- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставках китайской корпорацией GAIC учебно-боевой авиационной техники в Судан

По информации китайского специализированного военно-технического издания «Мир авиации» (официальный печатный орган Китайской авиастроительной корпорации), 24 марта китайская корпорация Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), являющаяся дочерней компанией Aviation Industry Corporation of China (AVIC), приступила к продвижению на мировой рынок модернизированного учебно-боевого самолета (УБС) FTC-2000G[i] [1]. Как отмечают обозреватели издания, прототип FTC-2000G совершил первый полет в сентябре 2015 года, второй – в январе 2016 года[ii] [2]. Самолет специально разработан для поставки на экспорт в полном соответствии с потребностями потенциальных клиентов: создан на базе самолета второго поколения и близок по своим характеристикам к третьему поколению. FTC-2000G имеет необходимый функционал для подготовки летчиков истребителей, в том числе в ночное время суток. Также самолет может выполнять задачи по разведке и радиоэлектронной борьбе.

FTC-2000 представляет экспортный вариант двухместного сверхзвукового реактивного самолета JL-9, который производится корпорацией AVIC[iii] [3]. Принят на вооружение ВВС и ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) для подготовки пилотов. По материалам китайской печати представляется возможным представить некоторые характеристики рассматриваемого УБС:

– длина: 15,4 м;

– высота: 4,8 м;

– размах крыла: 9,9 м;

– максимальная скорость: 1,4 МАХа;

– практический потолок: 15000 м;

– нормальный взлетный вес: 8000 кг;

– максимальный взлетный вес: 11000 кг;

– стандартная боевая нагрузка: 2000 кг;

– максимальная дальность полета: 1650 км;

– максимальное время нахождения в воздухе: около 2 часов;

– вооружение: пушка ГШ-23, управляемые ракеты и авиабомбы.

По данным СМИ КНР[iv] [4], экспортным заказчиком базовой версии сверхзвукового учебно-тренировочного самолета FTC-2000 являются Вооруженные Силы (ВС) Судана. О заключении командованием ВС Судана с китайской корпорацией GAIC контракта на приобретение шести FTC-2000 стало известно в рамках состоявшейся в ноябре 2016 года выставки Airshow China 2016[v] [5]. Кроме того, делегация Нигерии, которая присутствовала на выставке, также проявила большой интерес к УТС FTC-2000. В приватной беседе представители GAIC сообщили обозревателям издания «Мир авиации», что приоритетным регионом сбыта своей продукции компания считает африканский континент.

Известно, что самолеты были приняты на вооружение ВВС Судана в мае 2018 года. Во время официальной церемонии ввода в боевой состав ВВС новой эскадрильи, оснащенной FTC-2000, приняли участие заместитель начальника Генерального штаба ВС Судана и военный атташе Китая. На опубликованных изданием «Мир авиации» фотографиях можно идентифицировать самолеты с номерами от 1201 до 1206, что указывает на то, что ВВС получили все шесть заказанных FTC-2000. Судя по тому, что на одной из фотографий самолет оснащен внешним топливным баком, а рядом демонстрировался закупленный комплект вооружения, ВВС Судана приобрели именно версию FTC-2000G. Версия с пятью точками подвески вооружения позиционируется как многоцелевой самолет, который может заменить УБС F-7, FT-7 стоящие на вооружении ВВС Судана[vi] [6].

Специалисты стран НАТО отмечают, что китайский УБС разработан на базе учебного самолета МиГ-21У, разработанного в 50-х годах прошлого века[vii] [7]. По их оценке, летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета и его двигателя не соответствуют современным самолетам 4-го поколения. В настоящее время самолет сильно устарел, и, по оценке специалистов НАТО, уступает российскому Як-130 по следующим показателям:

  1. Безопасность. Один двигатель и отсутствие створок воздухозаборников, а также отсутствие системы активной безопасности полета и ограничений предельных значений угла атаки и перегрузки не обеспечивают необходимую безопасность полетов. Кроме того, в ходе испытаний были выявлены проблемы с системами катапультирования и сброса фонаря[viii] [8].
  2. Маневренные возможности. Максимальный угол атаки составляет всего 16 градусов, что более чем в 2 раза меньше, чем у Як-130. Не позволяет проводить полноценное обучение летчиков боевых самолетов 4++ и 5-го поколений[ix] [9].
  3. Оборудование кабины. Информационно-управляющее поле (наличие электромеханических приборов) не соответствует современным самолетам поколения 4+ и 5 поколения[x] [10].
  4. Эксплуатационные расходы. Высокий расход топлива и низкие ресурсные показатели самолета и двигателя обусловливают высокие эксплуатационные расходы, превышающие эксплуатационные расходы Як-130 более чем в 2,5 раза[xi] [11].

