- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак перед новыми внешними и внутренними вызовами. Часть 1

В марте 2020 года народ Ирака оказался в исключительно непростой ситуации, связанной с многочисленными вызовами и угрозами, вставшими перед иракским обществом и государством. Главной угрозой для Ирака в сфере экономики является падение цен на нефть на мировом рынке. В последние годы экспорт энергоносителей был основным фактором экономического роста в этой ближневосточной стране. Торговля нефтью обеспечивает 90% экспортных поступлений и 66% доходной части бюджета. Падение нефтяных доходов грозит подорвать и без того хрупкую иракскую экономику. Правительство Ирака обратилось в Международный валютный фонд (МВФ) с просьбой выделить Ираку в числе других десяти государств экономическую помощь как стране, пострадавшей из-за эпидемии коронавируса. Коронавирусные заболевания действительно имеют место в Ираке (возможно, они были занесены иранскими паломниками, посещающими священные города Неджеф и Кербелу), кроме того неразвитая система здравоохранения в Ираке делает эту страну уязвимой перед пандемией, но утрата доходов от экспорта нефти является здесь первичной причиной. Пока реакция МВФ является довольно скептической, так как признаны неудовлетворительными и нерациональными расходы этого государства за предыдущие годы. Кроме того, по мнению экспертов МВФ, в Ираке нет проектов развития, которые оказались бы под угрозой.

Главным внешнеполитическим вызовом для Ирака является обостряющаяся конфронтация между США и Ираном. Противоречия межу двумя этими государствами грозят превратить Ирак в поле прокси-войны между Тегераном и Вашингтоном. С новой силой это доказало убийство американскими военными командующего спецназом «Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса, произошедшее 2 января с.г. Экономические и военные угрозы обостряются на фоне продолжающегося правительственного кризиса, связанного с затянувшимся формированием нового правительства страны.

После отказа 2 марта Мухаммеда Тауфика Алауи от поста премьер-министра в будущем правительстве между различными политическими силами Ирака начался новый раунд консультаций по формированию нового кабинета. Напомним, что главными силами, поддерживавшими Алауи были блоки «Фатх» и «Саирун» в иракском парламенте. Лидером последнего является харизматичный клерикал Муктада ас-Садр. Опасения суннитских и части шиитских политических сил перед его возможным усилением в итоге заблокировали кандидатуру Алауи.    17 марта президент Ирака Бархам Салех назначил новым премьер-министром страны Аднана аль-Зурфи. 54-летний Аднан Зурфи в течение долгого времени являлся губернатором провинции Неджеф, на территории которой находятся главные шиитские святыни. Аднан аль-Зурфи в свое время боролся в подполье против режима Саддама Хусейна, бежал из страны в 1991 году после провала шиитского восстания в южных районах Ирака. Проживал в эмиграции в Великобритании. Губернатором Неджефа он был назначен в 2004 году по протекции американского наместника в Ираке Пола Бремера для того, чтобы обеспечить безопасность шиитских святынь в этом городе. Зурфи активно сотрудничал с американцами и не допустил взятия этого города под контроль вооруженными формированиями Муктады ас-Садра. В прошлом этот иракский политик являлся членом Партии исламского призыва («Да’ава»).

По сообщениям иракских масс-медиа, кандидатуру А.аль-Зурфи поддержали парламентский блок «Наср» бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади и коалиция «Правовое государство» еще одного бывшего премьера Нури аль-Малики. В этом нет ничего удивительного, так как и аль-Абади и аль-Малики были лидерами различных фракций ныне уже фактически распавшейся партии «Да’ава». Еще одним кандидатом был бывший руководитель Национальной разведывательной службы Ирака Мустафа аль-Кадими. Однако против него была развернута пропагандистская кампания, обвиняющая его в причастности к гибели Сулеймани и аль-Мухандиса (якобы Кадими выдал американцам данные об их местоположении).

Процесс формирования правительства в постсаддамовском Ираке носит длительный и непростой характер. В качестве примеров можно вспомнить крайне непростое формирование кабинета министров после парламентских выборов 2010 года и долгие переговоры по созданию кабинета Аделя Абдель Махди в 2018 году. Учитывая крайнюю фрагментацию иракского политического спектра, различные партии и группировки до последнего ведут торг с целью занять в новом кабинете наиболее выгодные места.    Ливанские журналисты из газеты «Аль-Ахбар» рассматривают три возможных сценария формирования нового кабинета министров в Ираке. Первый подразумевает успех Аднана аль-Зурфи и согласие основных политических сил Ирака на участие в его правительстве. Второй вариант заключается в жестком противодействии  новому премьеру со стороны части иракских политиков и провалу его попыток сформировать кабинет с выходом кризиса на новый этап. В третьем случае кандидатура ныне исполняющего обязанности главы правительства Аделя Абдель Махди вновь возвращается в число кандидатов на пост премьера.

По мнению ливанских наблюдателей и их информаторов в Ираке аль-Зурфи имеет равные шансы как преуспеть, так и потерпеть провал при формировании правительства. Судьба будущего кабинета будет зависеть от позиции четырех политических сил, а именно: блока «Фатх», выражающего интересы вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби», блока «Саирун» Муктады ас-Садра, блока «Правовое государство» Нури аль-Малики и Партии национальной мудрости («Аль-Хикма»). По сведениям иракских экспертов, Аднан аль-Зурфи проводит интенсивные переговоры со всеми политическими силами Ирака кроме блока «Фатх» во главе с Хади аль-Амири, который категорически не принимает кандидатуру нового премьера. Впрочем, другие иракские наблюдатели говорят о том, что представители фракции «Фатх» также ведут переговоры с новым премьером, но при этом стараются выиграть для себя наиболее выгодные условия в новом правительстве.

Еще одним важным аспектом политического кризиса в Ираке является тех или иных политиков и партий зарубежными игроками. Складывается впечатление, что если бывший премьер-министр Адель Абдель Махди был протеже Ирана, то нынешний Аднан аль-Зурфи является в большей степени американской креатурой или во всяком случае выбран так, чтобы понравиться американцам. Представляя свои внешнеполитические взгляды, он отметил, что «Внешняя политика Ирака должна в первую очередь основываться на национальных интересах самого Ирака. Наше государство должно избегать вмешательства в региональные и международные конфликты. Ирак должен развивать отношения со всеми странами, если они не посягают на его суверенитет и территориальную целостность и не обставляют развитие сотрудничества неприемлемыми требованиями». В этой связи журналисты газеты «Аль-Ахбар» отмечают, что иранцы будут через свою агентуру влияния в Ираке ставить Аднану аль-Зурфи палки в колеса, чтобы «переиграть американцев так же, как американцы в свое время переиграли их с Аделем Абдель Махди».