- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Курды и ситуация на турецко-иракской границе

Теряясь в догадках по поводу начала военной операции Турции против РПК в зимнее время, некоторые зарубежные политологи поначалу были склонны считать, что он обусловливался рядом внутриполитических проблем. Так, в феврале с.г. правительство Эрдогана приняло закон, лишающий юридической неприкосновенности политическую и военную элиту. Часть турецкой общественности опасалась усиления исламизма в стране. В связи с этим некоторые националистически настроенные партии и военный истеблишмент рассматривали правящую Партию справедливости и развития как несостоятельную в решении проблем национальной безопасности. С этой точки зрения турецкая агрессия в Северный Ирак должна была рассеять эти подозрения.

Американская администрация поощряет региональные амбиции турецкого руководства, демонстрирующего военную мощь Турецкой Республики, обладающей третьей по численности и оснащению армией в составе НАТО. Турция стремится к утверждению своей роли как региональной супердержавы. Хотя создание курдского государства и может рассматриваться как угроза экономическому престижу Турции, значительно более серьезным конкурентом для Турции является Иран, который укрепляет свое геополитическое значение в регионе Западной Азии. ИРИ — соперник Турции в осуществлении ее стратегических планов в Центральной Азии, на Кавказе и в России. Снижение регионального значения Ирана сближает позиции США и Турции. Американская администрация пытается оказывать давление на ИРИ, чтобы заставить ее признать США в качестве арбитра мировой политики.

Следует признать, что РПК не представляет для США опасности их национальной безопасности. Борьба с боевиками этой партии маскирует более серьезные опасения, объединяющие США и Турцию, по усилению их региональной конкуренции с Тегераном. Позволив турецкой армии вторгнуться в пределы Северного Ирака, американская администрация, по-видимому, рассчитывала заручиться поддержкой Турции в любой их конфронтации с Ираном. При этом важную помощь в этой борьбе могли бы сослужить и иранские курды, насчитывающие сейчас, по курдским источникам, до 10 млн человек. Вооруженные формирования курдских автономистов Ирана базируются на иракской территории. Недавно г-н Бехрузи, представитель Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), посетил Государственный департамент США, где был принят Кейт А. Лори и Сани Садагиани, выразившими озабоченность положением дел в Иране в области нарушения прав человека и по поводу инцидентов в Иранском Курдистане.

Позиции руководства ДПИК и американской администрации по вопросу об Иране полностью совпадают. Генеральный секретарь ДПИК М. Хиджири поддерживает мысль Дж. Буша о том, что Иран представляет прямую угрозу безопасности странам Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива и всего мира в целом, якобы поощряет терроризм и политические убийства. Он развивает мысль об опасности продолжения Ираном его ядерной программы, настаивая на том, что она имеет будто бы и военную составляющую. Поэтому Хиджири считает, что лишь после смены режима в Иране иранский народ обретет свободу, достоинство и вернет себе уважение всей мировой общественности. Запад, по его мнению, должен принять долгосрочную программу свержения иранского режима и поддержки демократических и светских сил как внутри Ирана, так и за его пределами. В доказательство необходимости подобной политики г-н Хиджири приводит примеры нарушения прав и свобод многочисленных иранских этносов, религиозных и национальных сообществ. В то же время он отметил, что, поскольку свержение режима подобно иракскому с помощью иностранной военной интервенции вызывает сейчас скептицизм, то эту задачу должна выполнить иранская оппозиция, и никто в мире не сможет упрекнуть ее в противоправных действиях. Это необходимо, по взглядам Хиджири, не для улучшения социально-экономического положения иранского населения, а для поиска долгосрочного решения политического признания национальной идентичности иранских наций и конституционных гарантий их национальных и территориальных прав. В связи с этим он призывает к трансформированию Ирана в многонациональную федерацию, способную развивать «единство в многообразии», поскольку этническое многообразие имеет стратегическое значение для демократии в стране и является ключевым компонентом стабильности на Ближнем и Среднем Востоке.

Как представляется, стратегия федеративной демократии Ирана, предложенная М. Хиджири, весьма противоречива и утопична. Свержение режима, как показывает иракский опыт, ведет за собой множество различных проблем и связан с политическим и экономическим кризисом, ухудшением положения всего народа страны. Запад также вряд ли сможет стать долговременным надежным партнером иранской оппозиции, которая в конечном счете окажется при своих интересах. Вместе с тем иранские курды, напротив, могут быть использованы для осуществления замыслов американской администрации в отношении Ирана.

Продолжая оказывать давление на Иран, Дж. Буш и Р. Гейтс, министр обороны США, тем не менее настаивали на ограничении сроков и рамок проведения военной операции Турцией против РПК. Гейтс даже сказал, что Анкара должна сопровождать военную акцию политическими и экономическими жестами в отношении значительного курдского сообщества. Это означает, очевидно, что Турция должна пойти на определенное признание прав курдов, начать борьбу с бедностью в Турецком Курдистане, что, по-видимому, заставит боевиков РПК сложить оружие. На это турецкое руководство и, в частности, министр обороны Турции В. Гонул, ответили, что войска «останутся в Северном Ираке насколько возможно долго». Турецкая авиация совершала воздушные атаки на базы РПК. Интенсивные бои отмечались возле крупной базы повстанцев в районе Запа. Эта борьба унесла жизни сотни турецких солдат и курдов.

