- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии силового блока Израиля и сотрудничестве с ПНА в борьбе с пандемией коронавируса

Все споры между Палестиной и Израилем временно отошли на второй план на фоне совместной борьбы с распространением коронавируса. Об этом сообщил посол Палестины в РФ Абдель Хафиз Нофаль в интервью изданию «Известия» 25 марта. «Все споры между нами и израильтянами временно отошли на второй план. На прошлой неделе президент Израиля Реувен Ривлин позвонил президенту Палестины Махмуду Аббасу и попросил о сотрудничестве в борьбе с коронавирусом. Создан совместный штаб по борьбе с инфекцией», — приводят «Известия» слова посла. Нофаль отметил общее понимание необходимости слаженной политики с обеих сторон для предотвращения дальнейшего распространения вируса. Посол пояснил, что 5 марта был введен режим чрезвычайного положения, а также запрет на выход из дома без крайней необходимости и комендантский час. Это позволяет сохранить число зараженных на минимальном уровне. По его словам, в настоящий момент в Палестине зафиксировано 155 заболевших. Такие данные привел в четверг 8 апреля телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на местное правительство. По сведениям телеканала, наибольшее число инфицированных отмечено в пригородах Иерусалима (59 человек).Почти все заболевшие являются рабочими, недавно вернувшимися из Израиля. 17 человек уже полностью выздоровели, остальные же находятся в удовлетворительном состоянии. «В данный момент мы пытаемся урегулировать небольшие расхождения с израильской стороной относительно положения палестинцев, которые работают в Израиле», — добавил Нофаль. Отметим, что это скоординированные меры с  ПНА в общем-то заблокировали  в своей основной массе  инциденты, которые были связаны с вопросами безопасности (последний  по времени ракетный обстрел из сектора Газа был зафиксирован еще 23 марта), что однако совершенно не означает, что силовой блок Израиля получил передышку. Наоборот, нагрузка на него только возросла в точки зрения купирования последствий пандемии и соблюдения мер карантина. Причем, не только в рамках собственно взаимоотношений с ПНА, но и, прежде всего, внутри самого Израиля.

Поскольку коронавирус продолжает демонстрировать положительную динамику своего распространения в Израиле, военный и разведывательный аппарат страны все больше вовлекается в управление ситуацией, в то время как координирующая деятельность Министерства здравоохранения отходит на второй план. Разведывательные службы работали над формулированием комплекса своих мер в рамках ответа на этот вызов весь последний месяц. Кстати, в этом контексте пример вовлечения именно силового блока Израиля в борьбу с пандемией является на сегодня беспрецедентным и безусловно требует изучения с точки зрения перенимания израильского опыта.  И такое участие не ограничивается только тем, что  элитные спецподразделения  ЦАХАЛа были мобилизованы  для борьбы с самыми серьезными случаями вспышки пандемии с точки зрения поддержки медицинского обеспечения. Например, охраны  и  транспортировки кислорода и других дефицитных медикаментов в больницы. Тысячи израильских военнослужащих также патрулируют улицы населенных пунктов. Правительство также уполномочило недавно вышедшего в отставку генерала Рони Нума активизировать свои негласные и полуофициальные контакты для того, чтобы попытаться добиться того, чтобы ультраортодоксальные общины страны соблюдали режим самоизоляции.

В самом начале кризиса премьер-министр Биньямин Нетаньяху неофициально попросил службу внутренней безопасности ШАБАК использовать свои инструменты мониторинга для отслеживания самовольных перемещений зараженных корановирусом жителей Израиля. На прошлой неделе переходное правительство Израиля стало первой страной в мире, которая уже официально обратилась к своим специальным службам с просьбой проследить за лицами, которые могут быть носителями вируса или контактировали с инфицированным человеком. В данном случае на первую роль выходит развитый сектор киберразведки, которому правительством отведена одна из ключевых ролей в усилиях по смягчению последствий пандемии коронавируса. Этот опыт уже признан успешным не только в Израиле.  Италия, Испания и другие европейские страны, сильно пострадавшие от пандемии коронавируса, в последние недели направили своих представителей для встречи с разведывательным сообществом Израиля в надежде получить техническую помощь для отслеживания темпов распространения коронавируса в Европе. ШАБАК взяла на себя ведущую роль в развертывании высокоразвитых технических и кибернетических средств для выполнения этой миссии. В ближайшие две недели, как ожидается, будут собраны и проанализированы геолокационные данные с мобильных телефонов, кадры видеокамер наблюдения, мониторинг социальных сетей и другие данные. При этом также никто не отменял аппарат внутренних информаторов. То есть, человеческий фактор, без которого любая техника является только весомой, но все равно полумерой.

Министерства Израиля также создали аппарат по тесной координации в борьбе с коронавирусом. Министерство здравоохранения уже предоставило ШАБАКу исчерпывающую информацию о людях, которые были госпитализированы или инфицированы, что во многих западных странах было бы расценено как нарушение частной жизни пациентов. ШАБАК использует эти данные для отслеживания цифрового следа каждого пациента, чтобы точно определить их социальные взаимодействия и идентифицировать людей, с которыми они находились в пределах двух метров в течение более чем нескольких минут. Имена идентифицированных лиц затем направляются в Министерство здравоохранения, которое связывается с потенциальными носителями вируса, чтобы проверить их и, при необходимости, поместить в изолятор.  Глава ШАБАК Надав Аргаман уже заверил критиков и правозащитников в  самом начале пандемии, что собранные данные будут использоваться только для борьбы с Covid-19, что никого среди активных правозащитников в стране пока не успокоило. Однако эта мера по-прежнему  остается спорной, в том числе и в связи с чисто юридическими коллизиями. С юридической точки зрения израильское правительство действует в рамках закона «О чрезвычайном положении», принятого еще в 1939 году британской администрацией, когда Государство Израиль еще не существовало. При этом гражданский кибернитический сектор Израиля несет серьезные экономические издержки от пандемии. Пока только  NSO Group в какой-то степени готова предложить правительству помощь в отслеживании людей, инфицированных вирусом. В целом  индустрия киберразведки страны, которая самым принципиальным образом заточена на экспорт, уже серьезно пострадала от пандемии. Эта отрасль столкнулась с сокращением своей деятельности в геометрический прогрессии по мере того, как страны начали закрывать свои границы. Контракты многих фирм с иностранными спецслужбами были приостановлены, а некоторые фирмы уже начали увольнять сотрудников. Компании также испытывают трудности с реализацией существующих контрактов, особенно с послепродажной поддержкой своих высокочувствительных инструментов и компонентов.

Если ШАБАК отвечает в основном за меры внутри Израиля, то  разведка Моссад мобилизовалась на внешнем направлении. На разведку помимо прочего в настоящее время возложена задача по  поставкам защитных масок FFP2 из «дружественных» стран Персидского залива в обход всех санкционных и запретительных  мер. Премьер-министр также попросил главу Моссада Йосси Коэна проследить за закупкой за рубежом  медицинских материалов, которые были в дефиците. В конечном итоге они были приобретены в основном в Китае в рамках жесткой конкурсной борьбы с европейцами и американцами. Между тем, на местном уровне все военные базы ЦАХАЛа и спецслужб страны в настоящее время находятся в жестком карантине. На этом фоне Израильский институт биологических исследований, одна из самых секретных лабораторий страны, которая работает в том числе и рамках решения военных задач, резко активизировала свои усилия  создания вакцины.