- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегические вооружения Турции. Часть 8

В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».

Как мы не раз уже писали, оборонно-промышленный комплекс Турции находится на подъеме. Широко признано, что именно здесь кроются большие возможности для турецкого бизнеса – как в плане удовлетворения внутреннего спроса в стране (с учетом постоянно ведущихся ВС Турции боевых действий – В.К.), так и с точки зрения поставок продукции на экспорт. Заметим, что, разумеется, главным держателем технологий ОПК в регионе является Израиль.

Однако, кроме него, конкурентов у Турции в регионе – нет. Зато есть перманентная напряженность на Ближнем Востоке и в Северной Африке, заставляющая страны вооружаться и использовать оружие по назначению в многочисленных локальных конфликтах. Проще говоря, турки увидели для себя и отрасль и рынки сбыта.

Не говоря уже про собственное использование вооружений Турцией в связи с изменившейся доктриной внешней политики. Турция официально продекларировала, что она теперь планирует быть сильной не только за столом переговоров, но и на театрах военных действий. И не будет избегать прямых вооруженных столкновений в зоне своих стратегических интересов.

Эта доктрина уже получила название «Доктрины Мевлюта Чавушоглу» (c 2014 года министр иностранных дел Турции, сменивший на этом посту Ахмета Давутоглу, сначала пошедшего на повышение – на пост премьер-министра, а потом попавшего в опалу и покинувшего правящую в Турции Партию справедливости и развития (ПСР) – В.К.).

Впрочем, вряд ли стоит связывать внешнеполитический курс Турции с Мевлютом Чавушоглу, в качестве лица, принимающего решения. Все ж таки, именно президент Р.Т.Эрдоган, практически единолично, определяет внешнеполитический курс страны. И именно он, как можно считать, на определенном этапе, пришел к пониманию о том, что Турция готова, в военном смысле, политически и экономически, активно пользоваться, при возникновении подобной необходимости, инструментами жесткой силы.

А это немедленно породило цепную реакцию и дало мощный стимул к развитию собственного оборонно-промышленного комплекса.

Частный сектор, который себя уже подисчерпал и в строительстве, и в энергетике, почувствовал возникновение для себя нового окна возможностей, которое, как представляется, и будет определяющим в турецкой экономике в 3-м десятилетии 21-го века.

Следующая Глава 4 книги озаглавлена как «Потенциал стратегических вооружений Турции: ракетные системы».

Особое значение ракетные технологии для Турции имеют в силу озвученного президентом Р.Т.Эрдоганом пока не намерения, а лишь мнения о том, что Турция «могла бы» быть обладательницей ядерного оружия.

Как мы не раз говорили, технических препятствий для этого нет. Для этого нужна лишь политическая воля турецкого руководства. Турецкое руководство постоянно говорит о том, что «мир меняется», «мир больше 5» (постоянных членов СБ ООН – В.К.), а также «нужен новый, более справедливый миропорядок». Под более справедливым миропорядком имеется в виду более активное участие новых центров силы в принятии решений. Разумеется, к таким центрам силы, относит себя и Турецкая Республика. Не зря турецкое руководство так гордится членством страны в клубе G-20 и прикладывает все возможные усилия, чтобы расширить состав постоянных членов СБ ООН. Этот вопрос турецкое руководство озвучивает буквально постоянно.

С учетом нынешнего тренда на аннулирование договоров, составляющих несущие конструкции нынешней архитектуры безопасности, в случае если ситуация кардинально не поменяется, вопросом времени является возникновение момента, когда Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) начнет рассыпаться и можно прогнозировать, что Турция готовится к этому, достаточно вероятному сценарию, стремясь к тому, чтобы, если не в среднесрочной, но в долгосрочной перспективе войти в клуб ядерных держав.

Именно в этом контексте, следует читать шаги турецкого руководства, определившего развитие собственных ракетных технологий, в качестве одного из важнейших приоритетов, стоящих перед оборонно-промышленным комплексом страны (кстати, в этом же контексте следует читать и шаги турецкого руководства по строительству в стране атомных электростанций – включая АЭС «Аккую» и АЭС «Синоп» — В.К.).

В качестве подтверждения нашего мнения, заметим, что в самом начале раздела про ракетные технологии турецким автором книги говорится про средства доставки ядерных боезарядов до цели. И про необходимость развития в Турции ракетных технологий, как одного из вариантов (наряду со стратегическими бомбардировщиками – В.К.).

Далее автором приводится классификация ракет. Из всего многообразия автором выделяются крылатые и баллистические ракеты, для дальнейшего рассмотрения. Опускаем общие технические особенности этого типа ракет. Однако, обратимся к оценкам турецкого эксперта, которые он дает зарубежным образцам техники.

В этом разделе автором рассматривается несколько стран – обладательниц ракетных технологий. В их числе (именно в такой последовательности) упоминаются: США, Россия, Китай. Среди важных региональных игроков говорится об Израиле, Иране, Индии, Пакистане. Отдельно рассматривается ракетный потенциал стран – соседей Турции. Среди этих стран упомянуты: Греция, Сирия, Армения.

