- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Имран Хан – несистемный лидер Пакистана. (политический портрет)

18 августа 2018 г. двадцать вторым премьер-министром Пакистана стал лидер партии «Техрик-э-Инсаф» («Движение за справедливость») Имран Ахмед Хан Ниязи  — этнический  пуштун,  родивший 5 октября 1952 г. в городе Лахор (провинция Пенджаб). Его отец – Икрамулла Хан Ниязи, по профессии инженер, был выходцем из пуштунского племени Ниязи. Мать – Шаукат Ханум – из  пуштунского племени Бурки.

Семья отца Имрана Хана принадлежала к верхнему слою пакистанского среднего класса. По некоторым данным семья владела земельными угодьями. Соответственно Икрамулла Хан мог дать своему единственному сыну (кроме Имрана Хана в семье было еще три дочери) достойное образование. Он обучался в Колледже Эйтчисон и в Кафедральной школе в Лахоре. В 1972 г. он поступил в Королевскую школу грамматики в Уорчестере и, далее – в Кебл Колледж в Оксфорде (Великобритания), где изучал философию, политику и экономику. Там же он начал играть в крикет. Закончил образование в 1975 г.

По возвращении в Пакистан Имран Хан сделал впечатляющую карьеру в качестве игрока в крикет, и в 1982 г. стал капитаном национальной сборной.

В 90-е годы ХХ века Имран Хан занимается благотворительностью – он сотрудничает с ЮНИСЕФ в рамках программ по развитию здравоохранения в Бангладеш, Пакистане, Шри Ланке и Таиланде. Он основывает мемориальный фонд имени своей матери Шаукат Ханум, внесший основной финансовый вклад в создание единственного в Пакистане госпиталя, специализировавшегося на лечении онкологических заболеваний.

Ему неоднократно делались предложения занять политические посты. В 1987 г. тогдашний пакистанский военный диктатор М.Зия-уль-Хак предложил Имрану Хану пост в руководстве создававшейся партии «Пакистанская мусульманская лига». Позже ему было сделано схожее предложение от видного политика Наваза Шарифа. Имран Хан эти предложения не принимает. Тем не менее, он активно вовлекается в политику.

Политическая платформа Имрана Хана предполагала необходимость защиты исламских ценностей, развитие экономики на либеральных началах, создание государства всеобщего благоденствия, сокращение бюрократии, разработку и применение антикоррупционных законов, создание независимой судебной системы, ограничение полицейского произвола и формирование демократического Пакистана,  свободного от терроризма и экстремизма.

Имран Хан настаивал на принесении Пакистаном извинений народу Бангладеш за репрессии, имевшие место в 1971 г. против ее народа со стороны пакистанских военных. Он проводил параллели между этими репрессиями и той линией, что проводится в наши дни армией против этнических пуштунов в рамках борьбы с терроризмом, и призывал к выводу армейских формирований из «зоны племен» на северо-западе Пакистана.

Имран Хан жестко критиковал политику США в регионе. Он принимал участие в манифестациях протеста против обстрелов пакистанских селений  американскими беспилотными летательными аппаратами, совершавшимися под предлогом борьбы с терроризмом.

25 апреля 1996 г. была основана партия «Техрик-э-Инсаф». В 1997 г. Имран Хан выдвигал свою кандидатуру на выборах в Национальную Ассамблею, но успеха не имел.

В 1999 г.  Имран Хан поддержал военный переворот, организованный генералом Первезом Мушаррафом. Он публично выражал надежду, что П.Мушарраф «покончит с коррупцией, очистит страну от политической мафии».  Имран Хан утверждал, что в 2002 г. генерал предлагал ему занять пост премьер-министра, но он будто бы отклонил это предложение.

В 2002 г. Имран Хан избирается депутатом Национальной Ассамблеи. Он становится членом парламентских комитетов по Кашмиру и по государственным финансам. 2 октября 2007 г. вместе с 85 другими депутатами Имран Хан слагает с себя депутатские полномочия в знак протеста против проведения президентских выборов, в которых П.Мушарраф принимал участие, не подав в отставку с поста командующего армией. 3  ноября 2007 г. Имран Хан помещается под домашний арест, а затем на несколько дней заключается в тюрьму.

В 2011 – 2012 гг. благодаря активной политической деятельности, Имран Хан становится одним из самых влиятельных политиков в стране, а партия «Техрик-э-Инсааф» становится одной из наиболее популярных как на национальном, так и на провинциальном уровнях. И уже на общенациональных выборах 2013 г. партия Имрана Хана занимает третье место после ПМЛ-Н и Пакистанской народной партии.

