- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о критике в адрес лидера «Кахоль-лаван» Бени Ганца по итогам коалиционных соглашений

Коалиционные соглашения между главой партии «Кахоль-лаван» Бени Ганцем и лидером партии Ликуд, премьер-министром Биньямином Нетаньяху вызвали шквал критики именно в адрес Ганца. Многие политические эксперты задаются вопросом почему глава «Кахаль-лаван» отказался от союза с Нетаньяху в сентябре 2019 года на гораздо более выгодных для себя условиях, но принял их теперь? Ведь полгода назад стартовая  позиция Ганца была значительно лучше.

Казалось бы, Ганц выиграл, когда смог договориться с Нетаньяху о паритетном распределении министерских портфелей между блоками. Таким образом правый блок, ведомый Нетаньяху (включающий Ликуд, ШАС, «Еврейство Торы», «Ямина») получает 18 портфелей на 58 депутатов. И столько же получает блок Ганца, включающий всего 19 депутатов. При этом «Кахоль-лаван» получает такие значимые министерства как минобороны, юстиции, и на половину каденции министерство иностранных дел.

Однако, по мнению политического эксперта издания Ynet  Моран Азулай,  Ганца можно считать проигравшей стороной в первую очередь потому что сейчас ему приходится принимать на себя основной поток критики и гнева, невольно отведя волну недовольства от Нетаньяху. «Изначально блок «Кахоль-лаван», который представлял из себя альтернативу власти Нетаньяху, уже не тот. Блок расколот и разобщен, а бывшие коллеги резко критикуют, обвиняют и оскорбляют друг друга», — пишет эксперт. В тот момент, как Нетаньяху, против которого выдвинуты обвинительные заключения и суд над которым должен начаться в ближайшее время, который трижды не смог сформировать правительство отодвинут на задний план.

Автор подчеркивает, что Ганцу не удалось провести ни одного параграфа из политической программы «Кахоль-лаван». В то время, как Нетаньяху внес в  соглашение параграф, позволяющий ему войти в историю в качестве того, кто добивается реализации мечты правых о распространении суверенитета в Иудее и Самарии. «Люди, осведомленные о ходе переговоров, говорят, что цель соглашения заключалась в том, чтобы гарантировать Ганцу пост премьер-министра в рамках ротации. Если же это сорвется, а шансы на это велики, от «Кахаль-лаван» мало что останется, если вообще»,- пишет Азулай.

По мнению эксперта — ближайшие две недели станут критическими с точки зрения соблюдения соглашения. Ганц пошел на него из опасения четвертых выборов, а также вероятности того, что Нетаньяху соберет коалицию из 61 депутата и без него. Трагедия, по мнению автора, заключается в том, что оба этих сценария возможны в любой момент – даже после приведения правительства к присяге.

Политический обозреватель газеты «Едиот ахронот» Сима Кадмон считает, что победные заявления Ганца о том, что он переиграл Нетаньяху не должны никого вводить в заблуждение. По ее мнению единственный победитель в этой  схватке — Нетаньяху. «Человек, который трижды пытался сформировать правительства и едва не угодивший под пресс законодательной инициативы, отделяющей его от власти, получил спасительный шанс именно от Ганца — своего главного соперника и наиболее вероятного претендента на пост премьера».

Даже договор  о паритетном распределении министерских портфелей между блоками, когда правый блок, ведомый Нетаньяху получает 18 портфелей на 58 депутатов, как и блок Ганца, включающий всего 19 депутатов, не является по мнению автора большим достижением. Нетаньяху смог и тут извлечь для себя выгоду, получив возможность тасовать своих сторонников по своему усмотрению.

Помимо этого, по условиям соглашения, Нетаньяху сохранит право вето при назначении верхушки правоохранительной системы — юридического советника правительства, генерального инспектора полиции, государственного прокурора. Он может вводить своих людей в комиссию по назначению судей.

Кадмон отмечает, что даже в том случае, если Нетаньяху вынужден будет уступить свой пост Ганцу по ротации, он сохранит достаточно властных полномочий, чтобы манипулировать правительством.  Ганц не сможет без его одобрения сдвинуть ни одного министра от Ликуда, а те продолжат подчиняться своему лидеру. И только ему.

Политический обозреватель издания «Гаарец» Нехемия Штрасслер, согласен с тем, что Ганц не выполнил обещаний, данных им своим избирателям. «Обещал, что не войдет в правительство Нетаньяху, но в конце концов – вошел», — это неоспоримый факт считает он.

Однако автор оправдывает данный шаг Ганца тем, что ситуация в политике Израиля и в мире в целом изменилась критическим образом. «Кто мог себе представить миллион безработных и разрушенное народное хозяйство? Кто предвидел гигантский и опаснейший дефицит госбюджета? Поэтому оба варианта, стоявшие перед Ганцем, были одинаково гибельны: правительство Нетаньяху из 61 мандата или четвертые выборы, которые могли привести к гражданской войне», — поясняет Штрасслер.

Тот факт, что Ганц добился паритетного правительства с правом вето, когда его блок насчитывает всего 19 мандатов против 58 у Нетаниягу автор считает большим достижением. «Сам по себе факт присоединения Ганца к правительству серьезно подорвал силу одержимых из числа поселенцев и ультраортодоксов и увеличил влияние здравомыслящих людей. Следующее правительство будет лучше нынешнего», — считает эксперт.

Автор уверен, что присоединение Ганца к правительству также положит конец политическому безумию, которое сеяло ненависть в израильском обществе. Например, атаки на Высший суд справедливости (БАГАЦ) прекратились. Также эксперт полагает, что антидемократическое законодательство приказало долго жить именно благодаря согласию Ганца войти в правительство вместе с Нетаньяху.

Автор осторожно предполагает, что шаг, который сделал Ганц, и есть шаг к спасению израильской демократии.