- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: март 2020 г.

Центральный банк Судана 4 марта сообщил о том, что США проинформировали Хартум о снятии санкций со 157 суданских предприятий во исполнение решения, принятого еще в октябре 2017 г. Как отмечалось в коммюнике, подписанном управляющим ЦБ Бадреддином Абдельрахимом «под американскими санкциями остались только несколько физических лиц и предприятий за их связь с конфликтом в Дарфуре».

Конфликт в Дарфуре ведет отсчет с 2003 г. Его жертвами стали около 300 тысяч человек. Бывший президент Судана Омар аль-Башир обвиняется в военных преступлениях, геноциде и преступлениях против человечности в Дарфуре.

Согласно главе ЦБ, его ведомство получило документ об американском решении от суданского МИДа. При этом он не уточнил причин, почему решение об отмене санкций входило в силу так долго.

Вашингтон в 2017 г. сообщил, что решил отменить санкции для того, чтобы поощрить суданские власти – тогда во главе с О.аль-Баширом – за политику сдержанности в Дарфуре и прекращение атак на повстанцев. При этом Судан остался в американском «черном списке» стран, поддерживающих международный терроризм.

Согласно главе ЦБ, снятие этих санкций означает, что отныне указанные компании могут поддерживать нормальные отношения с зарубежными партнерами. Речь идет, в частности, о суданских банках, у которых больше не будет проблем с зарубежными операциями. Ранее представитель ЦБ сообщил, что несколько суданских банков близки к соглашениям, на основании которых они начнут выпускать американские кредитные карты.

Отношения между Хартумом и Вашингтоном испортились в 1989 г. сразу после прихода к власти в Судане в результате военного переворота О.аль-Башира. В 1993 г. Судан был включен в американский «черный список» стран, поддерживающих терроризм. Введенные в 1997 г. экономические санкции неоднократно ужесточались. В период с 1992 по 1996 гг. покровительством Судана пользовался основатель «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Усама бен Ладен.

5 марта базирующаяся в США неправительственная организация «Физики за права человека» (PHR) выступила с утверждением, что при разгоне сидячей забастовки 3 июня 2019 г. в Хартуме суданские силы безопасности убили по меньшей мере 241 человека. Этот эпизод был самым кровопролитным за время протестного движения в Судане, приведшего к устранению от власти О.аль-Башира в апреле 2019 г. После этого протестное движение не прекратилось, поскольку его участники увидели в замене О.аль-Башира Военным советом «военный переворот». 3 июня 2019 г. военные власти применили силу для разгона сидячей забастовки перед зданием штаба суданской армии. Тогда власти признали гибель 71 человека, поддерживавший протестное движение Комитет врачей утверждал о 127 убитых. PHR утверждала в 60-страничном докладе, что в случае 3 июня речь шла о «спланированных и нацеленных насильственных действиях против продемократических манифестантов».

Назначенная в Судане комиссия по расследованию событий 3 июня 2019 г. к тому времени не выдала каких-либо заключений, и это объяснимо – генералы, отдававшие приказ о расправе, никуда не делись в отличие от О.аль-Башира.

9 марта в Хартуме в квартале Кобер на северо-востоке столицы на въезде на один из мостов через Нил было совершено «террористическое» покушение на премьер-министра Судана Абдаллу Хамдока. Управляемое взрывное устройство было приведено в действие в момент, когда мимо него проезжал автомобиль премьера. По счастливой случайности он не пострадал. По данным государственной радиостанции «Омдурман», после взрыва неизвестные открыли огонь по кортежу премьера из стрелкового оружия.

Как отмечалось в этой связи в коммюнике Совета министров, этот теракт «был нацелен против суданской революции, но мы сделаем все для того, чтобы эта революция продолжалась».

«Я хочу заверить суданский народ в том, что я чувствую себя хорошо, и то, что произошло, не остановит движение Судана по пути изменений», — написал А.Хамдок на своей странице в Твиттере. Уже в тот же день он председательствовал на встрече руководства «Сил за свободу и перемены» (ССП) — эта организация возглавила протестное движение, приведшее к отставке О.аль-Башира. Затем он созвал на экстренную встречу членов правительства. Вечером того же дня в Хартуме прошли несколько манифестаций в поддержку А.Хамдока. Состоялось также заседание Совета безопасности и обороны Судана, участники которого рекомендовали силам безопасности повысить бдительность с тем, чтобы обеспечить безопасность руководства страны. Он же призвал страны – партнеры Судана оказать ему помощь в расследовании теракта.

