- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Партия «Хизбалла» в Кувейте

Генеральный прокурор Кувейта потребовал снятия депутатской неприкосновенности с двух депутатов, которых обвиняют в принадлежности к кувейтскому отделению партии «Хизбалла». Депутаты кувейтского парламента Аднан Абд Ас-Самд и Ахмед Лараи приняли участие в собрании, которое проходило по поводу гибели Имада Мугнии – руководителя военного крыла ливанской «Хизбаллы», машина которого была взорвана на территории Сирии больше месяца тому назад. Генеральная прокуратура начала расследование этого дела, так как оно переросло в обвинение в создании политической партии, которые, согласно кувейтскому законодательству, запрещены. В то же время генеральный прокурор принял решение освободить из-под стражи пять ранее задержанных по этому же делу.

Исполняющий обязанности спикера парламента Мухаммед Аль-Басири подтвердил, что руководство парламента получило письмо из Министерства юстиции, в котором содержалось требование со стороны генерального прокурора о снятии депутатской неприкосновенности с Ахмеда Лараи и Аднана Абд Ас-Самда. Это требование должно быть рассмотрено в срочном порядке. По сообщениям кувейтского агентства новостей, Аль-Басири прояснил в своем заявлении, что процедура снятия депутатской неприкосновенности требует выполнения целого ряда формальностей. Полученное требование должно быть направлено в комитет по юридическим и законодательным вопросам для его рассмотрения и определения компетентного мнения. Затем отчет комитета будет передан в парламент, который должен принять соответствующее решение путем голосования. Аль-Басири подчеркнул, что «требование о снятии депутатской неприкосновенности вряд ли будет рассмотрено на ближайшей сессии парламента». В соответствии с положениями конституции, вопрос о снятии депутатской неприкосновенности должен быть решен в течение месяца после получения соответствующего запроса.

По всей вероятности, решение проблемы в парламенте будет совсем не простым. В парламенте есть небольшая фракция, представляющая шиитскую общину Кувейта. Хотя деятельность политических партий запрещена, однако общественно-политические организации фактически исполняют роль партий. Одной из них является Национальный исламский блок, выражающий интересы шиитской части населения страны. Оппозиционные политические группировки выступают с требованиями легализовать деятельность политических партий, для того чтобы изменить ситуацию в стране, когда выборы в парламент проходят часто на основе личных связей между кандидатами, а также на основе религиозных, племенных или семейных предпочтений избирателей. Подобные настроения могут осложнить вопрос со снятием депутатской неприкосновенности с депутатов парламента, обвиняемых в создании политической партии.

Численность шиитов в стране примерно равна 30% общей численности населения. В последние годы удалось добиться того, что шииты стали ощущать себя частью кувейтского общества. Шиитская община не только представлена в кувейтском парламенте, но и занимает важное положение в политическом истеблишменте и в экономике страны, особенно среди крупных и средних предпринимателей. Шиитская фракция в парламенте занимала умеренные позиции по вопросам, касающимся путей развития страны.

Однако положение шиитской общины оказалось не столь стабильным. Участие в траурных церемониях по поводу смерти одного из руководителей ливанской партии «Хизбалла» стало причиной ареста шести руководителей шиитского движения «Исламский национальный блок». Среди задержанных оказался и генеральный секретарь этого движения шейх Хусейн Аль-Маатук, являющийся в то же время религиозным главой шиитской общины. Возможно, что обостренная реакция кувейтских властей на участие ряда шиитских деятелей в поминальных мероприятиях была вызвана тем, что руководитель военного крыла «Хизбаллы» Имад Мугния в 1988 г. обвинялся в захвате кувейтского самолета и убийстве двух кувейтских членов экипажа.

