- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о расширении информационной войны и вовлечении в конфликт новых участников на фоне успеха сил ПНС к западу от Триполи

Разгром западного фронта ЛНА на этой неделе, когда отрядам ПНС удалось отбить Сурман, Сабрату и Аджалат, выйдя к тунисской границе, вновь актуализировал тему привлечения наемников и иностранной военной помощи. Обе стороны с удвоенной силой принялись обвинять друг друга, всячески демонизируя происходящее и апеллируя к «борьбе с терроризмом», «правам человека» и разоблачая происки, соответственно, Москвы и Абу-Даби и Стамбула с Дохой. Правда, добавились некоторые интересные смысловые детали, заставляющие нас вновь обратиться к военной составляющей ливийского противостояния.

Сразу отметим, поражение ЛНА к западу от Триполи еще не означает решающей победы и, собственно, предшествовавшая ему разведка боем в направлении авиабазы Утия, преподнесенная пропагандой Бенгази, как «крупное поражение ПНС, за которым последует неминуемая сдача столицы», как мы и предполагали, оказалась лишь подготовкой к осуществленному броску к Рас-Джадиру, когда силы ЛНА, окопавшиеся севернее аэродрома были просто скованны ударами артиллерии и БПЛА, их собственные попытки нанести удары с воздуха были отражены корабельными средствами ПВО кораблей ВМС Турции, а маневренные группы сил ПНС во главе со спецназом МВД, мисуратскими боевиками, практически без сопротивления и за несколько часов овладели западным побережьем Ливии. Тяжелую технику к атаке не привлекали, ставка делалась на маневр и внезапность, кроме того, низкий боевой дух местного ополчения хорошо известен, к тому же, выпущенные из тюрем сторонники радикальных элементов и лица, поддерживавшие ПНС и ряд экстремистских организаций, числом в несколько сот человек, мгновенно присоединились к наступавшим.

14 апреля несколько сирийских СМИ сообщили, что Сирия, якобы передала силам ЛНА несколько самолетов МиГ -29, указывая на «объединение большинства арабских стран против президента Турции, Реджепа Тайипа Эрдогана, чтобы обуздать его колониальные и экспансионистские амбиции».

В сообщениях также указывалось, что ряд военнослужащих ЛНА прибыли в Сирию для обучения применению и обслуживанию боевого вертолета, используемому сирийской армией в антитеррористических операциях — российского вертолета Ми-25 (экспортной модификации хорошо известного Ми-24), который называют «летающий танк».

Авторы статей поясняли, что «летающий танк» будет использоваться в боях к западу от Триполи против сил правительства ПНС, поддерживаемых Турцией, добавив, что эта координация стала итогом улучшения отношений между Сирией и ливийским правительством во главе с Абдуллой аль-Тани и недавнего открытия ливийского посольства в Дамаске.

Газета «Ас Сурий аль-Арабий аль-Йоум» в своем материале сообщила, что силы ЛНА имели эскадрилью самолетов, часть которых была уничтожена в результате боев и в ходе бомбардировок «незаконного ополчения и наемников правительства ПНС», пояснив, что в настоящее время Х.Хафтар имеет 4 вертолета и готовится к обучению своих пилотов в Сирии.

Газета добавила, что Хафтар намерен приобрести вооружение к российским «летающим танкам» для повышения потенциала своих сил, подчеркнув, что обучение ливийских пилотов на Ми-25 значительно увеличит возможности ЛНА, сделав ее сильнее, чем раньше.

Эпизод с этими публикациями стал частью нового витка информационной войны между Триполи и Бенгази, а вернее, между Анкарой и Абу-Даби. Технически ценного из этого материала можно вычленить то, что сирийцы действительно могут взяться за обучение пилотов ЛНА использованию вертолетов Ми-25. Этот тип был не самым многочисленным в ВВС Джамахирии и понес потери в ходе войны 2011 и позднее, когда несколько машин, восстановленных после вынужденного длительного простоя, приняли участие в боях на стороне ЛНА и почти все были сбиты, последний, буквально на днях, под Мисуратой. Техники для их обслуживания в Ливии еще есть, а вот пилотов – практически не осталось. Нет таких вертолетов и у Египта, поддерживающего Хафтара, нет их у ОАЭ, нет таких специалистов и у ЧВК, а вот послать ливийцев на обучение в ЦБПЛС в Торжке, конечно, можно и вряд ли бы МО РФ смутилось таким вариантом, но, в текущих обстоятельствах, обучение в Сирии, вполне вероятно, сочли предпочтительным и устраивающим обе стороны.

