- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проектировании и постройке турецким военно-промышленным комплексом кораблей обеспечения в интересах ВМС Индии

По информации китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной корпорации), 25 марта индийская компания Hindustan Shipyard Limited (HSL) заключила с консорциумом пяти турецких судостроителей контракт на проектирование и постройку 5 45000-тонных кораблей обеспечения (FSV) для ВМС Индии. По данным китайских источников, контракт был подписан с HSL в феврале 2020 года после получения разрешения от Министерства обороны и проведения консультаций с Министерством иностранных дел Индии. Стоимость контракта пока не разглашается, однако ранее сообщалось, что она может составить около 160 млрд рупий (2,1 млрд долл.).

По мнению китайских специалистов, суда предполагается использовать для пополнения запасов в море и снабжения авианосной ударной группы ВМС Индии. Принятие судов обеспечения в состав ВМС Индии существенно расширит их присутствие в регионе Индийского океана и позволит организовать поддержку операций флота в обширной акватории от Африки до Малаккского пролива.

В апреле 2018 года правительство Индии опубликовало официальное уведомление о заинтересованности, согласно которому компания Hindustan Shipyard Limited (HSL) была названа подрядчиком постройки 5 судов обеспечения водоизмещением около 45000 т, потенциальные партнеры которой должны обеспечить локализацию на уровне не менее 30% на всех этапах выполнения контракта. Проект был начат повторно, поскольку переговоры о сотрудничестве с ранее выбранной потенциальным партнером южнокорейской Hyundai Heavy Industries (HHI) зашли в тупик. В начале октября 2018 года Hindustan Shipyard Limited направила новый запрос о предложениях с целью поиска партнера для постройки 5 судов водоизмещением около 45000 т, ответы на который представили 8 компаний. Предложения трех из них соответствовали требованиям, однако заявка группы TAIS (Турция) была признана лучшей.

В мае 2019 года Hindustan Shipyard Limited сообщила о готовности заключить соглашение с группой TAIS (сформирована Anadolu Shipyard, Istanbul Shipyard, Sedef Shipyard, Sefine Shipyard и Selah Shipyard) на совместное проектирование и постройку 45000-тонных кораблей обеспечения для ВМС Индии. При этом руководитель HSL контр-адмирал (в отставке) Л.В.Сарат Бабу заявил, что резка стали для головного судна FSV может начаться к концу 2020 года, а ВМС Индии получат этот корабль через четыре года. Оставшиеся четыре судна предполагалось передать с 10-месячным интервалом. Тем не менее, свои коррективы в график может внести пандемия коронавируса COVID-19.

По оценке китайских специалистов, в настоящее время Турецкая Республика имеет достаточно развитую военную промышленность (ВП), способную удовлетворить текущие потребности национальных вооруженных сил в основных видах вооружения и военной техники (ВВТ). Судостроительную отрасль составляют 15 верфей, каждая из которых может также осуществлять ремонтные работы. В связи с этим в судостроительной отрасли не выделяются ремонтные предприятия. Основные производственные мощности судостроительной промышленности расположены в регионе Мармара, в провинциях Стамбул (73%), Ялова (6%) и Чанаккале (6%). Вышесказанное позволяет утверждать, что судостроительная промышленность Турции, в целом, способна производить корабли большого водоизмещения, такие как десантные корабли и корабли обеспечения.

В заключение хотелось бы отметить, что контракт с TAIS изначально должен был быть подписан летом 2019 года, однако сроки были перенесены из-за ухудшения дипломатических отношений между Нью-Дели и Анкарой. Причиной стала поддержка Турцией Исламабада, который выступил против отмены Индией 5 августа 2019 года особого конституционного статуса штата Джамму и Кашмир. Позднее президент Турции Р.Т.Эрдоган неоднократно высказывался в поддержку позиции Пакистана в вопросе Кашмира. Представители органов безопасности Индии выразили обеспокоенность широким сотрудничеством турецких судостроительных компаний с ВМС Пакистана. При этом часть сотрудников TAIS могла принимать участие в реализуемых в интересах Пакистана проектах. Таким образом, вопрос сотрудничества Индии с турецкими компаниями потребовал согласования в Министерстве обороны. Можно предположить, что острая потребность ВМС Индии в судах обеспечения на фоне сокращения оборонных расходов вынудила военное ведомство Индии согласиться на реализацию проекта совместно с турецкими производителями.

С другой стороны, в последние годы наблюдается активизация военно-технического сотрудничества Анкары и Исламабада в сфере судостроения. Так, в г.Карачи представители турецких компаний Savunma Teknolojileri Mühendislik A.Ş. (STM), Aselsan, Havelsan модернизируют три дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта Augusta 90В (класс «Халид») (пр-ва французской компании DCNS). Турецкая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. предлагает официальному Исламабаду проект малозаметного ракетно-артиллерийского катера (МРАК) FAC-55, который будет вооружен двумя артиллерийскими установками калибра 76 мм и двумя счетверенными поднимающимися пусковыми установками для противокорабельных ракет. Таким образом, вопрос сотрудничества Индии с турецкими компаниями в перспективе неоднократно потребует согласования с соответствующими компетентными органами, а сроки поставок продукции военного назначения будут зависеть от текущей политической ситуации.