Автором указывается на то, что странами, лидирующими в сфере ракетных технологий в мире, являются США и Россия. Причинами такого прогресса в этой сфере является гонка вооружения и соревнование в космосе, в период холодной войны. В наши дни, как пишет турецкий автор, за США и Россией следуют такие страны, как Китай, Индия и Пакистан. В частности, Китай, на фоне его растущей экономической мощи, использует свои возможности для исследований и разработок в сфере стратегических систем вооружений. Пакистан и Индия пытаются защитить существующий между ними паритет и придают большое внимание развитию средств доставки ядерных зарядов – отсюда и внимание к своим ракетным программам. Говоря о соседях Турции, автором упоминаются две страны, ведущие свои программы в сфере ракетных технологий. Речь идет об Израиле и об Иране. Поддержку Израилю в сфере ракетных технологий, как указывает автор, оказывают США. Ирана подстегивают санкционные меры, направленные против него.

От общего перечисления лидеров в сфере ракетных технологий, переходим непосредственно к рассмотрению ракетного потенциала стран-лидеров, согласно мнению и оценкам турецкого автора.

Раздел этот начинается с рассмотрения ракетных возможностей США.

Как указывается автором, США являются обладателями «самых продвинутых и развитых (в мире) ракетных технологий». Как он напоминает, американцы начали развивать эти технологии сразу после Второй мировой войны. В настоящее время, США располагают значительными запасами межконтинентальных баллистических ракет. Ими постоянно проводится модернизация своего ракетного потенциала. Американцы, как напоминает автор, являются обладательницами «ядерной триады» межконтинентальной доставки ядерных боезарядов, включая межконтинентальные ракеты, стратегические бомбардировщики, а также подводные лодки.

Главной системой межконтинентальных баллистических ракет США на настоящий момент является «Минитмен» (Minuteman), начало разработки которых относится к 60-м годам прошлого века. Самой продвинутой модификацией ракет этой серий сейчас является «Минитмен – 3». Радиус поражения этой ракетой составляет 13 тыс. километров. Эти ракеты используют инерциальную систему навигации. Круговое вероятное отклонение этих ракет составляет 200 метров.

Как указывается автором, США являются обладателями продвинутых технологий не только в баллистических, но и в крылатых ракетах. Самым известным американским семейством крылатых ракет является «Томагавк». Это – семейство дозвуковых ракет. Как правило, их запуск осуществляется с кораблей. Как указывается автором, у этих ракет – низкая высота полета, что затрудняет обнаружение их радарами противника. Радиус поражения этими ракетами составляет 2 тыс. 500 километров.

Приведем, вслед за турецким изданием, классификацию американских ракет с радиусом их действия:

  1. AGM-86: крылатая ракета «воздух-земля», радиус действия – 950 – 2500 км.
  2. JASSM / JASSM ER: ракета «воздух – земля», радиус действия – 370 – 1000 км.
  3. Tomahawk: крылатая ракета, радиус действия – 1250 – 2500 км.
  4. Harpoon: крылатая ракета, радиус действия – 90 – 240 км.
  5. Trident D-5: подводная баллистическая ракета, радиус действия – 12 000 км.
  6. ATACMS: баллистическая ракета малого радиуса действия, радиус действия – 165 – 300 км.
  7. Minuteman III: межконтинентальная баллистическая ракета, радиус действия – 13 000 км.

Наряду с ракетными технологиями, как напоминается автором, значительные инвестиции делаются американцами в развитие своих систем противоракетной обороны. Невзирая на то, что холодная война, с её рейгановским проектом «Звездных войн», закончилась, сам по себе, проект не прекратил свое существование – просто американцы реструктурировали проект, сделав его более экономичным и реалистичным.

Как указывается автором, в настоящее время, у США наличествуют три различных, но интегрированных между собой, системы противоракетной обороны: THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), Patriot (Phased-Array Tracking and Intercept of Target) и Aegis.

Система Patriot — система наземного базирования малого радиуса действия. Радар AN / MPQ-53 передает информацию о цели на командный пункт и с пусковой установки осуществляется запуск противоракет.

Другой системой, как указывается автором, является THAAD. Схема её работы заключается в перехвате ракет на последней фазе. Исходя из этого радар AN / TPY-2 получает информацию о цели. Перехват осуществляется после того, как ракета противника входит в атмосферу.

Система Aegis – морского базирования. Она выявляет цели противника с помощью радаров, расположенных на море и на суше. Перехват осуществляет на средней фазе полеты ракет противника с помощью противоракет SM-3.

Издание приводит следующие базовые характеристики американских систем противоракетной обороны:

  1. THAAD: радар – AN/TPY-2, радиус действия радара – 600 км, высота – 150 км, радиус действия – 200 км.
  2. Patriot PAC-3: радар – AN/MPQ-53, радиус действия радара – 50 км, высота – 24 км, радиус действия – 20 км.

Как подчеркивается автором, в период после холодной войны, США сделали крупные инвестиции в системы противоракетной обороны. Начиная с 2000-х годов, США ведут совместные разработки с партнёрами по НАТО с целью защитить не только собственную территорию, на и территорию своих союзников системами противоракетной обороны.

