- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Антикризисный план партии «Наш дом — Израиль»

Продолжающий исполнять обязанности главы правительства Б.Нетаньяху вместе с министром финансов М.Кахлоном, как ранее отмечалось, представили план спасения израильской экономики в условиях кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19. Однако обнародованный ими проект оказался не единственным: свое видение ситуации в серии постов на фейсбуке и интервью обрисовал лидер партии «Нащ дом — Израиль» А.Либерман. Политик затронул те же направления, однако, дал своего рода альтернативную версию того, на чем следовало бы экономить, параллельно намекнув на спекулирование пандемией в политических целях.

План А.Либермана содержит 6 пунктов, которые можно разделить на три смысловых блока. Первый из них обращен к правительству в целом и предписывает сократить количество министерских портфелей в будущем кабинете с 30 до 18, а также урезать заработную плату министров и чиновников. Этот раздел представляет собой своего рода резерв для  того, чтобы высвободить финансы, необходимые для направления средств на поддержку населения. По оценкам А.Либермана, это позволит получить около 1 млрд шекелей. Кроме того, политик считает целесообразным общее сокращение государственных расходов (здесь конкретных цифр и статей экономии он не приводит),  а также увеличение дефицита бюджета до уровня 8 % от ВВП.

В целом, по прогнозам лидера НДИ, для спасения экономики потребуется порядка 140 млрд шекелей. Правительство, напомним, пока заложило на эти нужды 80 млрд, хотя М.Кахлон не исключил последующего увеличения итоговой суммы. Впрочем, одновременно с обнародованием антикризисной программы, политик объявил о завершении политической карьеры, хотя и ранее предполагалось, что портфель главы финансового ведомства он уже не получит. Каким будет курс нового министра, пока не ясно. Еще на стадии выборов предполагалось, что должность перейдет к бывшему мэру Иерусалима Н.Баркату. Он в последнее время делал заявления на антикризисную тематику, подчеркивая необходимость максимально поддерживать бизнес, а также субсидировать сектор туризма и авиаперевозчиков. Однако как стало известно, в рамках продолжающихся переговоров ему предполагается передать министерство энергетики, в то время как во главе финансового, предположительно, может встать И.Кац. Такой расклад помимо кризиса спровоцированного COVID-19 рискует обострить и многие внутренние противоречия. С одной стороны, И.Кац приближенный Б.Нетаньяху, а потому выбор его кандидатуры дает лидеру Ликуда возможность спокойно проводить свои финансовые решения. С другой стороны, сам И.Кац находится в сложных отношениях с финансовым ведомством, поскольку последнее не было согласно с ассигнованиями на крупные инфраструктурные проекты, которые политик продвигал еще со времен работы во главе Министерства транспорта.

Второй блок плана А.Либермана связан с предпринимательским сообществом, для поддержки которого НДИ выступает с инициативой выделения грантов представителям малого и среднего бизнеса. Всем частным предпринимателям, кто выплатил за 2019 г. какой-либо налог предлагается выделить 18 тыс. шекелей. Компании, в свою очередь, по задумке партии, должны рассчитывать на сумму, равную подтвержденному обороту за 4 месяца предыдущего года. Этот раздел является ответом на упомянутый выше проект Б.Нетаньяху и М.Кахлона. Оценивая его в эфире израильского радио РЭКА, А.Либерман, еще до опубликования своей инициативы, подчеркнул, что правительство не планирует оказывать нужного уровня содействия предпринимателям. Так, по статистике лидера НДИ, за помощью в фонд поддержки малого и среднего бизнеса, бюджет которого заявлен как равный 8 млрд шекелей, по состоянию на начало апреля обратилось порядка 3,5 тыс. человек, однако одобрение получили не более 26. Здесь аргументы А.Либермана совпадают с теми, что озвучивали израильские экономические обозреватели, прогнозировавшие, что большое количество индивидуальных заявок приведет к низким темпам работы.

Примечательно, впрочем, то, что, упоминая быстрые темпы прироста безработных, НДИ не предлагает никаких мер их поддержки, контрастирующих или совпадающих с тем, что было включено в программу правительства. А.Либерман отмечает лишь три аспекта: хорошую работу Института социального страхования, недостаточность средств, заложенных на эту статью расходов кабинетом министров. Кроме того,  в заявлениях подчеркивается, что раз правительство предлагает населению «затянуть пояса», то должно пойти на аналогичный шаг, приняв решение урезать собственные зарплаты.

Наконец, А.Либерман затрагивает вопрос об управлении текущим кризисом. Здесь он предлагает две инициативы. Прежде всего, партия настаивает на необходимости смены министра здравоохранения. В качестве более подходящего кандидата на этот пост политику видится Л.Эдельман. Общую координацию борьбы с текущими проблемами,  с точки зрения НДИ, необходимо поручить службе тыла. Здесь заметны основные лейтмотивы партийной активности, проявившейся в связи с политической ситуацией в стране на фоне череды досрочных выборов 2019-2020 гг. Так, призыв убрать с поста министра здравоохранения Я.Лицмана – часть масштабной кампании против политиков из ультраортодоксального сектора. Параллельно с этим на своей странице в фейсбуке лидер НДИ открыто говорит о том, что его оппоненты используют ситуацию для того, чтобы обернуть в свою пользу коалиционные переговоры.

В этом заметно не только желание добиться популярности в среде всего светского Израиля, которое позволит и партии НДИ подняться на новый уровень и выйти за рамки  секторальной «русской» политической платформы. Во многом эта кампания роднит А.Либермана с Я.Лапидом, который также не доволен коалицией, в состав которой входят ультраортодоксальные партии. Причем свои позиции они получают именно за счет контроля гражданских министерств. Совпадение интересов двух оппозиционных политиков стало очевидным еще в начале января, когда они вместе боролись против тогдашнего спикера Кнессета Ю.Эдельштейна, обещая предпринять все возможное, чтобы он не заблокировал заседание пленума, который должен был рассмотреть вопрос о предоставлении Б.Нетаньяху иммунитета от судебного преследования. Теперь, как отмечает комментатор израильского армейского радио, колумнист Israel Hayom Й.Бардуго, политики сместили фокус с Б.Нетаньяху на его ультраортодоксальных союзников, однако конечная цель их в виде смещения лидера Ликуда с ключевого поста в действительности не изменилась.

В целом, партия НДИ обращается к актуальной в настоящий момент теме, однако, делает это не совсем своевременно. Разумеется, кризисные явления, нарастающие в экономике, очевидны, соответственно, увязывается потребность в инициативах, способных помочь преодолеть последствия пандемии. Вместе с тем сейчас, играя на контрасте с программой правительства, инициатива А.Либермана в большей степени напоминает ситуационное реагирование, а не стратегию. Переломить эту ситуацию было возможно перед мартовскими выборами, уделив большее внимание экономике в программе, однако, этого сделано не было, хотя просчеты правительства Б.Нетаньяху, прежде всего, связанные с сокращением бюджетов гражданских министерств, были заметны и ранее. Впрочем, данный факт не следует считать свидетельством политического провала. Входить в состав правительства в той конфигурации, в которой его хочет создать Б.Нетаньяху, А.Либерман не намерен, а для успешной активности в Кнессете, предложенных им инициатив вполне достаточно для того, чтобы торпедировать работу коалиции.