- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О завершении мандата на использование немецких самолетов Tornado для борьбы с запрещенной группировкой «Исламское государство»

31 марта истек срок мандата на использование немецких разведывательных самолетов Tornado в рамках миссии по борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещена в России). За время участия в операции, по статистике, приведенной немецкими источниками, они совершили порядка 2,5 тыс. вылетов. Согласно данным, ранее обнародованным федеральным правительством, задачу, прежде выполнявшуюся ФРГ, должна взять на себя Италия, в то время как германская сторона будет заниматься дозаправкой воздушных судов, предоставит в распоряжение коалиции радар для контроля над воздушным пространством, а также продолжит оказывать содействие в организации воздушных перевозок и обучение иракских сил безопасности.

В среду появились данные о том, что четыре разведывательных самолета бундесвера успешно вернулись в Германию и были размещены на авиабазах в федеральных землях Шлезвиг-Гольштейн и Рейнланд-Пфальц. Несмотря на то, что из-за эпидемиологической обстановки от официальной церемонии встречи экипажей Tornado было принято решение отказаться, командующий ВВС ФРГ генерал-лейтенант И.Герхартц выступил с обращением, в котором отметил: «Миссия выполнена! Все «сообщество Tornado» может гордиться своими усилиями, потому что солдаты в Германии сделали все возможное для поддержания нашего Tornado в боевой готовности… Они многое сделали для военно-воздушных сил и наших международных партнеров».

Возвращению немецких самолетов предшествовала очередная серия дебатов в Бундестаге, который в итоге одобрил видоизмененный мандат германской миссии. Вместе с тем на заседаниях вновь проявились противоречия между коалиционными партиями, среди которых неприятие в отношении продолжения данной части операции по борьбе с ИГ ранее высказал младший партнер – СДПГ. Однако все же был достигнут компромисс в том, что касается применения сил Бундесвера для обозначенных выше целей, включая организацию обучения иракских сил безопасности под эгидой НАТО. Представляющий СДПГ министр иностранных дел Х.Маас сосредоточился лишь на том, что окончательная цель операции – победа над террористической группировкой – еще не достигнута, а потому, по словам политика, важно, чтобы Германия «как надежный партнер продолжала вносить свою лепту».

Министр обороны А.Крамп-Карренбауэер (ХДС),  в свою очередь,  подчеркнула сожаление в связи с отказом от важной части активности в процессе борьбы с ИГ, а затем отметила, что передача полномочий с уходом ФРГ «не пройдет без проблем». Под последними она, судя по всему, подразумевала действия Италии, которая по-прежнему не приступила к исполнению возложенных на нее новых задач. К критике сложившейся ситуации присоединился и представитель ХДС по внешней политике И.Вадефул. При этом политик упомянул, что образовавшийся вакуум, в будущем вновь может быть заполнен самой Германией, тем самым не исключая, что ухудшение ситуации на местах рискует спровоцировать Бундестаг на новый пересмотр мандата миссии.

Аналогичной точки зрения придерживается и его однопартиец, отвечающий за оборонную повестку дня, Х.Отте. Более того, по его словам ФРГ, не только «может возобновить крайне необходимую воздушную разведку в любое время», но и должна уже сейчас предложить эту опцию своим партнерам. Основную угрозу Х.Отте как и А.Крамп-Карренбауэр связывает с Италией, которая пока не в состоянии быстро перехватить у Германии инициативу из-за сложной эпидемиологической ситуации. В этой связи возвращение Бундесвера воспринимается им как своего рода поддержка пострадавшему от пандемии государству-союзнику.

В целом, несмотря на заявление командующего ВВС   И.Герхартца, миссия самолетов Tornado для многих членов федерального правительства завершенной не кажется, равно как и общая задача победы над «Исламским государством». Более того, судя по всему, среди сторонников продолжения разведывательных полетов самолетов Tornado  распространяется точка зрения, согласно которой негативные последствия от завершения этой части операции в будущем могут побудить Бундестаг вновь изменить мандат миссии в сторону возвращения к практике, от которой на нынешнем этапе было решено отказаться. Также нельзя не учитывать, что помимо прочего, вывод из операции Tornado означает и еще сокращение контингента Бундесвера в регионе. Этот факт дополняет  передислокацию военных не только Германии, но и других стран, включая США,  из Ирака, что объясняется обострением рисков, связанных с коронавирусом COVID-19. В этой связи эксперты, в том числе и немецкие, предупреждают, что может возникнуть еще один, более опасный вакуум силы, которым уже сейчас пытается воспользоваться сама ИГ, в чьих рядах звучат призывы к расширению активности в точках распространения пандемии, поскольку борющиеся с ними страны менее всего готовы к этому.