- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Влияние пандемии коронавируса на аграрный сектор Сирии

На фоне глобальной пандемии коронавируса, международные гуманитарные организации в марте-апреле с.г. активизировали содействие аграрному сектору Сирии, cфокусировав усилия на прямой поддержке фермерских хозяйств. Несмотря на растущие риски распространения COVID-19, особенно с учетом институциональной слабости системы здравоохранения страны, перспективы аграрного сектора в среднесрочной перспективе выглядят достаточно неплохо. Разумеется, введенные в настоящее время Дамаском ограничительные меры в экономическом секторе в большей степени затрагивают сектор услуг и пока не дошли напрямую до аграрного производства.

Тем не менее, угроза продовольственной безопасности Сирии в долгосрочной перспективе по-прежнему высокая. В 2019 году Сирия входила в первую десятку стран в мире по уровню продовольственной необеспеченности и рискам голода. Так, по итогам прошлого года, 35% сирийцев находятся в условиях отсутствия продовольственной обеспеченности.

С началом пандемии наблюдается рост продовольственных цен и замедление внешнеторговой деятельности. В апреле зафиксирован 100-процентный рост цен на отдельные виды пестицидов и 30-40-процентный рост цен на семена в некоторых провинциях Сирии, например в Хаме и Хомсе. Средняя цена на удобрения в Сирии весной выросла в среднем на 40-100%. Средневзвешенная стоимость продовольственной корзины в стране также продолжает дорожать: только в течение апреля она увеличилась на 21%.

Более серьезные проблемы наблюдаются в животноводческом секторе, несмотря на уже подтвержденный авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ и Международным эпизоотическим бюро, факт отсутствия угрозы передачи коронавирсуа от животного к человеку. Но поскольку корм для сирийского животноводства преимущественно  импортируется, то в контексте ограничительных мер на мировых рынках его стоимость и сроки транспортировки значительно возросли. Другая проблема животноводческого сектора на фоне COVID-19 лежит в сфере предложения: в связи с закрытием ресторанов спрос на продукцию продолжает неуклонно падать, а крупные локальные рынки для сбыта животноводческой продукции также попали под запрет. Аналогичные структурные проблемы испытывает и сектор по производству домашней птицы.

Согласно недавнему анализу аграрного сектора по линии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), более 1.2 млн малых и средних фермерских хозяйств сегодня понесли потери в результате воздействия COVID-19, а точнее сопутствующих ограничительных мер. При том, что сам COVID-19 в стране пока не получил массового распространения и вероятная эпидемия еще впереди. В этой связи приходится констатировать, что эффект от COVID-19 развернет вспять позитивную тенденцию, которая только наметилась было в аграрном секторе Сирии в 2019 году.

До наступленния пандемии показатели прошлого года позволяли рассчитывать на сдержанный оптимизм: впервые с начала вооруженного конфликта в 2012 г. сирийским фермерам удалось засеять более 70% выделенных под производство зерновых пашенных земель. Также наметилась тенденция восстановления инфраструктуры и ирригационных систем практически во всех регионах в западной части страны, что позволяло рассчитывать на массовое возвращение репатриантов в сельские районы. Разумеется, в восточных регионах Сирии, особенно подконтрольных курдам, восстановление аграрного сектора происходило медленнее. В частности, в провинции Дейр-эз-Зор на границе с Ираком крайне назрела необходимость в восстановлении ирригационных систем. Другая существенная проблема касается доступа фермеров к семенам и удобрениям, а также наличие сельскохозяйственной техники и инвентаря, который был разворован и разрушен в ходе войны.

Начиная с весны 2020 года, международные организации ООН приступили к пересмотру своих программ и проектов в аграрном секторе Сирии, чтобы максимально содействовать малым и средним фермерам. В частности, речь идет о поддержке в условиях коронавируса наиболее уязвимых хозяйств в обеспечении стартующего в августе нового посевного сезона, а также последующего зимнего сезона. Для этого, нужно гарантировать доступ бедных и уязвимых фермеров к семенам и удобрениям, которые должны быть поставлены в рамках гуманитарных программ, которые местные производители не в состоянии приобрести самостоятельно по причине дефицита и растущих цен.

С другой стороны, необходимо помочь фермерам в реализации излишков продовольствия, которые образуются в результате резкого падения спроса на рынках, особенно в секторе услуг, ввиду массового закрытия ресторанов и баров. Резюмируя, новый фокус работы ООН в условиях коронавируса позволит сохранить основные средства фермеров к существованию и главное – как минимум, поддерживать самообеспеченность фермерских хозяйств продовольствием.

Думается, главная озабоченность на этом этапе в производственной сфере в контексте COVID-19 – растущая угроза дефицита семян и удобрений ввиду замораживания производства и свертывания международной торговли. Это ведет в свою очередь к спекуляциям и росту цен на внутреннем рынке. Одновременно, растут цены на топливо и транспорт, а также другие расходы. Итог – удорожание многих сопутствующих расходов фермерских хозяйств, что подрывает рентабельность фермерских хозяйств в посткоронавирусный период. С учетом высокой зависимости сирийских производителей от импорта семян и удобрений, критически важным остается роль гуманитарной помощи в распределении этих важнейших ресурсов для развития аграрного сектора, особенно среди уязвимых и бедных категорий фермеров. Пока, на данном этапе, угрозы приостановки гуманитарных интервенций из-за COVID-19, поэтому этот вектор остается приоритетным. Важно также сочетать меры натуральной поддержки фермеров с прямой финансовой помощью в форме денежных переводов для самых уязвимых.

Главная проблема в сфере потребления – закрытие локальных рынков и поиск новых путей реализации фермерской продукции. Здесь ключевым является роль правительства в содействии фермерам в поиске новых каналов для реализации излишков продовольствия в условиях локдауна. Здесь необходимо стимулировать спрос на внутреннем рынке и инвестировать в системы онлайн доставки продовольствия, чтобы поддерживать работу пищевой промышленности и стимулировать прямые закупки продовольствия у фермеров.

В целом, сирийскому правительству неизбежно придется пересмотреть свою аграрную стратегию в посткоронаирусный период, чтобы обеспечить устойчивое развитие и сохранить намеченную в 2019 году позитивную тенденцию роста аграрного производства. Это касается всего комплекса вопросов – от производства и мониторинга продовольственных цен до сбыта продукции и доступа к рынкам.