- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценка опыта сотрудничества ВВС Исламской Республики Пакистан и ОПК КНР в области оперативно-тактической авиации

История поддержания боевой готовности подразделений оперативно-тактической авиации ВВС Исламской Республики Пакистана включает несколько периодов. На начальном этапе существования боевой авиации мусульманского государства ее основу составляли американские истребители F-86 и F-104, бомбардировщики В-57 и средние транспортные самолеты С-130, однако к началу второго вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном в 1965 г.  официальный Исламабад оказался в очень сложном положении. Как известно, военно-политическое руководство США, равно как и СССР заняли сторону официального Нью-Дели и прекратили поставки сменно-запасных частей.

В такой военно-политической обстановке официальный Исламабад был вынужден обратиться за помощью в Пекин и, как известно, военно-политическое руководство КНР отреагировало достаточно оперативно и предложило пакистанским военным прибыть в г.Шэньян для тестирования истребителя «Цзянь-6». Известно, что разработка «Цзянь-6» стала возможной после того как Албания поставила в КНР 12 истребителей МиГ-19ПМ на безвозмездной основе.

В благодарность за такую военно-техническую помощь официальный Пекин поставил для ВВС Албании 80 истребителей «Цзянь-6». Следует отметить, что пакистанские летчики достаточно быстро освоили данный тип летательного аппарата и приступили к повышению навыков индивидуального и группового пилотажа при ведении ближнего воздушного боя.

Китайские и пакистанские специалисты осознавали, что «Цзянь-6» по своим тактико-техническим характеристикам уступает более современным МиГ-21 и Су-7, которые находились на вооружении ВВС Индии. В таких условиях Пакистан и КНР приняли решение «взять количеством». По данным китайских источников, ВВС ИРП получили от китайских партнеров 253 истребителя «Цзянь-6».

Следует отметить, что целеустремленность и дисциплинированность пакистанских летчиков дали свои результаты и в рамках третьего вооруженного конфликта с Индией в 1971 г. Пилоты «Цзянь-6» в ходе воздушных боев сбили 8 индийских Су-7, а также 5 самолетов разных моделей было серьезно повреждено. Собственные потери ВВС Пакистана составили 3 самолета.

В ходе одного из воздушных боев, прошедших в декабре 1971 г. один истребитель «Цзянь-6» ВВС Пакистана смог сбить 2 МиГ-21. Данный случай указывает на то, что индивидуальное летное мастерство позволяет минимизировать техническое преимущество. Наилучшие результаты продемонстрировали пилоты 11-й, 23-й и 25-й эскадрилий оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана

Одновременно с боевыми действиями китайские и пакистанские специалисты работали над дальнейшим усовершенствованием истребителя «Цзянь-6», а именно внедрили катапультные кресла британского производства, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя AIM-9 (пр-во США). Кроме  того, «Цзянь-6» получили возможность наносить удары по колоннам бронетехники при помощи неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм (пр-во Франция).

В интересах пакистанских военных был разработан подвесной топливный бак емкостью 1140 литров, который позволяя серьезно увеличить дальность перелета или продолжительность воздушного патрулирования.

Следует отметить,  что в течение первых шести лет эксплуатации в период с 1965 по 1971 гг. ВВС Пакистана могли проводить только элементарное обслуживание рассматриваемых истребителей, однако для поддержания боевой готовности и летной годности официальному Исламабаду было необходимо создать собственное авиаремонтное предприятие, способное выполнять полный комплекс работ.

Постройка первого авиаремонтного завода была начата в 1971 г. после того как официальный Пекин одобрил создание такого предприятия. Достоверно известно, что китайские партнеры не только оказали содействие в процессе строительства и инженерного насыщения цехов завода в Камра, но и направили большую группу специалистов, которые начали подготовку пакистанских техников и работников.

Подобная масштабная военно-техническая и промышленно-консультативная помощь привела к тому, что в Пакистане было начато формирование собственной авиастроительной промышленности. Достоверно известно, что истребители «Цзянь-6», прошедшие капитальный ремонт на АРЗ Камра, успешно возвращались в строй и продолжали службу до полного исчерпания ресурса.

На втором этапе военно-технического сотрудничества Пекина и Исламабада – в период с 1983 по 1997 г. подразделения оперативно-тактической авиации ВВС мусульманского государства получили от китайских самолетостроителей четыре партии истребителей «Цзянь-7М/МР». Данные самолеты являются лицензионной копией МиГ-21Ф-13.

Достоверно известно, что перед началом поставок пакистанские пилоты прибыли в г.Шэньян для проведения ознакомительных полетов. После этого 12 истребителей «Цзянь-7М» (экспортный вариант «Цзянь-7В») были передислоцированы в Пакистан на АвБ «Пешавар» для выполнения программы ознакомительно-испытательных полетов.

В качестве итогового испытания было проведено учение, в котором принимали участие истребители «Цзянь-6», «Мираж-5», штурмовики «Цян-5III», а также истребители F-16. Достоверно известно, что «Цзянь-7М» не смогли победить только американские самолеты, тогда как остальные потерпели поражение в учебных воздушных боях.

В рамках первой партии, а именно в период с 1985 по 1987 гг. в Пакистан было поставлено 55 боевых самолетов. В 1987 г. ВВС Пакистана заказали еще 40 истребителей. Контракт на поставку третьей партии истребителей в количестве 32 ед. был подписан в 1993 г. В рамках четвертой партии китайская сторона передала пакистанским военным 57 истребителей «Цзянь-7PG» и 9 двухместных учебно-боевых «Цзянь-7PG». Данные самолеты были распределены между 2-й, 18-й, 19-й и 20-й истребительными эскадрильями ВВС Пакистана

Истребители первой и второй партии были построены на авиастроительном заводе №112 ВВС НОАК в г.Шэньян (пров.Ляонин). Следует отметить, что самолеты третьей и четвертой партии собирали на авиастроительном заводе №132 ВВС НОАК, расположенном в г.Чэнду (пров.Сычуань)

Китайские и пакистанские специалисты постепенно модернизировали «Цзянь-7М/МР/PG» на АРЗ Камра за счет замены двигателей с WP-7 на WP-13F, что позволило повысить тяговооруженность данного самолета. В номенклатуру данного истребителя включили управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Гром-2,3 и 7», а для облегчения ведения воздушного боя летчики получили нашлемные прицелы. Обнаружение целей обеспечивала РЛС итальянского производства Grifo7. Кроме того, самолеты получили систему опознавания «свой-чужой», а также сигнализацию о радиолокационном облучении.

Представители ВВС Пакистана до сих отзываются о «Цзянь-7» как о лучшем самолете для отработки навыков ближнего воздушного боя, а благодаря качественной работе АРЗ Камра к настоящему моменту сохранена летная годность 120 истребителей «Цзянь-7» моделей М, МР и PG, которые рассредоточены по авиационным базам на случай вооруженного конфликта.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что благодаря совместным работам по обслуживанию и ремонту «Цзянь-6» и «Цзянь-7» пакистанские специалисты получили драгоценный опыт, который затем был использован при проведении регламентных работ по французским истребителям «Мираж-3» и «Мираж-5».