Активисты движения с помощью мобильных телефонов стали призывать своих сторонников собраться у здания Министерства внутренних дел в знак протеста против ареста видных деятелей шиитского движения. Собравшиеся перед зданием управления по делам национальной безопасности около сотни протестующих, которые несли плакаты с требованиями освободить шестерых арестованных, среди которых были два бывших депутата парламента Абдель Мухсин Джамаль и Насыр Сархава, а также член нынешнего муниципального совета Фадыль Сафр, были разогнаны полицией. Пятеро задержанных проявили благоразумие и в присутствии адвоката были освобождены из-под стражи. По заявлению адвоката Абдель Керима бен Хайдара, которое он передал агентству Франс Пресс, они были выпущены под залог в 5 тысяч динар (18400 долларов). Он также заявил, что «аресты были проведены не из-за того, что шиитские активисты участвовали в поминальных мероприятиях, а из-за их обвинений в создании тайной организации, подтверждения существования которой ни у кого нет, но предполагают, что она является отделением ливанской партии Хизбалла».

Шейх Маатук отказался сотрудничать со следствием и был арестован. Министерство внутренних дел отвергло все обвинения протестующих в том, что «оно творит произвол». Министр внутренних дел шейх Джабер Аль-Халед заявил, что «министерство просто выполняло распоряжения генеральной прокуратуры и дело будет разрешено на основании закона». Генеральная прокуратура, по сообщению компетентных источников, обвинила митинговавших в том, что они нарушили основной закон страны, что «они распространяли лживые слухи о внутреннем положении в стране, что могло ослабить престиж страны за рубежом». Для разгона демонстрантов Министерство внутренних дел прибегло к помощи специальных подразделений, которые были размещены в районах, где собрались протестующие. Они должны были вмешаться, если бы были предприняты попытки захвата правительственных зданий или другие неправоправные действия. Однако этого не произошло.

В эти дни, когда происходили все эти события, затронувшие руководителей одного из шиитских движений, в стране начали распространяться слухи о готовящихся взрывах вблизи правительственных учреждений, в аэропорте Кувейта и в одной из больниц страны. Эти сведения не подтвердились, однако больные, находившиеся в указанной больнице, были эвакуированы.

В Бейруте информация об арестах была встречена с удивлением. Объединение мусульманских шиитских улемов в Ливане выступило с заявлением по поводу ареста или задержания всех, кто принял участие в траурной церемонии по поводу смерти Имада Мугнии. В нем подчеркивалось: «Мы не можем себе представить, что дело дошло до того, что был арестован такой умеренный национальный мусульманский деятель, выдающий сын кувейтского народа шейх Аль-Маатук». В заявлении также были выражены опасения в том, что «этот арест был осуществлен для того, чтобы выполнить чье-то пожелание из-за рубежа». Заместитель председателя Высшего шиитского исламского совета в Бейруте шейх Абдель Амир Каблан осудил арест шейха Аль-Маатука и его товарищей и призвал эмира Кувейта шейха Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха помиловать арестованных.

Арест ряда шиитских политических и религиозных деятелей привел к обострению внутриполитической обстановки в Кувейте. Представители кувейтского политического истеблишмента выступили с призывом не раздувать это дело и не придавать ему большого значения, чтобы не спровоцировать межконфессиональную рознь, особенно в настоящий момент. Для Кувейта, находящегося по соседству с Ираком, обострение отношений между большинством населения, представленного суннитами, и шиитским меньшинством может привести к непредсказуемым последствиям. Кроме того, Кувейт как арабская страна не может быть в стороне от тех серьезных политических событий, которые происходят в Ливане, где члены шиитской партии «Хизбалла» препятствуют стабилизации внутриполитической ситуации.

В связи с происшедшими в стране событиями Совет министров Кувейта выступил с очень осторожным заявлением. В нем подчеркивалось, что «руководство страны следит за мерами, которые были предприняты в связи развитием событий, связанных с проведением траурной церемонии по поводу гибели Имада Мугнии – руководителя военного крыла партии «Хизбалла», а также шагами, направленными на предотвращение осложнения положения и ликвидацию негативных последствий». В то же время в заявлении подчеркивалось, что все должно решаться в соответствии с законом. «Верховенство закона и его неукоснительное применение в отношении всех – это требование, которое должно быть выполнено ради сохранения национального единства», — отмечалось в заявлении. Совет министров призвал граждан страны и национальные средства массовой информации «сплотиться ради сохранения национального единства и обеспечения безопасности Кувейта и его стабильности».

По всей вероятности, кувейтские правящие круги попытаются урегулировать возникшую ситуацию в кратчайшие сроки.