- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эксперты INSS о тактике Израиля в условиях возможной победы Джо Байдена на президентских выборах в США

Еврейский демократический совет Америки (JDCA) объявил о решительной поддержке кандидата Джо Байдена на пост президента США. Это объясняется тем, что он разделяет ценности организации и ее видение будущего. В письме-одобрении, направленном Джо Байдену от Совета директоров JDCA, говориться: «Вы боролись с фанатизмом и дискриминацией, с целью положить конец эпидемии насилия с применением оружия, от чего страдает наша страна. Вы руководили развитием нашей национальной безопасности посредством сильной и принципиальной внешней политики. Несмотря на ваши личные проблемы, вы всегда ставили интересы американского народа на первое место. Вы неоднократно демонстрировали непоколебимые лидерские качества в период прогресса и в трудные времена, как в ходе нынешнего беспрецедентного кризиса в общественном здравоохранении»[i] [1].

JDCA – созданная в 2017 году неправительственная организация (зарегистрированная в Вашингтоне, округ Колумбия) определяет себя как «голос евреев приверженцев Демократической партии США и социально-либеральных, прогрессивных и произраильских ценностей». Миссия организации – служить рупором для еврейских демократов. Согласно информации на официальном сайте, JDCA «продвигает кандидатов-единомышленников и выборных должностных лиц и охватывает платформу, основанную на справедливости, честности, еврейской ценности тикун-олам и прочных отношениях США и Израиля». Тикун-олам – на иврите, понятие из каббалы, означающее процесс «исправления мира». Израильский политик Мири Регев, например, называет Израиль «государством тикун-олам», т.е. государством, ни много ни мало совершенствующим мир[ii] [2].

В обращении к Джо Байдену говорится: «Вы разделяете приверженность еврейской общины принципу тикун-олам, исцеления мира, а также борьбе с ростом антисемитизма и поддержке прочных американо-израильских отношений».

В ответ Джо Байден отметил, что для него «большая честь» получить поддержку от организации, которая «является новым важным защитником прогрессивных ценностей, которые объединяют нас здесь в стране, и безопасного, мирного будущего для еврейского и демократического государства Израиль».

Ранее в этом месяце Джо Байден получил поддержку от J Street, еще одного либерального произраильского лобби, и своего бывшего основного оппонента в предвыборной кампании 2020 года – сенатора Берни Сандерса[iii] [3].

По мнению экспертов Института исследований национальной безопасности (INSS), Джо Байден остается единственным кандидатом от Демократической партии на пост президента США. Он, вероятно, будет стремиться сохранить свою центристскую базу избирателей, а также набрать сторонников из молодых активистов Демократической партии США, идя на уступки по вопросам внутренней политики, а не внешней. Байден является давним сторонником Израиля, но если он победит на выборах в ноябре 2020 года, то может возникнуть напряженность в отношениях с правительством Израиля по двум ключевым вопросам: израильско-палестинский конфликт и ядерная угроза Ирана[iv] [4].

По мнению израильских экспертов, кризис, вызванный пандемией коронавируса, изменит как предмет, так и специфику предстоящей президентской избирательной кампании в США. С точки зрения содержания, центральным моментом своей кампании Байден сделает критику реакции администрации Дональда Трампа на пандемию и свои планы помочь нации оправиться от кризиса в здравоохранении и экономике. Кроме того, логика «виртуального» ведения предвыборной кампании в эпоху социального дистанцирования ставит Байдена в явно невыгодное положение, поскольку ему не хватает массового присутствия в Интернете как у Д.Трампа и способности использовать Белый дом в качестве декорации во время появления в новостях.

Ведущие демократы призывают к партийному единству. Цель максимизации предвыборного охвата потребует от Байдена сложного баланса между обращением к своей электоральной базе и неопределившимся избирателям в ключевых штатах в качестве умеренного кандидата, и одновременного учета требований более молодого и более активного крыла Демократической партии. Первым шагом Байдена для решения этой проблемы стало создание совместных целевых групп, состоящих из политических советников Байдена и Сандерса, для достижения компромиссных позиций по таким внутренним вопросам, как здравоохранение, экономика и образование, при этом он сохраняет свою давнюю центристскую внешнюю политику.

