- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О резервах финансовой системы Египта в условиях кризиса

В свете крайне нестабильной ситуации на глобальном нефтегазовом рынке и распространении пандемии коронавируса, экономикам стран Ближнего Востока предстоит пережить крайне турбулентный период.  Сокращение кредитных программ, очевидное неизбежное снижение производства и продажи углеводородного сырья актуализируют способность кредитно-финансовой системы действовать в условиях, близких к экстремальным. Особенно для густонаселенных стран. Египет с полным основанием можно отнести к таковым, и в ближайшее время его финансовый сектор продемонстрирует насколько он стал дееспособен в условиях сокращения внешних заимствований, из Саудовской Аравии и ОАЭ, а также пересмотра прогнозов, связанных с доходами от разработки недавно открытых газовых и нефтяных месторождений.

В начале этой недели Центральный банк АРЕ заявил, что он «привержен своей роли в сохранении стабильности египетских рынков в свете турбулентных экономических условий во всем мире». В течение марта 2020 года банк уже использовал около 5,4 млрд долларов США из собственных валютных резервов для покрытия потребностей египетского рынка в иностранной валюте и для компенсации сокращения иностранных инвестиций и международных кредитных портфелей, а также, помимо оплаты международных обязательств, связанных с внешним долгом страны, для обеспечения импорта стратегических товаров. В том числе, продовольствия, особенно пшеницы.

В заявлении Центрального банка АРЕ сделанном 7 апреля говорится, что было подтверждено, что рекордное увеличение валютных резервов, впервые в истории Египта, достигнутое за последние три года и составившее более 45 млрд долларов США, стало «одной из основ стабильности и устойчивости египетской экономики и ее способности противостоять самым большим потрясениям, переживаемыми крупнейшими мировыми экономиками».

Этот финансовый резерв предоставил возможность предоставлять ликвидность для финансирования крупных проектов государства, а также промышленного, сельскохозяйственного и сервисного секторов, что обеспечило поддержку внутреннего производства во всех его областях и является самой большой гарантией сохранения рабочих мест для египтян.

Несмотря на некоторое сокращение валютного резерва, произошедшее в марте, этот резерв может покрывать импорт в течение 8 месяцев, тогда как в некоторых странах этих средств достаточно только на 3 месяца, считают в Центральном банке.

В результате вышесказанного, цифры, факты и результаты подтвердили, что программа экономических реформ, поддерживаемая политическим руководством, сформировала прочную основу для противостояния наиболее серьезному глобальному кризису, спровоцированному пандемией короновируса.

Центральный банк АРЕ подчеркивает, что по результатам мониторинга этих глобальных, региональных и внутренних изменений он будет продолжать принимать «любые меры, которые сохранят египетскую экономику и достигнутые ею в последние годы, успехи».

Резервы иностранной валюты в стране выросли после того, как Египет при поддержке Международного валютного фонда начал в 2016 году трехлетнюю программу экономических реформ.

Центральный банк заявил 6 апреля, что резервы Египта в иностранной валюте увеличились в феврале до 45,51 млрд долларов, с 45,457 млрд долларов, в январе.

На чем основывается такая уверенность египетских монетарных властей в успехе собственной политики?

30 апреля Министерство финансов АРЕ заявило, что оно определило цену нефти в проекте бюджета на 2020–2021 годы на уровне 61 доллар за баррель, и что в отношении цены доллара, средний рыночный обменный курс использовался в период с 1 января по конец марта 2020 года.

Однако, накануне встречи в формате ОПЕК + цены на нефть резко упали: нефть в США за короткий период подешевела до уровня менее 20 долларов за баррель, а нефть марки Brent достигла самого низкого уровня за 18 лет из-за растущей обеспокоенности по поводу продолжения глобального сокращения производства из-за вирусной пандемии и снижения спроса на топливо.

Нефть марки Brent, мирового эталона, упала на 2,08 доллара, или на 8,3%, до 22,85 доллара за баррель, после падения ранее до 22,58 доллара, самого низкого уровня с ноября 2002 года.

На момент подготовки материала, неизвестно до чего договорятся участники совещания ОПЕК +, но, очевидно, что расчет египетского правительства на такую цену за баррель нефти выглядит чересчур оптимистичным.  Тем не менее, основания для уверенности в своих силах у Центрального банка Министерства финансов есть.

Так, канцелярия президента АРЕ заявила, что президент Абдель Фаттах аль-Сиси, «ввиду сложившихся обстоятельств, отложил открытие крупных национальных экономических проектов, включая Большой египетский музей и перевод правительственных чиновников в новую административную столицу, с текущего, до 2021 года».