В  августе 2018 г. «Техрик-э-Инсаф» получает  156 из 342 мест в Национальной Ассамблее. По результатам выборов Имран Хан возглавил коалиционное правительство. Интересная особенность состава правительства, сформированного Имраном Ханом, была в том, что большинство его членов состояли в правительстве военного диктатора П.Мушаррафа или же в правительстве, созданном вслед за его уходом.

Перед лидером «Техрик-э-Инсаф» встали достаточно серьезные задачи, прежде всего в области экономики. В стране отмечаются крайне высокие темпы инфляции, национальная валюта обесценивается, государство испытывает серьезную долговую нагрузку, некоторые наблюдатели говорят даже о том, что Пакистан находится на грани банкротства.  Национальный импорт вдвое превышает экспорт.

Справедливое недовольство населения вызывает рост налогов, высокий уровень коррупции, проблемы с энергоснабжением даже в крупных городах, весьма неблагоприятная криминогенная и террористическая ситуация, религиозный экстремизм.

В этой ситуации вполне обоснованным выглядит то, что во главу угла своей деятельности пакистанское правительство поставило вопросы экономики. В своей речи после победы на выборах Имран Хан очертил основные направления работы нового руководства страны. Он заявил, что его партия будет строить Пакистан как «гуманитарное государство», основанное на принципах первого исламского государства Медина. В качестве приоритета он указал на удовлетворение интересов беднейших слоев населения, простых пакистанцев. Ставится задача сокращения государственных расходов.

Было объявлено, что новое правительство Пакистана будет работать на основе программы из 11 пунктов, в основе которой ускорение экономического развития страны при одновременном принятии мер по улучшению условий жизни беднейших слоев населения.

Затем, правительство провозгласило план «Новый Пакистан». В рамках реализации этого плана намечено в ближайшее время построить 20 тысяч домов для продажи на льготных условиях выходцам из беднейших слоев населения в Исламабаде, Равалпинди, Кветте и Лахоре. В перспективе в течение ближайших пяти лет планируется построить пять миллионов таких домов. Наряду с улучшением жилищных условий программа должна способствовать решению проблемы безработицы. Финансирование строительства предполагается за счет средств частных банков.

В феврале 2020 г. было принято решение о выделении 10 млрд рупий (64,8 млн долларов США) на цели сдерживания роста цен на основные продукты питания (пшеничная мука, сахар).  В марте 2020 г. принимаются знаковые решения по перспективам развития экономики Пакистана на 2020 – 2025 гг.  В этих решениях отмечалась необходимость наращивания национального экспорта, повышения эффективности в первую очередь промышленного производства, подъема качества производимой продукции до уровня требований мирового рынка.  Указывалось на важность  наращивания инвестиций в производственный сектор экономики, и обеспечения экономической и финансовой стабильности на ближайшие 3 – 5 лет. Среди приоритетных областей производства назывались: текстильная промышленность, кожевенное производство, изготовление спортивного инвентаря, ковров, столовых приборов, фармацевтической продукции, продукции машиностроения, автозапчастей, производство пищевых полуфабрикатов, безалкогольных напитков, обуви, драгоценных и полудрагоценных камней, выращивание риса, овощей и фруктов.

В марте 2020 г. на фоне снижения темпов роста мировой экономики и последствий распространения коронавируса Имран Хан призвал основные страны-кредиторы списать внешнюю задолженность Пакистана.

Неблагоприятной остается внешняя обстановка. На границе с Афганистаном продолжают действовать террористические группировки. Не спадает напряженность в Кашмире. Имран Хан и его правительство не могут не реагировать на вызывающие вопросы заявления, исходящие из Нью-Дели, типа того, что, как заявил в декабре 2019 г. премьер-министр Индии Н.Моди, его страна может уничтожить Пакистан за 11 дней.  Подобные заявления дают основания для пакистанских военных требовать увеличения и без того обременительных для государства военных расходов.   А  на военные цели, по оценкам некоторых экспертов, Пакистан и ранее ежегодно выделял свыше 50% своего государственного бюджета.

В области внешней политики Имран Хан в качестве приоритета подчеркивает отношения с Китаем. Одновременно он пообещал, улучшить отношения с Афганистаном, США и Индией. Признавая важность поддержания партнерских связей с Саудовской Аравией, лидер «Техрик-э-Инсаф»  вместе с тем обратил внимание на необходимость выдерживать баланс между ведущими государствами исламского мира – Саудовской  Аравией и Ираном.

Касаясь ситуации в Афганистане и вокруг него, Имран Хан в феврале 2020 г. поддержал соглашение, достигнутое между США и движением «Талибан». Параллельно, он подчеркнул, что Пакистан, приверженный борьбе с терроризмом, больше не будет предоставлять убежища боевикам-экстремистам.