Немногочисленные подробности, ставшие достоянием СМИ говорят о том, что ливийцы, якобы, приступили к подготовке на вертолете этого типа в 64-й бригаде, к югу от Дамаска, сообщается о  теоретических занятиях «для понимания механизма полета, о подготовке командиров экипажей и о тактике воздушных миссий», которым их обучает команда сирийских инструкторов, называющая  себя «воронами смерти»: от азов полета до аэронавигации, и последний этап — это обучение боевому использованию вертолета, тактическим приемам и методам атаки стационарных и мобильных наземных целей и использованию всех типов боеприпасов, которые может нести вертолет.

То, что упоминалась передача сирийцами самолетов МиГ-29 любому специалисту, знакомому с состоянием дел в ВВС САР, говорит об ангажированности этой части материала, поскольку два с небольшим десятка этих истребителей являются единственным и последним воздушным резервом Б.Асада, который будет пущен в ход только при крайней необходимости.

Итак, пилоты Х.Хафтара проходят, или вот-вот начнут обучение в Сирии. На деньги ОАЭ.  Чем ответили в Бенгази?

Немецкий журналист и политолог Вольфрам Лахер опубликовал в своем аккаунте в Твиттере: «Вчера произошла катастрофа, когда силы, связанные с правительством национального согласия, вытеснили силы Хафтара из Сабраты и Сурмана».

Исследователь, заинтересованный в ливийском вопросе и автор книги «Фрагментация Ливии: структура и процесс в насильственном конфликте», которая была выпущена в феврале прошлого года, приводит следующие подробности: «Все заключенные, насчитывающие около 600 человек в двух городах, были освобождены, среди них политзаключенные, контрабандисты топлива, просто контрабандисты, торговцы людьми, экстремисты и убийцы».

Правда, Министерство юстиции в правительстве ПНС объявило 15 апреля, что 384 заключенных совершили побег из тюрьмы Сурман, заявив, что они сбежали, не в результате наступления, а накануне, «после восстания в исправительно-реабилитационном учреждении, что привело к массовому бегству заключенных в нескольких случаях».

Министерство также заявило, что оно издало приказы судебной полиции начать срочное и всестороннее расследование, чтобы прояснить предысторию этих событий и установить лиц, ответственных за судебное преследование лиц, среди которых было много незаконно задержанных. «Все эпизоды насилия, включая убийства и аресты жителей, сожжение и разрушение полицейских участков и контрабанда заключенными, являются актами, совершенными этими террористическими группами (силами Хафтара — авт), когда они пытались контролировать их до того, как они были очищены вооруженными силами».

В свою очередь, канал «Свободная Ливия» который является одним из средств массовой информации политического исламского движения и близок к правительству ПНС опубликовал на своем официальном аккаунте в социальной сети Facebook, что силы «ПНС» освободили мирных жителей, арестованных «хафтарской милицией» в штаб-квартире уголовного розыска в Сурмане за отказ от содействия агрессии и проекту Хафтара».

Представители ЛНА заявляют, что силам удалось арестовать десятки наемников, сражающихся в рядах сил ПНС, чадцев и сирийцев, а также получить фотографии и видеоклипы, подтверждающие их участие в боях, в том числе турецких военнослужащих.

Чадцев якобы возглавляют лидер ополчения, Абдель Карим аз-Зави, известный как «Карим», 1981 года рождения, и некий житель города Аль-Завия, который связан с ополчением Военного совета революционеров Зинтана.

Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии выразила тревогу в связи с продолжающейся эскалацией насилия в Ливии, особенно активизации боевых действий в последние несколько дней, что привело к жертвам среди гражданского населения.

15 апреля миссия призвала стороны в конфликте прекратить эскалацию и подстрекательство и немедленно отреагировать на неоднократные призывы генерального секретаря ООН и международных партнеров о гуманитарном перемирии.

Таким образом, вновь иностранные участники ливийской трагедии оказываются на передовой все более расширяющегося информационного противоборства, а сам конфликт медленно, но верно расползается за пределы собственно Ливии, все больше вовлекая сопредельные страны: кроме Сирии, Египта к ним добавляются Алжир и Тунис. Первый перебросил к ливийской границе дополнительные силы, в том числе комплексы ПВО для прикрытия своего нефтегазового комплекса в Ин-Аменасе, а второй – закрыл границы после выхода к ним сил ПНС.