Таким образом, сравнение специалистами НАТО Як-130 с FTC-2000 по показателям,  имеющим важное значение при эксплуатации самолетов в качестве учебно-тренировочного и учебно-боевого, российский самолет имеет неоспоримое превосходство.

Однако, по мнению китайских специалистов, следующие факторы определяют привлекательность закупки УБС FTC-2000 для Судана:

  1. Существующая компоновка вооружения позволит ВВС Судана достаточно эффективно бороться с антиправительственными силами, которые применяют партизанскую тактику[xii] [12].
  2. При необходимости увеличения продолжительности полета на самолет может быть установлен подвесной топливный бак[xiii] [13].
  3. Основным преимуществом китайского УБС является его цена, которая по оценкам китайских специалистов составляет около 10 млн долл. США за единицу, что привлекает покупателей из развивающихся стран Ближнего Востока и Африки[xiv] [14].
  4. Китайский самолет проще в обслуживании и ремонте, чем американский легкий штурмовик «Скорпион» производства компании «Текстрон»[xv] [15].

Таким образом, по мнению представителей предприятий ВПК КНР, FTC-2000G может конкурировать на мировом рынке вооружений с такими признанными образцами учебно-боевой техники для ВВС, как российский Як-130 и итальянский М-346.

[i] [16] https://www.hotbak.net/key/%E4%B8%A4%E7%A7%8D%E5%9B%BD%E4%BA%A7%E6%95%99%E7%BB%83%E6%9C%BA%E4%BB%B7%E6%A0%BC%E5%B7%AE%E8%B7%9D%E4%B8%8D%E5%A4%A7%E4%B8%BA%E4%BD%95%E8%8B%8F%E4%B8%B9%E9%80%89%E4%BA%86%E5%B1%B1%E9%B9%B0%E9%B9%B0%E7%9C%BC%E9%98%B2%E5%8A%A1%E8%A7%A3%E8%AF%BB.html [17]

[ii] [18] https://k.sina.cn/article_5303790844_13c216cfc00100sfgf.html [19]

[iii] [20] https://kknews.cc/zh-cn/military/ekrgeyz.html [21]

[iv] [22] http://m.look.360.cn/transcoding?url=9b47c7b7c02bbbeed&sign=360_e39369d1 [23]

[v] [24] http://www.kepuchina.cn/mil/news/201805/t20180521_630501.shtml [25]

[vi] [26] https://lt.cjdby.net/thread-2598967-1-1.html [27]

[vii] [28] https://www.ainonline.com/aviation-news/defense/2017-06-05/china-shows-ftc-2000-fighter-trainer-sudan [29]

[viii] [30] https://www.defenseworld.net/news/17632/Sudan_Is_Customer_For_Six_Chinese_FTC_2000_Trainer_Jets#.XoEGc9MzY_M [31]

[ix] [32] https://www.defenseworld.net/news/23309/Chinese_FTC_2000G_Combat_Trainer_Jet_Aircraft_Enters_Production#.XoEGc9MzY_M [33]

[x] [34] https://www.airforce-technology.com/projects/ftc-2000g/ [35]

[xi] [36] https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/combating-covid-19-pakistan-announces-troop-deployment-shuts-down-borders/articleshow/74871309.cms [37]

[xii] [38] http://www.fengbau.com/?p=2412 [39]

[xiii] [40] http://m.bljcn.com/cnblj/86060252809.html [41]

[xiv] [42] https://new.qq.com/omn/20180928/20180928A1GSZF.html [43]

[xv] [44] https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_2411938 [45]