Обратило на себя внимание то обстоятельство, что правительство Имрана Хана высказалось в поддержку турецкой военной операции в северных районах Сирии в 2019 г.

Важной проблемой, с которой сталкивается правительство Имрана Хана, является религиозный экстремизм. На протяжении последних десятилетий сменявшие друг друга, как военные, так и гражданские режимы стремились укрепить свои позиции не столько за счет повышения уровня жизни в стране, сколько на путях разжигания религиозной нетерпимости. Это вылилось в жертвы, исчисляемые тысячами, в вынужденные перемещения многих тысяч людей.  Решить эту проблему будет крайне непросто, учитывая, что сам Имран Хан не раз подчеркивал свою приверженность ценностям ислама.

Имран Хан для Пакистана является откровенно несистемной политической фигурой. С одной стороны, он вышел не из низов. Его состояние оценивается в сумму, эквивалентную 50 млн долларов США. Он владеет большим участком с построенным домом в Исламабаде (стоимостью 5,3 млн долларов),  домом в Лахоре (около 210 тыс. долларов). Ему принадлежат сельскохозяйственные фермы неподалеку от Исламабада и в провинции Пенджаб, а также доли в земельных угодьях, доставшихся ему и его сестрам по наследству от отца, и акции в различных частных предприятиях.

С другой стороны,  он – пуштун, родившийся и выросший в Лахоре, центре провинции Пенджаб. Среди гражданских политиков представители пуштунского этноса еще не достигали высших позиций. Начало его карьеры связано со спортом, а не с армией, не с бизнесом, не с госаппаратом. Его партия – «Техрик-э-Инсаф», в отличие от остальных пакистанских политических партий, не является династической, и объединяет политических единомышленников, а не выходцев из одной этнической группы.

Противники Имрана Хана утверждают, что его успех на выборах 2018 г. объясняется массированной поддержкой со стороны пакистанских военных. Говорят, что армия в период нахождения лидера «Техрик-э-Инсаф» на посту премьер-министра, является реальной правящей силой в стране.

Необходимо иметь в виду следующие важные обстоятельства. Правившие в Пакистане гражданские политики – семья Бхутто, семья Шарифов и др., полностью дискредитировали себя своей замешанностью в коррупции, а также откровенным пренебрежением к целям развития национальной экономики и повышения уровня жизни широких слоев населения в угоду личным интересам.

Пакистанская армия на протяжении всей истории независимого развития Пакистана играла важнейшую роль в политике государства. В Пакистане уважают и гордятся своей армией. Даже в периоды гражданского правления армия сохраняла закулисное политическое влияние. Но высшие военные чины отдают себе отчет в том, что новый выход армии непосредственно на лидирующие политические позиции в нынешних международных условиях приведет лишь к международной изоляции Пакистана.

Все объективные наблюдатели признают, что Пакистану для продолжения успешного социально-экономического развития необходимы серьезные реформы, прежде всего, в сфере экономики и финансов. В этой связи требуется новая фигура с одной стороны, гражданского политика, не замешанного в коррупции, но, с другой, устраивающего армию. Имран Хан показал в прошлом (в периоды правления М.Зия-уль-Хака и П.Мушаррафа) свое лояльное отношение к армии и к военным правителям. Сказались и его пуштунские корни (число пуштунов в армии велико и имеет тенденцию к росту). Кроме того, надо учитывать большую популярность Имрана Хана, в том числе среди пакистанской молодежи,  заложенную в бытность капитаном сборной страны по крикету и закрепленную в первые годы его политической карьеры.

*    *    *

Для России, стремящейся проводить эффективную многовекторную политику, необходимо помнить, что не бывает постоянных друзей, а бывают постоянные интересы. В регионе Среднего Востока и Южной Азии происходят серьезные перемены. Как показывает опыт, некоторые страны этого региона, стремившиеся в 60-е годы ХХ века сблизиться с нашей страной, став сильнее в военном и экономическом отношении, зачастую забывают об элементарной корректности. Поэтому для сохранения политического баланса Москве было бы желательно приобретать новых союзников, пусть даже временных.

Первый, пусть непродолжительный период правления в Пакистане партии «Техрик-э-Инсаф» во главе с Имраном Ханом дает основания полагать, что мы имеем дело с искренним политиком, пусть даже не во всем с нами соглашающимся. Но если мы стремимся к усилению наших позиций в регионе, нам объективно необходимо налаживать доброжелательные отношения с Пакистаном и его нынешним правительством.