В свое время именно ССП предложили кандидатуру А.Хамдока – бывшего экономиста, сотрудника ООН, на пост премьера на переходный период, относительно условий которого договорились в августе 2019 г. военные и гражданские в Судане. После его утверждения в должности 21 августа А.Хамдок сосредоточил свои усилия на восстановлении экономики, мирных переговорах с повстанцами запада и юга страны, реформировании политической системы, оставшейся в стране после 30 лет правления военно-исламистской верхушки во главе с О.аль-Баширом. Вместе с ним страной руководит Суверенный совет, состоящий из военных и гражданских персоналий.

США тут же осудили попытку покушения на А.Хамдока, подтвердив, что они «поддерживают переходное правительство Судана, возглавляемое гражданскими, и суданский народ».

11 марта представитель правительства Судана сообщил, что американское ФБР окажет помощь суданским спецслужбам в расследовании попытки покушения на А.Хамдока. Одновременно он проинформировал об арестах подозреваемых в причастности к покушению, среди которых были иностранцы. «Команда от ФБР прибыла сегодня утром и она присоединится к бригаде суданских следователей», — сообщил министр культуры и информации Судана Фейсал Мухаммед Салех. По данным суданской прессы, в составе команды от ФБР было три человека.

12 марта Судан, до того дня избежавший потерь от пандемии коронавируса, объявил о приостановлении воздушного сообщения с рядом стран в качестве превентивной меры распространения заболевания. Среди таких стран значились, в частности, Китай, Иран, Италия, Испания, Япония и Египет. Одновременно было принято решение о прекращении выдачи виз гражданам и подданным этих стран, закрытии наземных пограничных переходов с Египтом. Министерству здравоохранения Судана и медслужбе суданской армии было предложено подготовить карантинные центры для приема возможных заболевших.

Уже 13 мая было объявлено о первом заболевшем коронавирусом и тут же – об его смерти. Кончавшийся ранее прибыл в Судан из ОАЭ. 16 марта Судан ввел санитарное чрезвычайное положение на всей территории страны и закрыл свои границы. Исключение сделано только для поставок гуманитарной помощи.

17 марта был распространен совместный доклад ООН и Африканского союза (АС) по Судану и Дарфуру, в котором предлагалось заменить в конце октября Миссию ООН и АС в Дарфуре (Minuad) на политическую миссию. Это предложение вызвало опасения со стороны некоторых правозащитных организаций в том, что с изменением мандата миссии население Дарфура останется беззащитным. Сейчас эту защиту обеспечивают 7800 «голубых касок».

В целом, несмотря на очевидные результаты новых суданских властей в вопросах демократизации общества, экономические проблемы страны за время после падения режима О.аль-Башира только усугубились, что в любой момент чревато новыми угрозами социальному миру в стране, переживающей непростой переходный период. Так, подсчитано, что житель Хартума тратит до 6 часов, чтобы заправить бензином машину, до 3 часов – чтобы купить хлеб, почти невозможно купить газовые баллоны, перерывы в электроснабжении достигают более шести часов в сутки. По данным министерства энергетики, хотя НПЗ в Хартуме работает на полную мощь, он в состоянии обеспечить потребности страны в бензине на 70%, в дизтопливе – на 45%, бытовом газе – на 65%. И быстрого решения этой проблемы не предвидится. Поэтому кредит доверия новым властям может истечь достаточно быстро.

12 марта Совет Безопасности ООН продлил на один год вплоть до 15 марта 2021 года мандат Миссии ООН в Южном Судане, определив ее численность в 17 тысяч человек, оставив ее таким образом неизменной по сравнению с существующей. Текст резолюции Совбеза был подготовлен США. Ее поддержали все 15 членов Совбеза. Главное требование документа «ко всем сторонам конфликта – немедленное прекращение боевых действий». Другие требования к ним – принятие обязательств по политическому диалогу и неукоснительное соблюдение вооруженными формированиями требования по защите гражданского населения и его имущества.

Совбез ООН подтвердил его намерение прибегнуть к соответствующим мерам, читай – санкциям, «против всех тех, кто подрывает мирный процесс, стабильность и безопасность в Южном Судане».

Также 12 марта президент Южного Судана Сальва Киир объявил имена ключевых министров в правительстве национального единства (ПНЕ), которое должно быть сформировано вместе с его главным противником Риеком Машаром, получившим пост первого вице-президента. В президентском указе были названы имена 34 министров и 10 заместителей министров. Этому указу предшествовали несколько недель переговоров между С.Кииром и Р.Машаром.

Среди назначенных лиц фигурировала, в частности, жена Р.Машара Ангелина Тени, получившая пост … министра обороны.

Таким образом, со времени достижения Южным Суданом независимости в 2011г. С.Киир и Р.Машар в третий раз попытаются вместе управлять этой страной.

Другие важные кадровые назначения, и в частности, на посты губернаторов штатов Южного Судана, ожидались позднее.