Что касается внешней политики, то эксперты INSS не понимают, как может быть реализован «реставрационный» подход Байдена в случае его победы на выборах. Тем не менее, в его кампании были изложены некоторые руководящие принципы: возвращение к международным соглашениям, укрепление давних союзов, ослабление военного присутствия США на Ближнем Востоке и приоритетное внимание продвижению и защите демократии. С точки зрения Израиля, политика Байдена, которая может непосредственно воздействовать на национальную безопасность, касается израильско-палестинского конфликта, и Ирана, прежде всего, в отношении его ядерной программы.

Отмечается, что на протяжении своей долгой карьеры на выборных должностях Байден выражал сильную любовь и благодарность Израилю, как в моральном, так и в стратегическом плане. Он охарактеризовал себя как сиониста и назвал «гигантской ошибкой» позиции других кандидатов от Демократической партии, которые требовали использовать годовой пакет иностранной американской помощи Израилю в размере 3,8 млрд долларов в качестве рычага, обусловить его или перенаправить. Тем не менее, в 2014 году Байден признал наличие расхождений с премьер-министром Б.Нетаньяху, тогда он сказал: «Биби, я не согласен с чертовой вещью, которую вы говорите, но я люблю вас». Несмотря на дружбу, которая началась в 1980-х годах, личные отношения между Байденом и Нетаньяху сегодня уже вряд ли будут иметь такое значение, как это могло быть шесть лет назад. Помимо других причин, в марте 2015 года Б.Нетаньяху выступил в Конгрессе США против ядерной сделки с Ираном, что было расценено в Белом доме как вопиющий акт неуважения.

По оценкам израильских экспертов, значительные политические разногласия по палестинской проблеме между администрацией Байдена и недавно объявленным правительством национального единства Израиля, вероятно, сохранятся. Байден в августе 2019 года заявил, что «мы должны постоянно оказывать давление на израильтян, чтобы перейти к решению на основе создания двух государств». Тогда как коалиционное соглашение между Ликудом и «Кахоль-лаван», легшее в основу нового израильского правительства, позволяет Б.Нетаньяху поднять вопрос об аннексии участков Западного берега р. Иордан с 1 июля 2020 года. Поскольку с точки зрения внешнеполитического истеблишмента Вашингтона такие шаги подрывают или даже препятствуют продвижению к двухгосударственному решению, любые односторонние инициативы Израиля по аннексии территории на Западном берегу р. Иордан под эгидой «сделки века» Д.Трампа (до или во время пребывания Байдена в должности) усилят напряженность в отношениях с будущей администрацией Байдена.

Ожидается, что администрация Байдена изменит, хотя и не полностью отменит, другие шаги, предпринятые Д.Трампом в пользу Израиля на палестинской арене, включая признание Иерусалима неделимой столицей Израиля и перевод американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Представитель предвыборного штаба Байдена отметил, что его администрация постарается вернуться к давней формуле – израильская столица в Западном Иерусалиме и палестинская столица в Восточном Иерусалиме. При этом он объяснил, что «Байден не будет возвращать американское посольство обратно в Тель-Авив… Но он вновь откроет американское консульство в Восточном Иерусалиме, чтобы привлечь палестинцев».

