- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов действий военно-политического руководства Турецкой Республики в Ливии

Как известно, военно-политическое руководство Турецкой Республики официального поддерживает правительство национального согласия в Ливии, вооруженные подразделения которого ведут боевые действия в районе Триполи с войсками Ливийской национальной армии, возглавляемой фельдмаршалом Халифой Хафтаром, которому оказывают содействие РФ и еще целый ряд стран. Начиная с весны 2019 г. турецкие военные на регулярной основе отгружают для ПНС колесные и гусеничные бронированные машины различных моделей, стрелковое вооружение, боеприпасы, униформу и прочую амуницию.

Фактически, официальная Анкара открыла «ливийский фронт» после того, как командующий ЛНА Х.Хафтар заявил о перспективной передаче РФ нефтяных месторождений общей стоимостью 56 млрд долл. США. Именно борьба за углеводородное сырье  является краеугольным камнем стратегии президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана, который намерен воссоздать «Османскую Империю».

В боевых действиях на стороне ПНС принимал участие отряд разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов типа «Байрактар-ТВ2», который был практически уничтожен в результате активного противодействия со стороны мобильных зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-С1». Указанные мобильные средства ПВО были предоставлены Объединенными Арабскими Эмиратами, которые оказывают регулярную финансовую и военно-техническую помощь ЛНА.

Вполне вероятно, что турецкие БПЛА смогли уничтожить один или два ЗРАК российского производства, однако видеоматериалы контроля поражения наземных целей были использованы турецкими специалистами психологической борьбы для создания необходимого информационного фона на «сирийском фронте».

Следует отметить, что ЗРАК российского производства проявили высокую эффективность при блокировании и разгроме колонн бронетехники ПНС. Осколочные боеприпасы калибра 30 мм к зенитным пушкам 2А38М позволяют гарантированно уничтожать бронемашины турецкого производства. Зенитные снаряды обладают высоким бронебойным эффектом, а также оказывают зажигательное воздействие на некоторые элементы бронетехники – внутренняя отделка обитаемого отсека.

Обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий отмечают, что турецкие военные передислоцировали в Ливию даже модернизированные зенитно-ракетные комплексы MIM-23 Hawk, которые предназначены для перехвата самолетов оперативно-тактической авиации и ударных вертолетов ВВС ЛНА. Китайские специалисты ожидали, что турецкие «защитники неба» будут применять данных ЗРК для борьбы с БПЛА типа «Птеродактиль-1», которые ВВС ОАЭ также направили для поддержки ЛНА, однако до настоящего времени сведения об эффективном применении рассматриваемых ЗРК в открытом доступе отсутствуют.

Необходимо отметить, что ВВС ОАЭ потеряли несколько БПЛА китайского производства вследствие обстрелов из переносных зенитно-ракетных комплексов, однако именно в рамках ночных вылетов «Птеродактилей» был достигнут наибольший психологический эффект, а также нанесены серьезные потери формированиям ПНС.

Китайские специалисты указывают на регулярную переброску из Турции в Ливию  формирований исламистов, которые были выдавлены из Сирийской Арабской Республики. Следует отметить,  что в 2019 г. турецкая сторона достойно оплачивала «боевую работу» исламистов, однако по мере ухудшения экономической ситуации в 2020 г. уровень оплаты «труда» подконтрольных исламистских группировок постоянно падает, что вызывает резкое недовольство, которое выливается в прямое неподчинение турецким военным советникам, осуществляющим общее управление боевыми действиями формирований ПНС.

В такой ситуации единственным вариантом остается физическая ликвидация бунтующих исламистов и для этой задачи в Ливии находится несколько десятков военнослужащих подразделений Сил специальных операций ВС ТР.

Китайские наблюдатели отмечают, что турецкие военные специалисты пытаются проводить контрнаступательные операции, поскольку силы ПНС фактически зажаты в Триполи, а Х.Хафтару для решительного штурма города необходимо сосредоточить значительные силы в живой силе и технике, которой критически не хватает. В настоящее время, практически ни одно государство арабского мира, оказывающее поддержку ЛНА не готово направить необходимое количество бронетехники и артиллерии на «ливийский фронт».

Обозреватели китайских специализированных изданий указывают, что в марте 2020 г. корабли ВМС Франции и Италии стали препятствовать перевозке военных грузов из Турции в Ливию. В качестве ответной меры ВМС ТР были вынуждены выделить фрегат проекта «Оливер Х.Перри» для сопровождения транспортных судов. Фактически, официальная Анкара идет по пути наращивания эскалации со странами-членами НАТО.

По данным китайских источников, информация о нахождении турецкого военного судна в территориальных водах Ливии стала доступна командованию ЛНА, которое приняло решение о направлении БПЛА «Птеродактиль» для выполнения разведывательного полета.

Известно, что экипаж турецкого корабля обнаружил воздушную цель и применил зенитно-ракетный комплекс для перехвата – была выпущена одна зенитная управляемая ракета  RIM-66 Standard, которая не смогла поразить цель. Данный боеприпас стал мишенью для одного из ЗРАК «Панцирь-С1», который успешно выполнили перехват данной ЗУР американского производства, хотя ЗУР не является типичной целью для «Панциря».

Китайские специалисты отмечают, что по мере боевой эксплуатации ЗРАК «Панцирь-С1» российские конструкторы получают бесценную информацию, которую используют в рамках разработки обновленной версии комплекса под обозначением «Панцирь-СМ». Особое внимание китайских специалистов привлекает обновленная станция кругового обзора, которая является основным средством сбора данных о воздушной обстановке в районе действий ЗРАК.

Одновременно ведется работа над увеличением точности ЗУР. По данным китайских источников, у комплексов «Панцирь-С1» отмечен перерасход ракет вследствие нестабильной работы системы наведения.

Так, для гарантированного перехвата группы из пяти БПЛА «Байрактар-ТВ2» российский ЗРАК вынужден применять 10 ЗУР, тогда как комплекс «Бук-М2Э» выполняет эту задачу при использовании всего пяти ракет, что указывает на большую эффективность второго образца ОПК РФ.

Подводя итог вышесказанному отметим, что турецкие военные не получают позитивного боевого опыта в Сирии, а подконтрольные исламисты регулярно терпят поражения в боях или попадают в плен к ЛНА. Кроме того, в результате боевых столкновений протурецкие группировки регулярно бросают вверенную колесную и гусеничную бронетехнику, что указывает на крайне низкие морально-волевые качества иностранных боевиков.

С учетом вышеперечисленных «достижений» вполне понятны причины, по которым Р.Т.Эрдоган предложил командующему ЛНА Х.Хафтару установить перемирие в Триполи. Однако, как считают китайские аналитики «удачный момент» упущен и Х.Хафтар не допустит перелома в военно-политической ситуации, которую он формировал несколько лет. История вооруженных конфликтов показывает, что ведение боевых действий на двух фронтах одновременно приводит к плачевным последствиям.