- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии пандемии коронавируса на продовольственную безопасность Алжира

Количество новых случаев заражения за минувшие сутки в Алжире составило 126, общее число инфицированных по всей стране достигло 3 382. Об этом сообщил в воскресенье вечером 26 апреля представитель правительственного Научного комитета по мониторингу за распространением коронавируса Джамель Фурар. «За последние 24 часа от осложнений, вызванных коронавирусом, умерли еще шесть человек, общее число летальных исходов достигло 425», — цитирует чиновника информационное агентство Альжери Пресс Сервис. Тем временем к настоящему моменту от коронавируса вылечились 1 508 пациентов. Лечение под наблюдением врачей проходят 5 863 человека.    Первый случай инфицирования коронавирусом в Алжире был зафиксирован 25 февраля. По данным Минздрава, главный очаг заражения — провинция Блида (север страны).  Как сообщил Фурар, лица от 25 до 60 лет составляют 54% от общего числа зараженных коронавирусом в Алжире. Кроме того, около 65% людей, умерших от осложнений, вызванных коронавирусом — это пациенты старше 65 лет. На этом фоне стало известно, что Алжир предпринял дальнейшие шаги по ослаблению ограничений в отношении режима карантина, позволив нескольким предприятиям вновь открыть свои предприятия «для уменьшения экономических и социальных последствий кризиса в области здравоохранения». Об этом сообщила 25 апреля канцелярия премьер-министра. В нем говорилось, что будут вновь открыты магазины, в том числе для строительных и общественных работ, бытовой техники, тканей, ювелирных изделий, одежды и обуви, косметики и парфюмерии, домашней и офисной мебели, выпечки и парикмахерских, а также для городского транспорта на такси. Кроме того было решено сократить комендантский час для некоторых провинций, но призвало граждан быть «бдительными». Эта мера была принята за несколько часов до начала священного поста месяца рамадан в пятницу. Правительство также признало, что ограничения, связанные с новым коронавирусом, значительно ударили по экономике, которая находится под финансовым давлением из-за резкого падения мировых цен на нефть.
Сразу отметим, что это решение по ослаблению ограничений на фоне в общем-то не вполне удовлетворительной динамики преодоления пандемии стало для властей вынужденной мерой. Разрушительный коктейль из-за высоких цен на пшеницу, плохих урожаев и краха нефтяного рынка вызвал серьезное опасение президента Алжира Абдельмаджида Теббуна относительно начала нового витка общественных беспорядков уже в начале рамадана. Коррупционный скандал, который привел к увольнению директора алжирского Управления по импорту зерновых культур (Algérien Interprofessionnel des Céréales (OAIC)) Мухаммеда Белабди в сентябре прошлого года, и замены его на Абдеррахмана Бушахда, ни в коей мере пока не повлиял на резкое обострение вопросов продовольственной безопасности в Алжире. Как и другие страны Северной Африки, Алжир ожидает в этом году очень посредственный урожай мукомольной пшеницы и вынужден принимать срочные меры по увеличению своих запасов этой зерновой культуры в то время, когда мировых цены на этот товар взлетели до небес. Цена фьючерсов на мукомольную пшеницу MATIF выросла на 12% за три недели и достигла 20 апреля рекордного уровня в 203,75 евро за тонну. После заказа значительно большего количества французской пшеницы в январе и феврале, что на 91% и 270% больше, чем в те же месяцы прошлого года, Алжир снизил такие закупки, заказав на 8% меньше, чем в марте 2019 года. По данным источников на рынке, некоторые судоходные компании отказываются оплачивать заранее погрузку пшеницы во французских портах из-за опасений, что они могут столкнуться с логистическими трудностями из-за пандемии короновируса. Алжир также сейчас не в состоянии обратиться к России, которая начала активно конкурировать с французами в рамках экспорта пшеницы в страну, поскольку Москва установила запрет на экспорт российской пшеницы до июня. И хотя Алжир начал предпринимать попытки купить пшеницу из Аргентины через китайского и эмиратского трейдеров Cofco и Al Ghurair соответственно, большая часть последнего урожая Аргентины уже была продана к этому моменту в другие страны, и ни одна из партий не была отправлен в Алжир в течение нескольких последних недель. Эта ситуация уже побудила OAIC отменить тендер на закупку пшеницы 7 апреля, всего через пять дней после его запуска.
На этом фоне резко возрастают риски дефицита пшеничной муки на алжирском рынке. Карантин, объявленный алжирским правительством в конце марта, привела к массовой закупке продовольствия населением, что усугубило обычное давление на поставки продовольствия в преддверии рамадана, который начался 23 апреля. При этом у алжирского правительства на сегодня просто нет достаточного количества наличных средств, чтобы быстро решить эту проблему. Цены на сырую нефть упали до $ 21,75 за баррель Brent 20 апреля, а дорогостоящий импорт сухого молока и растительного масла не показывает никаких признаков замедления темпов, и что главное, снижения закупочных цен. В этой связи последние решения алжирского правительство по смягчению карантина связано прежде всего с выбором из двух зол: столкнуться с резким ростом заболевших и вероятным коллапсом местной системы здравоохранения; или с массовыми народными протестами в связи с отсутствием работы и дефицитом продовольствия. Тем более, что алжирские власти не забыли, что вспышка насилия в алжирских городах в 2011 году была вызвана резким ростом цен на продовольствие, а восстание в Кабилии в октябре 1988 года также началось с «хлебного бунта». Любое сокращение субсидий на продовольствие в рамках снижения уровня потребления может стимулировать новое общественное восстание, которое вынудило президента Абдельазиза Бутефлику и его клан в свое время покинуть свой пост в апреле 2019 года. Алжирскому правительству потребовался целый год все более жестких репрессивных мер, чтобы взять это движение под контроль, и теперь есть очевидная перспектива того, что беспорядки получат новый мощный импульс.