- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Коронавирус в Иране и судьба узников с двойным гражданством

О возвращении домой после отсидки в течение ряда лет в иранской тюрьме сообщил в своем аккаунте в социальной сети Twitter Камран — сын Камала Форуги, обладателя двойного  — ИРИ и Великобритании – гражданства. В Иране он в свое время был осужден за «шпионаж».  Сейчас ему 80 лет. Из сообщения, опубликованного  1 апреля, следует, что освобождение произошло две недели, и он сразу же вернулся в Великобританию, где не был 9 лет. Камал Форуги, наконец-то, сумел воссоединиться с живущей там семьей – детьми и внуками. По словам сына, отец находится в хорошем состоянии здоровья, а выпустить его решили, вероятно,  по причине того, что власти опасаются, что по своей возрастной категории почтенный обитатель заключения мог стать жертвой бушующей в Иране эпидемии коронавируса, что осложнило бы отношения с Великобританией.  Действительно, последние цифры, сообщенные пресс-секретарем иранского Минздрава Киянушем Джаханпуром и опубликованные 1 апреля информационным агентством «Фарс», свидетельствуют: за истекшие сутки в стране прибавилось 2936 инфицированных, скончалось 144 человека, уже излечилось от этой болезни 11 тысяч 133 человека, всего же с начала эпидемии число жертв составило 2378 человек.

Камал Форуги был арестован в Иране в 2011 г. Ему вменили в вину шпионаж, а также домашнее производство алкоголя, и осудили на 8 лет тюремного заключения. Имея двойное гражданство, он был советником малайзийской нефтегазовой компании «Петронас», работая в ее иранском филиале. Как уверяет сын, в конце 2018 г. он уже не был узником тюрьмы Эвин – пожалуй, самого мрачного подобного заведения Исламской Республики Иран, а проживал в Тегеране, где его опекали близкие друзья. Однако все это время он не мог покинуть Иран, потому что власти не возвращали ему иранский паспорт. Даже получив паспорт и тем самым став «выездным», он не смог немедленно покинуть Иран, опасаясь риска быть зараженным во время перелета на самолете рейсом Тегеран-Лондон. Информация о том, что Камал Форуги вернулся к семье в Лондон, долгое время не публиковалась, и сообщение агентства «Фарс», по сути,  пробило информационную блокаду. Между тем, Камал Форуги не одинок.  Иран хотела бы покинуть и гражданка с двумя паспортами, в том числе – британским,  Назанин Загери-Рэдклифф, сотрудница Thomson Reuters Foundation (благотворительного подразделения Thomson Reuters, организующего при поддержке Фонда Рокфеллера различные крупномасштабные опросы).  Пока она освобождена под денежный залог, и причиной ее выхода на свободу также стала не стихающая в Иране эпидемия коронавируса и опасность заболеть. До сих пор не ясно, должна ли она будет отбывать оставшийся срок или попадет под амнистию. В любом случае, в ее деле наметился серьезный прогресс, и на горизонте забрезжила вероятность возвращения домой в Лондон, где ее ожидают супруг и малолетняя дочь. Как написало «Фарс», муж получил информацию о том, что полное освобождение  супруги произойдет до конца нынешнего иранского месяца фарвардина, до есть до 20 апреля. История с Назанин тянется уже более пяти лет, и смогла существенно осложнить и так уже далеко не безоблачные ирано-британские отношения.

Она была арестована в Тегеранском аэропорту имени имама Рухоллы Хомейни, когда прилетала в Иран навестить свою заболевшую мать. Матери маленького ребенка  вменили в вину участие в антиправительственной деятельности. Как писали иранские правительственные СМИ, это выражалось, среди всего прочего, «в стремлении «мягким путем» изменить    существующий в Иране режим». Дело сразу же приняло серьезный оборот и к освобождению Назанин Загери-Рэтклифф подключилась даже тогдашний британский премьер-министр Тереза Мэй, которая заявила в телефонной беседе с президентом Ирана Хасаном Роухани, что дипломатическое решение вопроса освобождения Н.Загери-Рэтклифф важно для укрепления британо-иранских отношений.   Несмотря на это, 10 сентября 2017 г.  иранский суд  приговорил британку иранского происхождения к 5 годам тюрьмы, хотя она и отвергла все предъявленные ей обвинения. В декабре того же года женщина снова предстала перед судом, где ей были предъявлены новые обвинения в шпионаже. Затем состоялось еще одно заседание суда, где Назанин вменили в вину новые не менее тяжкие правонарушения. В конце концов, стало ясно, что речь идет о заурядных политических торгах. Аргументом к этому  явились слухи и «сливы» информации в СМИ о том, что в ответ на освобождение своей гражданки  Великобритания готова выплатить Ирану порядка 450 млн евро с ранее замороженных в британских банках иранских авуаров. Это, якобы, могло реально ускорить решение по освобождению Н.Загери-Рэтклифф. Однако обе стороны решительно дезавуировали эти сообщения. В ноте иранского МИДа утверждалось, что выплата долга британским правительством Ирану не имеет никакого отношения к делу Назанин Загери.

В деле об освобождении Назанин Загери «отметился» и нынешний глава британского правительства Борис Джонсон.  Будучи тогда главой МИДа, он прибыл в декабре 2017 г.Тегеран  с двухдневным визитом. В ходе визита Б.Джонсон встречался с президентом страны Х.Роухани, главой МИД Мохаммад-Джавадом Зарифом,  имел и встречи со спикером иранского парламента Али Лариджани и секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани. Однако, как отмечали в те дни британские СМИ, главной темой всех многочисленных бесед Б.Джонсона в Тегеране были отнюдь не темы, связанные с продвижением британо-иранского диалога. Ему была крайне важна встреча с президентом Х.Роухани. Но все было тщетно, ибо влияние главы исполнительной власти ИРИ на процессы политического и правового характера весьма ограничено, ибо судебная власть в стране находится в руках консерваторов,  которые и тогда, и сейчас, являются ярыми оппонентами президента-реформиста и всей  исполнительной власти. К сожалению, в дни, когда в Тегеране находился Б.Джонсон,  ей были  предъявлены новые обвинения в шпионаже с увеличением срока заключения в тюрьме до 10 лет.

Мир все более укрепляется во мнении, что иранские власти, арестовывая, предъявляя заведомо ложные обвинения  и заключая в тюрьмы своих граждан, имеющих двойное гражданство, используют эту ситуацию для политических торгов с Западом. Разумеется, власти ИРИ в этом не признаются. Имеется, между тем, достаточно прецедентов, демонстрирующих связь судебных решений с политическими. Все помнят хрестоматийный факт – накануне подписания венских договоренностей в июле 2015 г. из иранских тюрем были освобождены несколько заключенных–  обладателей двойного иранского и американского гражданства.

Конечно, в свежих примерах, приведенных выше, есть гуманитарная составляющая, связанная с создавшейся в стране тяжелой ситуацией на фоне  эпидемии коронавируса. Но есть еще один фактор, который иранские власти не афишируют. В последнее время иранское руководство все более настойчиво призывает мировое сообщество помочь ему освободиться от американских санкций. Шаги с освобождением незаконно осужденных обладателей Великобританию Тегеран в этом важном для него вопросе.