Относительно ядерной проблемы Ирана, эксперты INSS напоминают, что Байден однажды заявил: «Если Иран вернется к выполнению своих ядерных обязательств, я бы вновь вступил в СВПД в качестве отправной точки для работы вместе с нашими союзниками в Европе и другими мировыми державами для расширения ядерных ограничений, предусмотренных соглашением». Израиль, вероятно, не одобрит такой подход, отчасти потому, что структура соглашения не позволяет Белому дому просто перевести часы назад и вернуться к условиям 2017 года до выхода Д.Трампа. Основные ограничения в отношении Ирана начинают действовать в 2021 году вплоть до 2030 года, и некоторые из ядерных исследований и разработок Ирана, предпринятые в нарушение соглашения, необратимы. Внутриполитический контекст также затруднит любому израильскому премьер-министру возможность принять подход Байдена после неоднократных публичных предупреждений Б.Нетаньяху о том, что сделка приведет к тому, что «Иран окажется с ядерным арсеналом в очень короткие сроки», и его подталкивания Д.Трампа к выходу из соглашения. В любом случае, учитывая, что выход Д.Трампа из СВПД в 2018 году обнажил хрупкость исполнительных распоряжений, трудно представить, как Байден не только вернется к соглашению, но и сможет продлить его после 2030 года без одобрения договора в Сенате США, что весьма затруднительно в свете нынешней поляризованной обстановки в Вашингтоне.

Эксперты INSS полагают, что с тех пор, как президент Обама покинул Белый дом в январе 2017 года, в более широкой стратегической перспективе глобальная динамика изменилась, и проведение политики, направленной на отмену шагов, предпринятых администрацией Д.Трампа, может оказаться неэффективным или даже саморазрушительным. Американские союзники и партнеры сегодня больше, чем когда-либо, осознают, что долгосрочная зависимость от Вашингтона, которая требует определенного уровня системности и преемственности между президентскими сроками, что не всегда происходит, способна поставить под угрозу их национальные интересы. Как это ни парадоксально, если бы Байден вступил в должность и немедленно взялся за восстановление мирового лидерства США путем изменения решений Д.Трампа, это только бы подтвердило наличие крайних политических колебаний в США, что проявилось в результате недавней смены хозяев в Белом доме.

Эксперты INSS рекомендуют израильскому руководству подготовиться к тому, что в ноябре 2020 года президентом США может стать Джо Байден. Это необходимо сделать для того, чтобы обеспечить продолжение прочных американо-израильских отношений независимо от результатов президентских выборов в США. Правительству Израиля было бы полезно как можно скорее связаться с Байденом и его советниками, чтобы открыть канал для осторожного обсуждения важных политических вопросов, что помогло бы установить доверительные отношения, основанные на взаимоуважении между двумя лидерами и их командами.

Например, канал может быть использован для обсуждения перспективы параллельного американо-израильского соглашения по иранской ядерной проблеме, который включал бы «красные линии» и координацию обязанностей, с тем, чтобы развеять некоторые опасения Израиля относительно возможного возвращения США в СВПД.

В то же время, если израильское руководство надеется восстановить широкую двухпартийную поддержку американо-израильских отношений в Вашингтоне, то следует проявить большую осторожность, чтобы избежать шагов, которые могут быть восприняты в Вашингтоне как поддержка одной из сторон в выборный сезон, когда политическая поляризация усилилась. Учитывая наличие спорных моментов, такие шаги могли бы свести к минимуму их разрушительный характер для отношений между США и Израилем в случае победы Байдена. Эксперты INSS предлагают также учитывать возможные изменения в содержании предвыборной платформы Байдена и оценивать их возможные последствия для национальных интересов Израиля в случае его избрания.

[i] [5] Joe Biden responds to JDCA’s endorsement // JDCA. 24.04.2020 — https://jewishdems.org/joe-biden-responds-to-jdcas-endorsement/

[ii] [6] О параде в Нью-Йорке в честь 70-летия Государства Израиль // ИБВ. 05.06.2018 — http://www.iimes.ru/?p=44872

[iii] [7] Jewish Democratic Council of America endorses Biden for president // The Times of Israel. 25.04.2020 -https://www.timesofisrael.com/jewish-democratic-council-of-america-endorses-biden-for-president/

[iv] [8] Israel Must Prepare for a Biden Presidency // INSS. 22.04.2020 — https://www.inss.org.il/publication/joe-biden-israel-relationship/