- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах Германии по участию в операции IRINI в Ливии

Европейский союз в конце марта анонсировал операцию EUNAVFOR MED IRINI, основной задачей которой должен стать мониторинг за соблюдением эмбарго на экспорт вооружений в Ливию. Помимо этого предполагается наделить IRINI дополнительными функциями, среди которых контроль над незаконными поставками в страну, находящуюся в состоянии конфликта, нефти и продуктов ее переработки, а также содействие обучению береговой охраны. Обращает на себя внимание то, что несмотря на сохранение необходимости пресечения нелегальной миграции в Европу, данная цель на первый план в новой миссии не вышла, чем IRINI в корне отличается от миссии «София». Последнюю, напомним, государства-участники ЕС ранее планировали перезапустить, изменив акцент также в сторону соблюдений оружейного эмбарго. В итоге, согласно решению, достигнутому в Евросоюзе в результате продолжительных дебатов, IRINI полностью заменит «Софию», чей мандат истек 31 марта.

Новая миссия ЕС создает условия для повышения влиятельности ряда стран, а также отдельных должностных лиц, среди которых Верховный представитель Европейского союза по внешней и оборонной политике Ж.Борелль. По его словам, «Ливия должна быть приоритетом для ЕС», как минимум, поворот в сторону нее он намерен сделать в рамках срока своих полномочий. Кроме того, заметно активизируется степень участия Греции в урегулировании ливийского кризиса. Так, самим названием новая миссия обязана греческому слову «мир». Пока сложно сказать, насколько успешной операция окажется с точки зрения урегулирования конфликта, для прекращения которого она запускается, однако уже сейчас именно благодаря Афинам удалось достичь компромисса между государствами Европы. Греция согласилась взять на себя пусть не основную, но наиболее противоречивую задачу приема спасенных в море мигрантов, тем самым блокируя возражения Италии. Рим, в свою очередь, был определен как штаб-квартира развертывания IRINI. Итальянские власти, в настоящий момент занимающиеся борьбой с COVID-19, крайне негативно относятся к любым планам, связанным с приемом беженцев. Впрочем, терять позиции в ливийском политическом процессе они не хотят, а потому новая миссия Евросоюза открывает для страны определенные возможности.

На этом фоне важным представляется определение роли Германии, организовавшей ранее в своей столице конференцию, на которой и была обозначена приоритетность борьбы с экспортом вооружений в зону ливийского конфликта. Собственно говоря, итоги встречи в Берлине и положены в основу IRINI, а вот будущая роль ФРГ в ней пока до конца не определена. С одной стороны, причиной тому стали собственный проблемы федерального правительства, также связанные с COVID-19. С другой стороны, несмотря на то, что мандат «Софии» истек в конце марта, а  IRINI должна стать ее логическим продолжением, активность которого рассчитана не менее чем на год, детали ее по-прежнему находятся в стадии разработки.

На этом фоне со ссылкой на представителей Министерства обороны Германии появилась информация, что страна заинтересована  в том, чтобы задействовать свои возможности воздушной разведки, а именно самолеты и беспилотники, а вот от отправки кораблей Берлин намерен воздержаться. Эту функцию, по имеющимся сведениям,  предположительно возьмут на себя Италия и Греция. Сообщается, что бундесвер будет задействовать в операции самолет-разведчик типа P-3C Orion, преимуществами которого является большая дальность полетов, а также оснащение высокоточными приборами, позволяющими следить за различными целями, включая подводные. При этом для его использования, согласно данным официального сайта бундесвера, требуется экипаж, включающий, как минимум, 11 человек. Какое количество самолетов, а следовательно и военнослужащих, ФРГ намеревается задействовать, пока не сообщается.

В целом, несмотря на то, что функции IRINI ясны, с новой операцией в будущем может быть связано большое количество сложностей, как внутри федерального правительства, переживающего не лучшие времена, так и в отношениях между государствами ЕС. С одной стороны, негативные последствия рискует повлечь смена акцентов с беженцев на оружейное эмбарго. На уровне Евросоюза определенный компромисс был достигнут, но не исключено, что противоречия обострятся вновь, поскольку Греция взяла на себя только прием спасенных в море, в то время как они должны быть распределены между другими государствами, а против такого сценария не только Италия, но еще Венгрия и Австрия. Нельзя также списывать со счетов, что Греция серьезно подвержена миграционному кризису, связанному с сирийцами. В его разрешение Германия также вовлечена.

С другой стороны,  мониторинг соблюдения запрета на экспорт вооружений в зону ливийского конфликта – это не отдельно взятая мера, а часть процесса, запущенного в Берлине, а значит, ответственность за исполнение этого и иных решений автоматически ассоциируется с ФРГ. Именно по этому федеральному правительству важно включиться в миссию IRINI. Для этого потребуется отправка военнослужащих, что неизбежно спровоцирует новые и новые дебаты в Бундестаге о целесообразности подвергать их риску. Немаловажно и то, что участие в операции потребует расходов, в то время как в стране «Левые» и СДПГ привлекают внимание к тому, каким образом можно будет преодолеть последствия экономического кризиса, развивающегося на фоне пандемии коронавируса. Наконец, ситуация в самой Ливии крайне не стабильна, что автоматически означает скептицизм по поводу политического процесса, но без этого новая миссия столкнется с теми же проблемами, что и ее предшественница «София», будучи замкнутой на интересах ЕС. Мандат операции в таком случае пересмотрен  быть может, а вот ФРГ рискует утратить позиции посредника в конфликте, а с ними и часть своего влияния в регионе.