- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции соседних с Ливией стран на заявление Х.Хафтара о разрыве Схиратских соглашений

В обращении, которое 27 апреля распространил офис ЛНА, Х.Хафтар заявил, что граждане Ливии откликнулись на его призыв разорвать достигнутое в 2015 году в Схирате соглашение о формировании Правительства национального согласия (ПНС). Тем самым, власть, по его мнению, переходит в военным, то есть, лично к нему. Эта претензия на пост диктатора Ливии была весьма прохладно встречена в международном сообществе и в значительной мере нивелировала весь тот положительный медийный потенциал, который так активно формировался вокруг образа этого персонажа, в том числе и в российских СМИ. Мы уже высказывали точку зрения, связанную с существованием значительных проблем в российской внешней политике в Ливии, отданной на откуп сомнительным бенефициарам и страдающей от попыток ее использования в качестве составляющей разменных схем противоречивого свойства, и пример с демаршами того же Х.Хафтара во время провалившейся попытки примирить его с Ф.Сарраджем в Москве, и с нынешним его заявлением, свидетельствует об одном: в последнюю очередь Хафтар прислушивается к мнению Москвы, что же касается нашей оценки отношений нынешнего внешнеполитического руководства РФ с ним, то последний добился необходимых ему преференций, в виде поставок того же оружия и военной техники, инструкторов, причем неизвестно, на возмездной ли основе, после чего сделал то, что ему посоветовали совсем другие покровители. Впрочем, мы не исключаем того, что МИД РФ был на самом деле в курсе этого сценария и его «сожаление» есть ни что иное, как формальность.  Мы сомневаемся, что выбранная Х.Хафтаром линия приведет его к успеху: до сих пор ему не помогли ни иностранные военные советники, ни щедрая военная помощь со стороны тех же ОАЭ, направивших в Ливию, в частности, ЗРПК «Панцирь». Противная сторона, в данном случае Турция, эффективно использовала свои собственные возможности и нет никаких оснований считать, что Анкара не будет так поступать и в дальнейшем.

Наибольшее влияние происходящие в Ливии события оказывают на соседние с ней страны. Какую реакцию вызывало у них заявление новоявленного ливийского диктатора?

Вечером 30 апреля, в ответ на заявление командующего ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара о том, что он принял мандат народа на управление страной Алжир вновь призвал к «всеобъемлющему и прочному политическому урегулированию в Ливии».

Сайт «Алжирское радио» опубликовал вечером в четверг заявление МИД АНДР из которого следует, что Алжир с большим интересом следит за недавним развитием ситуации в Ливии на фоне эскалации, зафиксированной на позициях между конфликтующими политическими партиями.

В заявлении МИД АНДР была подчеркнута принципиальная позиция Алжира в отношении ливийского кризиса, основанная на уважении свободной воли ливийского народа, а также основанная на соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН.

Алжирское радио процитировало заявление МИД, в котором говорилось: «Алжир с большой обеспокоенностью следит за недавним развитием ситуации в братской Ливии на фоне обострения позиций между конфликтующими политическими партиями и подтверждает свою принципиальную позицию в отношении ливийского кризиса, основанную на уважении свободной воли ливийского народа и на соответствующих резолюциях Совета Безопасности не потерявших свою актуальность… Алжир вновь призывает к всеобъемлющему и прочному политическому урегулированию на основе инклюзивного диалога между сторонами, вне зависимости от внешнего вмешательства, независимо от его формы и источника, и призывает ливийские стороны проявить мудрость и преодолеть язык диалога, чтобы положить конец продолжающимся боевым действиям в этой соседней и братской стране».

В заявлении МИД АНДР подчеркивается неизменное сохранение его солидарности с ливийским народом «на этом сложном этапе его истории и поддержка его чаяний и стремлений к безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству со всеми его соседями».

Ливийское досье подробно обсуждалось на встрече президента Туниса, Кайса Саида с премьер-министром и основными министрами состоявшейся, в четверг, 30 апреля в Карфагенском дворце.

В заявлении, сделанном пресс-службой президента Туниса, говорится, что он посвятил эту встречу рассмотрению ситуации в Ливии. На встрече присутствовали премьер-министр Элиас аль-Фахфах, министр юстиции Турая аль-Джураиби, министр обороны, Имад аль-Хиски, министр внутренних дел Хишам аль-Мисиши и министр иностранных дел Туниса Нкреддин аль-Рэй.