Новый музей должен был открыться в этом году, а первая группа государственных служащих должна была переехать в правительственный округ в новой административной столице, в июне.

В заявлении говорится: «В связи с обстоятельствами и последствиями процесса борьбы с распространением нового вируса, будь то на национальном или глобальном уровне, президент Египта принял решение и лично руководит переносом мероприятий и открытием крупных национальных проектов, которые должны были быть выполнены в течение текущего 2020 года до следующего 2021 года, включая переезд в новую административную столицу, а также открытие Большого египетского музея и Музея египетской цивилизации». Таким образом, бюджет сэкономит сотни миллионов долларов США, поскольку предстоящий этап насыщения уже готовых объектов оборудованием и техникой, откладывается. Среди прочего, такая участь постигла и ультрасовременный египетский «Пентагон», циклопических размеров новый комплекс Министерства обороны, возведенный в новой столице.

3 апреля в Египте было зарегистрировано 120 новых случаев заболевания коронавирусом, в том числе три случая среди иностранцев и большинство — среди египтян, возвращающихся из-за границы, и людей, контактировавших с ранее выявленными случаями.

Временное замораживание инфраструктурных мега-проектов подкрепляется мерами наведения порядка на местах, оптимизации текущих управленческих и финансовых процедур, всем тем, что можно назвать «изыскиванием средств на местах».  В масштабах Египта такие меры оказались весьма кстати и позволят сэкономить немалые дополнительные средства. А их внутренняя направленность позволит поддержать местный рынок рабочей силы и местных производителей. Вот один из таких примеров.

В начале недели генерал-майор Усама аль-Кади, губернатор провинции Эль-Минья, высоко оценил роль, которую парламентарии сыграли в поддержке и укреплении сектора здравоохранения в провинции, санкционировав выделение от Центрального банка сумму в 130 млн фунтов на развитие местной университетской больницы «в целях улучшения предоставляемых медицинских услуг и облегчения условий состояния пациентов».

Выступая на встрече с руководством провинции, губернатор заявил, что политическое руководство обеспокоено проблемами, с которыми сталкиваются граждане, и «быстро работает над поиском решений этих проблем, чтобы устранить все проблемы, с которыми сталкивается гражданин на нынешнем этапе, с целью поддержания марша развития и прогресса», подчеркнув, что «все органы в провинции посвящены обслуживанию граждан».

Губернатор также обсудил с представителями общественности и бизнесменами проблемы, стоящие перед санитарно-гигиеническим сектором в провинции, подтвердив, что в 2020 году будет открыт ряд крупных национальных проектов в области производства питьевой воды и санитарии, в том числе санитарно-гигиеническая очистная установка Эль-Минья, стоимостью 565 млн египетских фунтов и Абу-Куркасская водная  очистная установка мощностью 102 тысячи куб. м воды, в сутки, стоящая 690 млн фунтов.

Инженер Абдель Латиф Халед, руководитель сектора ирригации провинции, сказал, что в период с 7 января 2009 года по 3 марта 2020 года его сотрудники выполнили множество работ, которые включали расчистку, прополку и техническое обслуживание мостовых каналов во всех ирригационных отделах, стоимостью 506 млн фунтов.

Служащими ирригационного сектора было собрано 245 млн  фунтов штрафов за нарушения правил водопользования и нерациональное использование инфраструктуры водного хозяйства. Опыт властей Эль-Миньи внедряется в настоящее время, во всех провинциях.

Отдельным расчетом властей Египта в сложившихся обстоятельствах стали проекты по развитию альтернативной и возобновляемой энергетики: солнечной и ветровой: в стране активно ведется разработка сразу нескольких пилотных проектов, которые позволят сократить использование нефти и газа, которые будут направлены в нефтехимический сектор на производство продукции высокой степени передела.

Большинство местных экономических обозревателей, равно как и эксперты агентства Bloomberg, оценивая шансы экономики Египта пережить надвигающийся шторм сходятся во мнении, что, хотя ей и не удалось выйти на запланированные уровни нефте- и газодобычи, это — не беда, удалось также избежать начала расходования   колоссальных средств на инфраструктурные проекты, а высокая степень диверсификации позволяет, более-менее, равномерно распределить нагрузку на несколько секторов, в том числе, сельскохозяйственный, вполне способный в значительной степени обеспечить население продовольствием. Не стал таким болезненным как для других стран и отток туристов, эта сфера египетской экономики уже и так, практически бездействовала из-за террористической угрозы.