- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сложности формирования нового правительства Ирака

9 апреля было объявлено о том, что президент Ирака Бархам Салех поручил формирование нового иракского правительства Мустафе аль-Каземи, отклонив прежнего кандидата на пост премьер-министра Аднана аль-Зарфи. Правительственный кризис в Ираке начался 29 ноября 2019 года, когда после массовых народных протестов подало в отставку правительство Аделя Абдель Махди. 2 февраля на должность главы иракского правительства был назначен Мухаммед Тауфик Алауи. Этот иракский политик является представителем шиитской аристократии, двоюродным братом лидера блока «Аль-Иракия» Айяда Алауи. В отличие от своего кузена, связанного с ЦРУ США и британской разведкой МИ-6,  Мухаммед Тауфик Алауи всегда занимал подчеркнуто нейтральную позицию. В годы диктатуры Саддама Хусейна он жил в эмиграции в Великобритании, но не находился на содержании у западных спецслужб. Одновременно даже политические противники не могут упрекнуть его в тесном сотрудничестве с иранцами. Он был министром связи в правительстве Нури аль-Малики, но дважды в 2005 и в 2010 годах подавал в отставку в знак протеста против «сектантской повестки и политического вмешательства в работу его министерства».

Однако Мухаммеду Тауфику Алауи не удалось создать  новый кабинет министров Ирака. Главными силами, поддерживавшими Алауи были блоки «Фатх» и «Саирун» в иракском парламенте. Лидером последнего является харизматичный клерикал Муктада ас-Садр. Опасения суннитских и части шиитских политических сил перед его возможным усилением в итоге заблокировали кандидатуру Алауи. 17 марта президент Ирака Бархам Салех назначил новым премьер-министром страны Аднана аль-Зарфи. 54-летний Аднан аль-Зарфи в течение долгого времени являлся губернатором провинции Неджеф, на территории которой находятся главные шиитские святыни. Аднан аль-Зарфи в свое время боролся в подполье против режима Саддама Хусейна, бежал из страны в 1991 году после провала шиитского восстания в южных районах Ирака. Проживал в эмиграции в Великобритании. Губернатором Неджефа он был назначен в 2004 году по протекции американского наместника в Ираке Пола Бремера для того, чтобы обеспечить безопасность шиитских святынь в этом городе. А.аль-Зарфи активно сотрудничал с американцами и не допустил взятия этого города под контроль вооруженными формированиями Муктады ас-Садра. В прошлом этот иракский политик являлся членом Партии исламского призыва («Да’ава»). Многие наблюдатели в Ираке и за его пределами восприняли назначение А.аль-Зарфи как реванш американцев в Ираке, называя этого претендента на пост премьера «кандидатом ЦРУ». Однако последние по времени события в этой ближневосточной стране показали, насколько нестабильной и непредсказуемой является иракская политическая сцена.

Новому премьеру Ирака 54 года. В годы диктатуры Саддама Хусейна он находился в оппозиции к правящему режиму, вначале в подполье, затем в эмиграции. Вернувшись в Ирак, создал свое информационное агентство. Некоторое время был редактором иракской секции интернет-портала «Аль-Монитор». В 2016 году Мустафа аль-Каземи был назначен на должность директора Национальной разведывательной службы Ирака. Он принимал активное участие в борьбе против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), в частности, в выявлении местонахождения самозванного халифа Абу Бакра аль-Багдади. В этом качестве он не мог не сотрудничать активно с американцами, но одновременно был тесно связан с иранскими спецслужбами. В январе 2020 года распространялись слухи о том, что Мустафа аль-Каземи попал в немилость к Тегерану за то, что не смог предотвратить гибель генерала Касема Сулеймани. Однако, по информации ливанской газеты «Аль-Ахбар», за последний месяц он существенно улучшил свои отношения с иранцами.

Неслучайно, его назначение ряд иракских и зарубежных СМИ приписывают иранскому вмешательству. 4 апреля в Багдаде побывал преемник Касема Сулеймани, командующий спецподразделением «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал Исмаил Каани.  Основной целью визита иранского силовика была консолидация шиитских политических партий Ирака для противодействия приходу к власти в Багдаде проамеикснкого правительства. Журналисты ливанской газеты «Аль-Ахбар» пишут о «плодотворных» встречах Исмаила Каани с представителями «шиитского дома» (аль бейт аш-шийи), то есть лидерами главных шиитских политических партий и фракций в парламенте. К ним относятся лидер блока «Фатх», выражающего интересы вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» Хади аль-Амири, лидер партии «Аль-Хикма аль-Ватани» (Партия национальной мудрости) аятолла Аммар аль-Хаким, лидер фракции «Правовое государство», экс-премьер Нури аль-Малики и представители Муктады ас-Садра. В результате было получено одобрение этих политиков на кандидатуру Мустафы аль-Каземи. После этого его кандидатура была окончательно утверждена духовным лидером шиитов Ирака великим аятоллой Али ас-Систани. Единственной шиитской фракцией, не одобрившей М.аль-Каземи является парламентский блок «Наср», состоящий из сторонников бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади. Это логично, учитывая близость отвергнутого претендента Аднана аль-Зарфи к этому блоку.

Таким образом, иранцы достигли относительной победы. Однако эта победа демонстрирует и их слабость в Ираке. Ведь она показывает, что решения, благоприятные для Ирана, достигаются только в режиме «ручного управления». На этот факт обращает внимание видный иранский дипломат, бывший посол ИРИ в КНР, а ныне эксперт Института международных политических исследований в Тегеране Хоссейн Малайек. На сайте «Иранская дипломатия» была опубликована статья «Что мы можем сделать с изменениями в Ираке» (1). Автор указывает на два процесса, которые могут иметь неблагоприятное влияние на иранское влияние в этой стране. Это, во-первых, передислокация и сосредоточение американских войск в Ираке с мелких баз на базы в Багдаде и Айн эль-Асад. Во-вторых, появление новых политических сил в Ираке, включая протестное движение, выдвигающее популистские требования и переформатирование традиционных шиитских политических партий. Иранский эксперт обращает внимание на то, что нынешняя иракская конституция, построенная на конфессиональном принципе, и навязанная США в 2005 году, исчерпала себя и не позволяет разрешать внутриполитические кризисы, которыми изобилует иракская действительность.

По мнению Х.Малайека, в иракской внутренней политике появился ряд новых факторов, на которые Тегерану стоит обратить внимание. Во-первых, развитие иракского национализма, который часто приобретает гипертрофированные формы. Этот национализм впервые появился во время антибританского восстания 1920 года и возникает всякий раз как реакция   на иностранное вмешательство во внутренние дела этой страны. Во-вторых, появление новых идеологических течений и фракций в традиционных шиитских политических партиях. В результате «шиитский дом» является уже далеко не тем монолитом, с которым ранее приходилось иметь дело Тегерану. В-третьих, негативное влияние имеет деструктивное вмешательство во внутреннюю политику Ирака со стороны Соединенных Штатов и КСА. Это, по мнению иранского дипломата, диктует Тегерану необходимость изменить свою тактику в Ираке и ввести новые подходы. Старая методология, основанная на шиитской солидарности («Мы едины, потому что мы все любим Имама Хусейна»), по мнению Малайека, уже не себя не оправдывает.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1990551 [1]