Эти действия, тем не менее, могли существенно осложнить ситуацию в этническом Курдистане. Они были способны не только дестабилизировать региональную ситуацию, но и развязать серьезный международный конфликт. Так, например, Иран принял меры по укреплению безопасности своих границ. При этом официальный представитель МИДа Ирана Мохаммед Али Хоссейни сказал, что «наилучшим способом решения проблемы РПК и других террористических группировок в регионе является региональное взаимодействие всех стран в сфере безопасности». Он также отметил негативную роль присутствия иностранных военных сил в регионе, в чем, по его словам, «одна из главных причин активности террористов».

Несмотря на обострение региональной ситуации в связи с вторжением турецкой армии в Северный Ирак, Иран продолжает свой курс на сближение с Ираком и иракскими курдами. Визит президента ИРИ М. Ахмадинежада в Багдад оказался весьма успешным, поскольку там обсуждались весьма важные проблемы двусторонних отношений, в числе которых вопросы совместного развития энергетики, транспорта и нефтяной промышленности. Кроме того, Ахмадинежад призвал Ирак и Турцию вместе с его правительством бороться против курдских повстанцев: «Терроризм в настоящее время угрожает каждому. Каждый должен бороться с терроризмом». При этом он подтвердил, что Иран в этом направлении координирует свои действия с Ираком и Турцией.

Вместе с тем в мировых СМИ ставился вопрос о том, почему турецкие войска неожиданно завершили свою операцию против РПК, и не было ли это сделано под давлением Соединенных Штатов. Турецкие военные, конечно, решительно опровергли какое-либо давление на их решение. Они заявили, что решение о выводе войск было принято исключительно из военных соображений. Он начался якобы еще до заявления Р. Гейтса в Анкаре, просто об этом не сообщалось. Однако в военных кругах Турции не исключают того, что борьба с РПК будет иметь продолжение.

Правда, в Турции признают, что вооруженная борьба с курдскими повстанцами не поможет решить проблему. Есть мнение, что молодежь присоединяется к РПК из-за эффективности пропаганды ее борьбы, а также из-за слабости турецкого правительства, не способного решить в Турецком Курдистане экономические проблемы, ликвидировать бедность и безработицу.

Продолжавшееся неделю военное вторжение частей турецкой армии на территорию Северного Ирака под предлогом борьбы против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), по мнению турецкого руководства, было нацелено исключительно на борьбу с курдскими боевиками и не ставило целью вмешательство во внутренние дела Ирака или оккупацию чьей-либо территории.

Между тем турецкая армия все-таки находилась на иракской территории. Кроме того, военная акция Турции в Северном Ираке начала осложнять отношения руководства Курдского автономного района (КАР) с центральным правительством, поскольку американские представители выступают за усиление власти центра над регионами, что противоречит интересам курдов. Активизировалась радикально настроенная часть курдского движения этнического Курдистана, призывающая курдов всех частей разделенного Курдистана к всеобщей борьбе за Великий Курдистан, сильную державу без турок и арабов. В связи с этим некоторые курдские вооруженные группировки стали присоединяться к боевикам РПК. Так, например, группа южнокурдистанских пешмерга, известная как “Peshmerga Derinekan”, присоединилась к повстанцам РПК. На стыке границ Турции, Ирака и Ирана действовала экстремистская организация «Пейджак», ратующая за свержение иранского режима. Вытеснение функционеров РПК из Кандильских гор вряд ли прекратит ее борьбу. Курдские повстанцы могут трансформировать свою тактику и действовать в горах партизанскими методами подобно нынешним повстанцам в Ираке. Это приведет к еще большему кровопролитию. Американская администрация, однако, заинтересована в укреплении своих позиций в Северном Ираке.

Однако поощрение военных действий Турции в Северном Ираке со стороны США вызывает не только скептицизм курдов в отношении своих заокеанских покровителей, но и усиливает антиамериканские настроения. Курды не понимают, почему Белый дом помогает Турции после того, что курды сделали для Соединенных Штатов, оказав им поддержку в свержении диктаторского режима С. Хусейна. Теперь они утверждают, что Америка хочет управлять курдами, отказываясь решать в пользу курдов вопрос о принадлежности Киркука, а также пытается контролировать нефтяные месторождения Иракского Курдистана. Поэтому Белый дом, находясь между двух своих союзников (Турции и иракских курдов), почувствовав угрозу своим интересам, призвал Турцию прекратить военную операцию против РПК, хотя последняя приписала быстрое завершение турецкой акции успеху действий курдских повстанцев на трех фронтах. Важно, чтобы сложности в американо-курдских отношениях не привели к обострению ситуации в регионе.