- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об ирано-пакистанских экономических отношениях. Часть 2

Одной из ключевых мер по упрощению процедур торговли является улучшение связности и развитие инфраструктуры. Для достижения этой цели одним из основных способов расширения межрегиональной торговли является создание железнодорожных и автомобильных сетей. Так, Пакистан, Иран и Турция договорились о создании железнодорожного и автомобильного коридора Исламабад-Тегеран-Стамбул (ITI). Целью данного проекта является строительство железнодорожной сети протяженностью 6500 км, соединяющей страны Центральной Азии и Европы; в настоящее время он находится в процессе ввода в эксплуатацию. Кроме того, по железной дороге уже проходят грузовые перевозки между Захеданом (Иран) и Кветтой (Пакистан). Тем не менее, еще не принято решение о возрождении грузового маршрута поезда «Гюль», следующего из Стамбула в Исламабад. Другим совместным проектом, направленным на содействие и расширение инфраструктуры, является Рамочное соглашение ОЭС по транзитным перевозкам. Это соглашение, состоящее из восьми протоколов, одобренных на 3-м совещании министров стран-членов ОЭС по транспорту и связи, представляет собой намерение снизить транспортные расходы за счет ускорения транспортных услуг, а также модернизации и гармонизации транзитных перевозок в регионе. Из-за отсутствия банковских каналов после введения санкций США в отношении Ирана основным препятствием в двусторонней торговле между Пакистаном и Ираном является неудобный и непрямой бизнес-маршрут через ОАЭ. Однако соблюдение Ираном ограничения его ядерной программы в 2015 году и последующее снятие с него некоторых санкций в 2016 году открыли новые пути для восстановления торговых связей между Пакистаном и Ираном. Тем не менее, в связи с наличием ряда действующих санкций США пакистанские банки по-прежнему неохотно содействуют иранской стороне. Другими словами, коммерческие банки Пакистана не решаются проводить транзакции, открыв аккредитив, из-за страха карательных мер со стороны Вашингтона. Чтобы решить эту проблему, в апреле 2017 года центральные банки Пакистана и Ирана подписали платежное соглашение, в соответствии с которым некоторые финансовые организации были уполномочены принимать транзакции в иенах или евро для упрощения торговых операций. Кроме того, в 2018 году обе страны договорились о заключении договора валютного свопа для облегчения двусторонней торговли. Еще одной масштабной инициативой, нацеленной на улучшение торговых отношений между Пакистаном и Ираном является Китайско-пакистанский экономический коридор (China–Pakistan Economic Corridor, CPEC). Ожидаемая стоимость проекта оценивается в 51,5 млрд долларов. Концепция CPEC включает в себя инвестиции в инфраструктурные и энергетические проекты наряду со строительством особой экономической зоны. Данная инициатива считается переломным моментом для Пакистана, Китая и остального региона, поскольку CPEC способен обеспечить новый короткий путь для связи стран Южной Азии. К тому же, из-за растущего стратегического положения обеих стран спрос на экономическую интеграцию и региональную связь быстро растет. Более того, благодаря укреплению региональных связей и снижению транспортных расходов, CPEC будет способствовать экономической интеграции всего региона. В рамках этой инициативы текущие морские маршруты от Ближнего Востока и Африки до Восточной Азии будут значительно сокращены наряду с торговыми расходами. Следовательно, ожидается, что воплощение проекта CPEC станет стимулом для роста и стабильности в регионе. Кроме того, он облегчит торговлю Пакистана с Центральной Азией, а связь через CPEC с Ираном позволит стране стать центром торговли между Южной, Центральной Азией и Ближним Востоком. Морские границы Ирана выходят в Каспийское море, Оманский и Персидский заливы, а на суше он граничит с Пакистаном, Ираком, Афганистаном, Азербайджаном, Турцией, Арменией и Туркменистаном. Первоначально Иран противостоял инициативе CPEC, воспринимая его как экономическую угрозу и проект, создающий конкуренцию порту Чабахар. Тем не менее, Тегеран недавно проявил интерес к CPEC с целью расширения торговли за счет улучшения автомобильного и железнодорожного сообщения. Кроме того, CPEC предоставит Ирану более удобный маршрут для экспорта больших объемов нефти и газа. В сентябре 2016 года президент Ирана Хасан Роухани официально выразил желание присоединиться к CPEC на встрече с тогдашним премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом, состоявшейся в рамках 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это желание было вновь поддержано послом Ирана Хонардустом во время выступления на лекции «Оксбридж» в Исламабаде в 2017 году. Он настаивал на том, что, поскольку Иран богат энергетическими ресурсами и технологиями, страна сможет внести значительный вклад в развитие CPEC. Пакистан и Китай поддержали намерение Ирана присоединиться к проекту. Сам проект CPEC включает строительство финансируемого Китаем терминала СПГ в порту Гавадар и трубопроводов протяженностью 700 км для импорта СПГ. Новый маршрут обеспечит кратчайший путь, соединяющий Китай с газовыми месторождениями Ирана. Помимо этого, CPEC позволит решить ряд проблем испытывающего дефицит энергетических ресурсов Пакистана. В целом, благодаря стремительно развивающимся трехсторонним отношениям, Пакистан, Иран и Китай могут стать сильными экономическими союзниками, которые будут способствовать миру, балансу и процветанию в регионе.