Следующей страной в списке турецкого издания, обладательницей ракетных технологий, является Россия.

Как указывается турецким автором, Россия – одна из лидирующих стран в сфере ракетных технологий. В этом есть большая доля гонки вооружений с США в период холодной войны. Как пишет турецкий автор, не будет преувеличением сказать, что стратегическое значение ракетных технологий в России поняли раньше США. В первые годы холодной войны, США опирались на доктрину доставки ядерных бомб к целям с помощью стратегических бомбардировщиков. Советский Союз же сконцентрировался, в этом смысле, именно на ракетных технологиях. Преимущество СССР в те годы над США наглядно продемонстрировал и первый запуск спутника Советским Союзом.

Как указывает автор, вплоть до настоящего времени Россия, наряду с США, является обладательницей наибольшего количества ядерных боеголовок.

В этом смысле, турецким автором приводится следующая статистика: в России – 7 тыс., в США – 6 тыс. 800 шт. Как указывается турецким автором, Россия в соревновании с США по конвенциональному оружию осталась позади. Но при этом Россия продолжает вкладывать средства в модернизацию баллистических и крылатых ракет. Как пишется автором, не будет преувеличением сказать, что Россия пытается устранить преимущество, возникающее от размещения США и НАТО своих систем противоракетной обороны в Европе. Россия пытается соблюсти стратегический баланс с США, в частности, путем развития ракетных технологий, способных преодолевать системы ПРО США, а также собственных систем противоракетной обороны.

Турецкий автор отмечает, что Россия является одной из лидирующих стран в сфере систем противоракетной обороны. Самыми известными российскими разработками являются системы С-300 и С-400. Её более продвинутой версией является система С-500. Как пишет автор, испытания системы С-500 были начаты в 2016 году. Сообщается о том, что конструкция этой системы напоминает американскую THAAD. Турецким автором отмечается, что российской стороной осуществляются продажи своей системы в соседние и союзные страны.

В числе российских разработок крылатых ракет, автором упоминаются следующие модели: «Оникс» или «Яхонт» (в западной классификации Strobile), «Гранат» (Sampson), КН-55, а также «Калибр».

Радиус действия противокорабельной крылатой ракеты «Оникс» составляет 300 километров. КН-55 – это крылатая ракета класса «воздух – земля». Ракета «Гранат» может запускаться как с подводных лодок, так и с земли.

«Калибр» — это семейство крылатых ракет с радиусом действия в 2500 километров. Ракеты «Калибр» могут запускаться с земли, воздуха и с моря. Существуют модификации этой ракеты для поражения кораблей, подводных лодок и сухопутных целей.

Модификация ракеты «Калибр» 3М-14Т – это атакующая ракета, которая может запускаться с кораблей. В этом смысле, как пишется автором, она может сравниваться с американскими ракетами Tomahawk. Как и американский аналог, российская ракета имеет радиус действия в 2500 км. Американская ракета – дозвуковая. Российская разработка летит с дозвуковой скоростью, однако, при приближении к цели может разгоняться до сверхзвуковой скорости.

Далее турецкий автор вспоминает нашумевшее выступление президента РФ В. Путина перед Федеральным собранием в марте 2018 года, в ходе которого им были представлены новейшие российские разработки в сфере вооружений. В частности, турецкий автор, из этого выступления, вспоминает про ракеты «Буревестник», которые работают на ядерных двигателях и имеют неограниченный радиус действия. Ссылаясь на российские источники, автор говорит о том, что в январе 2019 года испытания этой ракеты были успешно завершены.

В турецком издании приводится таблица с перечнем главных российских ракет с их классификацией и радиусом действия. Приведем её в неизменном виде:

  1. SS-N-27 Sizzler: крылатая ракета, 220 – 300 км.
  2. SS-N-26 Strobile: крылатая ракета, 300 км.
  3. SS-N-30A Kalibr: крылатая ракета, 1500 – 2000 км.
  4. SS-N-21 Sampson (RK-55): крылатая ракета, 2400 – 3000 км.
  5. КН-55: крылатая ракета, 2500 км.
  6. SS-N-18 Stingray: баллистическая ракета для подводных лодок, 6500 км.
  7. SS-N-32 Bulava: баллистическая ракета для подводных лодок, 8300 км.
  8. SS-N-23 Skiff: баллистическая ракета для подводных лодок, 11000 км.
  9. SS-21 Tochka: баллистическая ракета малого радиуса действия, 70 – 120 км.
  10. SS-26 Iskender: баллистическая ракета малого радиуса действия, 500 км.
  11. SS-19 Stiletto: межконтинентальная баллистическая ракета, 10000 км.
  12. SS-29 Yars: межконтинентальная баллистическая ракета, 10500 км.
  13. SS-25 Topol: межконтинентальная баллистическая ракета, 10500 – 11000 км.
  14. SS-27 Topol – M: межконтинентальная баллистическая ракета, 11000 км.
  15. SS-18 Satan: межконтинентальная баллистическая ракета, 10200 – 14000 км.
  16. RM-28 Sarmat (SS-Х-30 Satan II): межконтинентальная баллистическая ракета, свыше 10 тыс. км.