Участники совещания подчеркнули после обсуждения последних событий, происходящих в Ливии, что «Тунис отвергает любое разделение братской Ливии, независимо от того, какую форму может принять это разделение».

Они также подтвердили «приверженность Туниса международной легитимности, подчеркнув в то же время, что решением в Ливии должны заниматься ливийцы, без какого-либо иностранного вмешательства, потому что проблема их страны — это проблема ливийского народа, а не международная проблема».

Совещание отметило, что «Тунис является страной, наиболее пострадавшей от обострения ситуации в Ливии, и международное сообщество должно принять во внимание тот ущерб, который был и остается проецированным на Тунис».

В конце этой встречи согласно тексту заявления пресс-службы, была сформирована рабочая группа на уровне руководства республики, которая объединила все вовлеченные стороны и, помимо координации работы, «будет смотреть в будущее и предвосхищать любые непредвиденные обстоятельства».

Председатель законодательного органа ЛАГ, арабского парламента, Мешааль бен Фахим аль-Салами призвал Турцию «соблюдать резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся эмбарго на поставки оружия в Ливию, и прекратить посылать туда иностранных боевиков, призывая Организацию Объединенных Наций «принять незамедлительные и срочные меры для прекращения этих интервенций и предотвращения содействия притоку иностранных боевиков в страну, и создать четкий механизм контроля и санкций против сторон, финансирующих конфликт в Ливии с помощью оружия».

В заявлении, опубликованном в среду, 29 апреля, аль-Салами приветствовал объявление Главного командования ЛНА о прекращении всех военных операций в Ливии в ответ на призывы международного сообщества и стран-соседей и друзей, призывающие к немедленному прекращению боевых действий.

Аль-Салами призвал «все ливийские стороны соблюдать соглашение о прекращении огня и достичь гуманитарного перемирия в благословенный месяц рамадан, с тем чтобы остановить кровь ливийского народа, достичь постоянного прекращения огня, чтобы подготовить атмосферу для поддержки пути всеобъемлющего политического урегулирования кризиса как единственного способа, позволяющего Ливии завершить переходный период и достичь безопасности»

В конце заявления глава арабского парламента подчеркнул необходимость «прекратить иностранное вмешательство в ливийские дела и разжигать конфликт между воюющими сторонами».

Главное командование ЛНА, помимо провозглашения своей власти, объявило о прекращении всех военных операций со своей стороны «реагируя на международные призывы и по случаю месяца рамадан».

В ответ на это Президентский совет ПНС подчеркнул в своем заявлении, что любая операция по прекращению огня, мониторинг нарушений и достижение подлинного перемирия «требуют международного спонсорства, гарантий и механизмов, которые допускаются посредством активизации работы комитета «5 + 5», контролируемого миссией ООН в Ливии».

В течение мусульманского поста перемирие, скорее всего, будет соблюдаться, хотя в ливийских реалиях, боевые действия велись и в рамадан, в том же 2011 году. Вероятнее всего, стороны используют передышку для накопления сил и средств, подвоза боеприпасов и подготовки людских резервов. Насколько в складывающихся экономических условиях окажется достаточной и эффективной для эскалации конфликта внешняя «помощь» со стороны ОАЭ и Турции с Катаром станет ясно уже в начале лета. Многое будет зависеть от реакции мировых рынков энергоносителей на сокращение производства и продаж нефти, но основную роль играть будут политические амбиции главных антагонистов: Абу-Даби и Анкары с Дохой. Что касается реакции соседей, она очевидна: западные соседи Ливии, Алжир и Тунис никак не заинтересованы в эскалации конфликта и в нынешних условиях, скорее, будут сотрудничать со структурами ПНС в части тех же формальных вещей, как охрана границ. Египет, чьи власти, даже без официальных заявлений, поддерживают ЛНА, продолжат эту линию, но, ровно до того момента, пока Х.Хафтар, либо кто-нибудь другой, не окрепнет до такой степени, что Ливия начнет представлять из себя хотя бы половину от прежней Джамахирии, с которой у Египта были весьма сложные отношения по целому ряду проблем.