитет РК над всей территорией острова и определяют ее как «греческие власти Южного Кипра».

На состоявшемся еще в апреле 2004 г. референдуме о создании на Кипре конфедеративной республики, состоящей из двух равноправных государств – греческого и турецкого — греки-киприоты большинством голосов (76%) отвергли этот вариант, в то время как основная часть турок-киприотов (67%) его одобрила. По мнению греков, создание такого государства означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путём отмены всех предыдущих резолюций Совбеза ООН по Кипру. К тому же Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове, а турецкая сторона обладала бы правом вето в объединённом правительстве Кипра, в то время как все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Таким образом, отказавшись от плана, рекомендованного ООН, Республика Кипр подтвердила свое право оставаться единственным законным и международно признанным государством на острове, а статус северной части Кипра остался неопределенным.

С 2008 г. под эгидой ООН периодически проходили прямые переговоры между двумя частями острова по решению кипрской проблемы, однако в 2014 г. они были вновь прерваны.

Главными камнями преткновения в деле урегулирования кипрской проблемы остаются: требование греков-киприотов, чтобы после объединения острова на всей его территории было реализовано законодательство Евросоюза, в который входит Республика Кипр; вопрос присутствия турецких войск на Кипре; ситуация с греческой собственностью, оставленной беженцами-греками на севере острова. При этом в Никосии считают, что «действия, предпринимаемые Турцией, не только не помогают найти общее решение, а создают различные проблемы». Более того, как полагают греки-киприоты, отсутствие решения проблемы острова является следствием «покровительства и активного управления процессом со стороны Анкары».

В ответ на враждебность со стороны Турции Кипр всячески тормозит процесс вступления Анкары в Евросоюз и заявляет, что не планирует снимать вето на вступление Турции в эту организацию до тех пор, пока Анкара не выполнит свое обязательство признать Кипр. РК блокирует вопросы, связанные с расширением торговли или связей европейцев с Турцией, а также оказание финансовой помощи северу острова.

Одной из наиболее острых в кипрско-турецких отношениях в настоящее время является проблема разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений на шельфе Средиземного моря у берегов острова в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) РК. Кипр категорически отвергает проведение переговоров с Турцией по вопросам разведки месторождений в своей ИЭЗ, считая, что это дело является «суверенным правом республики». Никосия не признает соглашения между Турцией и ТРСК о разделе континентального шельфа. Со своей стороны, Анкара не признает границ кипрской исключительной экономической зоны и жестко выступает против проведения работ Кипром по разведке и освоению запасов природного газа на шельфе острова до полного урегулирования кипрской проблемы, мотивируя свою позицию тем, что это ущемляет права турок-киприотов на долю от возможных доходов. Турция самостоятельно ведет геологоразведку в водах кипрской ИЭЗ (по версии Анкары, эти воды относятся к исключительной зоне ТРСК), в том числе с привлечением кораблей своих ВМС для защиты проводимых изысканий. Эти действия Турции подвергаются критике со стороны Евросоюза, который называет их незаконными и требует уважать суверенитет Кипра. В 2019 г. Евросоюз ввел санкции в отношении Турции из-за продолжения геологоразведочных работ в кипрских водах. Анкара же фактически игнорирует позицию ЕС по этому вопросу. В целом действия Турции по добыче газа в исключительной экономической зоне Кипра и ее претензии на ИЭЗ Греции обостряют старые конфликты в Восточном Средиземноморье, «заставляя вести переговоры на повышенных тонах, нередко сопровождая их демонстрацией силы. Хотя рынок и газодобывающие компании пока что сохраняют хладнокровие, сложившаяся ситуация может отрицательно повлиять на туризм, инвестиции и энергетические перспективы».

С 2004 г. Кипр является полноправным членом Евросоюза. Причем передача части государственного суверенитета в наднациональные структуры Брюсселя и Страсбурга прошла безболезненно, а дальнейшее углубление интеграции РК в ЕС не вызывает у киприотов никаких сомнений, их культурная и политическая идентичность с Европой усиливается.

Наиболее тесные и прочные отношения в различных сферах Кипр поддерживает с Грецией. Это обусловлено этнической, культурной и религиозной общностью населения Греции и греков-киприотов. Реализуется не получившая официального оформления доктрина «единого оборонного пространства» Греции и Кипра, предусматривающая совместные усилия двух стран в области обороны.

Обострение турецко-кипрских и турецко-израильских отношений способствовало сближению Кипра и Израиля, укреплению разностороннего сотрудничества между двумя соседними странами. Кипр и Израиль подписали соглашение о разграничении морского шельфа. Израиль является одним из ведущих поставщиков оружия для кипрской Национальной гвардии. В 2016 г. руководители Кипра, Израиля и Греции договорились усилить взаимодействии между тремя государствами в интересах развития партнерства в различных областях. Три страны планируют подписать соглашение о строительстве газопровода EastMed в Европу. Ожидается, что новый трубопровод обеспечит 10% европейских потребностей в природном газе, затрудняя поставки российского газа в Южную Европу через Турцию.

В то же время Кипр традиционно поддерживает хорошие отношения с арабскими странами. Республика еще в 1988 г. признало Государство Палестину в границах 1967 г. и считает, что изменения этой границы могут быть признаны только по обоюдному соглашению израильтян и палестинцев.

Отмечается сближение Кипра, Египта и Греции. Лидеры трех стран провели ряд совместных саммитов, договорившись о координации усилий в сфере безопасности и борьбе с терроризмом, заявили о намерении ускорить переговоры по нерешенным вопросам делимитации морских районов, прилегающих к Египту, Греции и Кипру. Стороны призвали Турцию уважать территориальную целостность Кипра и не осуществлять геологоразведочных и иных проектов в его ИЭЗ без согласия Никосии.

Кипр стремится поддерживать более тесные связи с США, что с пониманием оценивается в Вашингтоне. В 2019 г. США отменили оружейное эмбарго в отношении Кипра, введенное в 1987 г.

Учитывая географическую близость Сирии, кипрское руководство внимательно и с обеспокоенностью следит за событиями, происходящими в этой стране. Кипр выступает за скорейшее достижение политического урегулирования. В Никосии согласны с тем, что будущее Сирии должен определить сам сирийский народ. Проблема сирийских беженцев затронула и Кипр. В последнее время поток нелегальных мигрантов из этой страны на остров заметно увеличился.

Российско-кипрские отношения носят традиционно дружественный характер, чему в значительной мере способствуют совпадение или близость позиций наших стран по основным международным проблемам, приверженность России скорейшему достижению справедливого и всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы.