- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позициях КСА, США и России по мерам стабилизации ситуации на мировом рынке нефти

Представители, участвующие в переговорах стран ОПЕК+ по стабилизации рынка нефти, пытаются добиться проведения встречи министров энергетики стран «Большой двадцатки» (G20) в пятницу, 10 апреля. Об этом в воскресенье 5 апреля  сообщило агентство Блумберг со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Как отметили источники агентства, проведение совещания G20 на следующий день после министерской встречи ОПЕК+, которая запланирована на 9 апреля, может поспособствовать вовлечению США в переговоры. Источники также сообщили, что в воскресенье участники переговоров ОПЕК+ добились прогресса в согласовании новой сделки о сокращении нефтедобычи. Ранее в пятницу исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол призвал председательствующую в G20 Саудовскую Аравию созвать экстренную встречу для решения проблем на рынке нефти. Провести встречу ОПЕК+ в формате видеоконференции для обсуждения возможных решений по рынку нефти предложила Саудовская Аравия. Проводом для этого стали переговоры на высшем уровне между Эр-Риядом и Вашингтоном. Россия также поддержала идею совместных действий по сокращению добычи нефти для стабилизации рынка. На этом фоне саудовская нефтяная корпорация Saudi Aramco («Сауди Арамко») отложила публикацию графика экспортных цен на нефть на май. Об этом сообщило в воскресенье 5 апреля  агентство Блумберг со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.   По его информации, публикация графика ожидается во вторник или четверг. Отмечается, что решение отложить публикацию связано с ожиданиями от предстоящей 9 апреля министерской встречи ОПЕК+ и контактов по ситуации на рынке нефти между Россией и Саудовской Аравией. По данным Блумберг, Saudi Aramco второй месяц подряд смещает дату формирования графика экспортных цен. Сделка ОПЕК+, державшаяся на договоренностях России и Саудовской Аравии в течение трех лет и позволявшая стабилизировать цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель путем ограничения добычи, завершилась 31 марта 2020 года. Продлить ее не удалось из-за противоположных позиций двух крупнейших участников: Москва предлагала продлить соглашение на прежних условиях и только на второй квартал 2020 года, а Эр-Рияд — сократить добычу еще на 1,5 млн баррелей в сутки до конца года. Прекращение действия соглашения привело к резкому падению цен на нефть, которое усугубилось сокращением глобального спроса из-за пандемии заболевания, вызываемого новым коронавирусом.

В этой cвязи отметим, что именно телефонный разговор 2 апреля между президентом США Дональдом Трампом и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом побудил Эр-Рияд созвать экстренную встречу производителей нефти ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК (также известную как ОПЕК+), которая должно было состоятся первоначально  6 апреля. При этом, по оценке американских экспертов,  эта встреча не приведет к соглашению, которое позволит устойчиво поднять цены на нефть марки Brent выше 30 долларов за баррель. Встреча ОПЕК+ 9  апреля, которая состоится в режиме видеоконференции в связи с пандемией COVID-19, предоставит Саудовской Аравии возможность отменить свое решение по  резкому увеличению добычи перед лицом обвала спроса, чем она, скорее всего, не воспользуется. А вернее — оговорить такое решение рядом условий. В заявлении властей Саудовской Аравии, опубликованном после разговора наследного принца с Трампом, была четко сформулирована позиция, что любое сокращение добычи должно быть распространено на все страны, в том и которые не были участниками рамочного соглашения ОПЕК+ от декабря 2016 года. Иными словами, саудовцы уперлись и требуют уступок по добыче не только от России, но и от США и Канады. При этом   высокопоставленный чиновник администрации д.Трампа 2 апреля заявил, что Белый дом не будет стремиться вводить обязательные меры ограничения добычи для американских нефтяных компаний. Это в настоящее время практически нереально сделать в связи с жесткой оппозицией такому решению крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний страны, которые четко обозначили свои позиции через свои лоббистские группы в недавнем письме президенту Д.Трампу от Американского института нефти и американских производителей топлива и нефтехимии. Кроме того, в США нигде, кроме Техаса, не существует правовой базы, позволяющей устанавливать обязательные квоты на добычу. The Wall Street Journal сообщила, что администрация Трампа также обсуждала закрытие всей американской оффшорной добычи из-за вспышек COVID-19 на морских платформах. Федеральное правительство действительно имеет законные полномочия делать это в федеральных водах, но это маловероятно из-за специфических логистических ограничений береговой трубопроводной и нефтеперерабатывающей системы на побережье Мексиканского залива США, а также противостояния со стороны крупных американских нефтяных компаний, владеющих большей частью этих активов. В данном контексте отметим, что это единая позиция всех нефтяников США, независимо от их капитала, мощностей и способов добычи. А это само по себе означает, что ни на какие сокращения американцы не пойдут. Вместо этого, они предпочитают прессинговать Эр-Рияд в первую очередь (Москва в данном случае негодный объект для прессинга) и угрожать введением заградительных пошлин. Соединенные Штаты готовы ввести значительные пошлины на импортируемую нефть, если ситуация на мировом энергетическом рынке не нормализуется. Об этом заявил 5 апреля на брифинге в Белом доме президент США Дональд Трамп. «Если они не поладят, то я бы это сделал. Да, я бы ввел пошлины. Очень существенные пошлины», — сказал американский лидер, комментируя положение на глобальном топливном рынке, а также шаги России и Саудовской Аравии, касающиеся добычи нефти.  «Я применю пошлины, если придется. Не думаю, что мне придется, так как Россия не получает пользу от этой [ситуации]. И Саудовская Аравия не получает от этого пользу», — добавил глава администрации США. Он отметил, что, с одной стороны, доволен низкими ценами на нефть и горючее. С другой стороны, признал Трамп, сложившаяся ситуация нанесла мощнейший удар по нефтедобывающей отрасли США. Кроме того, Трамп напомнил, что США сейчас покупают нефть для государственного стратегического резерва, пользуясь низкими ценами на нее, дают своим частным компаниям возможность временно пользоваться этими хранилищами в соляных пластах в штатах Техас и Луизиана. Согласно сведениям агентства Рейтер, на введении пошлин на импортную сырую нефть настаивали в преддверии состоявшейся 3 апреля встречи с Трампом руководители ряда крупнейших американских энергетических компаний. Опять же рискнем предположить, что на такой шаг Белый дом пока не пойдет, а все заявления на эту тему являются в большей степени пиаром в рамках успокоения американских нефтяников. Причем в значительной части  мелких и средних. В этой связи шаги очень важно при анализе возможных шагов Трампа в рамках стабилизации нефтяного мирного рынка учитывать процесс борьбы администрации с нынешним экономическим кризисом у себя дома прежде всего. В то время как его полномочия  в рамках борьбы с пандемией коронавируса будут несколько лимитированны с точки зрения  национальной системы здравоохранения и полномочиями штатов, правительство США будет почти полностью ответственно за поддержание экономической стабильности в стране и восстановления потенциально до конца 2020 года. По единым оценкам американских экспертов, 9,88 млн массовых увольнений, наблюдавшихся в конце марта, — это только начало. Массовое число безработных в розничной торговле, ресторанах, барах и других предприятиях, которые были признаны «несущественными», будет представлять собой огромную проблему для экономики США, которая принципиально зависит от своего гигантского сектора услуг. Вашингтон, в свою очередь, столкнется с огромным давлением изнутри в рамках как можно скорейшего вновь открытия этих предприятий. Но конституционные ограничения не оставят федеральному правительству иного выбора, кроме как ждать, пока штаты и города сделают самостоятельный первый шаг к отмене этих ограничений. Без последовательной национальной стратегии (а в США по факту не существует единой системы здравоохранения: там все штаты работают по своему усмотрению) вирус будет продолжать распространяться по всей территории Соединенных Штатов, вызывая волны дорогостоящих мер по блокированию пандемии в течение нескольких предстоящих  месяцев. Тем временем, по оценкам правительства США, катастрофический уровень безработицы в стране может временно вырасти до 32%. Из-за риска многократных волн локаутов Вашингтону, вероятно, придется проводить стимулирующие меры не один раз, чтобы гарантировать, что это падение рабочих мест не разрушит потребление страны, не приведет к массовым выселениям и росту бездомных, а также не повредит уверенности бизнеса в том, что экономические последствия локаута прекратятся, как только пройдет чрезвычайная ситуация в области здравоохранения. Это означает, что недавно принятый закон «О стимулировании экономики» на сумму 2,2 трлн долларов США, вероятно, станет только началом целой череды аналогичных по смыслу актов, направленных на стабилизацию экономической ситуации. Кроме того, правительство также будет вынуждено рассмотреть другие экономические меры, такие как отсрочка погашения задолженности, обеспеченной федеральным бюджетом, и поддержка домовладельцев, пострадавших от вызванного коронавирусом экономического кризиса, возможно, путем субсидирования ипотечных кредитов и арендной платы. Для финансирования этих мер Вашингтон будет полагаться на готовность федеральных резервов печатать деньги для поддержания ликвидности на финансовых рынках. Кроме того, густонаселенные города, такие как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, скорее всего, испытают еще одну волну COVID-19. А их большая доля в национальной экономике будет означать, что даже если менее населенные районы смогут снять ограничения, они все равно будут затронуты новыми блокировками, введенными в экономических центрах Соединенных Штатов. Все это говорит о том, что низкая цена на бензин, авиационный керосин  и дизельное топливо сейчас играет для стабилизационных мер правительства гораздо большую позитивную роль с точки зрения смягчения последствий кризиса среди населения и ряда серьезных отраслей (авиационная и автомобильная), чем недовольство сланцевиков. Из двух зол надо выбирать меньшее, что Трамп и делает, маскируя такие вынужденные шаги бурной риторикой. Но введении заградительных пошлин на ситуацию на мировом рынке вряд ли серьезно может повлиять до момента снижения уровня пандемии. К тому же введение таких пошлин в первую голову ударит по КСА, которое читается одним из ключевых союзников США в регионе. Потенциальная социальная дестабилизация в королевстве в планы Вашингтона точно не входит. Все это лимитирует самым серьезным образом готовность Вашингтона к  введению пошлин. Вместо этого будет усиливаться давление на КСА чисто дипломатическим путем. При этом отказ наследного принца Мухаммеда бен Сальмана от своей прежней линии поведения за столь короткий срок  противоречит его бедуинской натуре и менталитету. При этом отказ от своих требований на предстоящем совещании ОПЕК означит сокрушающий репутационный удар по всей верхушке саудовской власти.

Как и саудовские чиновники, высокопоставленные российские власти указали, что, хотя они открыты для переговоров, они ожидают гораздо более широкого участия в новой сделке, чем прежний формат ОПЕК+, и не дали ясно понять, что они готовы предложить взамен. Они также не обязались принять приглашение Саудовской Аравии на встречу 9 апреля и указали, что решение об их участии будет принято после встречи Трампа с американскими нефтяными компаниями 3 апреля. То есть, перебросили шарик на сторону США в рамках обозначения Вашингтона свое четкой позиции по готовности своего сокращения.

Без скоординированного ограничения производства основные потери объема добычи  в ближайшие недели затронут тех производителей, которые имеют текущие эксплуатационные расходы выше мировых  цен. Это включает в себя значительный объем добычи сланцевой нефти в США, а также проекты по добыче нефтеносных песков в канадской провинции Альберта. Наихудшее положение будут иметь проекты, расположенные в глубине страны, которые обнаружили, что их местные цены значительно выше глобальных контрольных показателей.  Скоординированное сокращение объемов до 10 млн баррелей в сутки было бы беспрецедентным: это более чем вдвое превышает сокращение на 4,2 млн баррелей в сутки, предпринятое ОПЕК на декабрьском заседании 2008 года. Но большая, чем ожидалось ранее, потеря глобального спроса делает необходимые корректировки еще более болезненными. Это также делает такое массовое сокращение производства спорным, если спрос остается сильно подавленным в течение длительного периода времени. Но, пожалуй, самое главное — это глубинные позиции сторон (КСА и РФ), которые далеко не определяют их публичные высказывания. Пока любые  признаки готовности  Саудовской Аравии идти на компромисс в большей степени являются публичной  реакцией на давление США.  В этой связи рискнем предположить, что предстоящее совещание картеля только зафиксирует готовность сократить добычу, которое предполагает гораздо меньший объем такого сокращения для России и требования сделать тоже самое для США.