- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве между Алжиром и КНР в области военно-морской техники

По данным китайских источников, в марте 2020 г.  на судостроительном предприятии Худун-Чжунхуа (г.Шанхай) была закончена модернизация корабля обеспечения боевой подготовки (КОБП) ВМС Алжира SOUMMAM (бортовой номер 937). Работы были начаты в мае 2017 г., т.е. для полноценного ремонта и модернизации корабля китайским кораблестроителям потребовалось чуть более полутора лет.  Известно, что данный корабль  является модернизированной версией учебного корабля ВМС НОАК «Чжэнхэ» — выполнен по проекту «679 улучшенный» (шифр ОКР Т50А).

Основное отличие алжирского корабля состоит в конструкции палубной надстройки, в которой оборудован просторный зал для работы курсантов над картами при проведении командно-штабных игр на картах. Кроме того на корабле оборудовано несколько отдельных классов, кабинеты преподавателей, библиотека.

Известно, что данный КОБП позволяет проводить морскую практику для 200 курсантов одновременно. Первоначально данный корабль был оснащен пусковой установкой для противолодочных управляемых ракет, однако в рамках проведенной модернизации она была снята.

Контракт на строительство  КОБП 937 SOUMMAM был заключен между ВМС Алжира и Китайской кораблестроительной промышленно-торговой компаний еще в 2002 г. Строительство и испытания заняли практически три года – в период с 2003 по 2006 г.

Необходимо отметить, что  КОБП 937 SOUMMAM является первым кораблем китайской постройки, который создан по контракту с обязательным обслуживанием и ремонтом на весь срок службы. Практика поставок надводных кораблей и подводных лодок для иностранных ВМС показывает, что китайские кораблестроительные и судоремонтные предприятия очень редко получают подряды на их дальнейшее обслуживание, ремонт и модернизацию.

Известно, что в рамках контрольных испытаний приемо-сдаточная команда корабля совершала походы в Тихий и Индийский океаны для проверки мореходности в штормовых условиях – волнение 11-12 баллов. Высокие мореходные качества необходимы таким кораблям, поскольку именно благодаря морской практике курсанты могут принять решение о прохождении дальнейшей службы в дивизионах кораблей или в береговых войсках.

Китайские конструкторы уделили особое внимание системе вентиляции с учетом средиземноморского региона, а также оснастили корабль высокоэффективными системами опреснения морской воды и утилизации отходов.

Следует отметить, что КОБП позволяют «демонстрировать военно-морской флаг страны» в рамках дружественных визитов в иностранные государства и учений с ВМС стран Средиземноморского региона.

Приобретение такого корабля для ВМС Алжира было вполне дальновидным ходом, поскольку в последующем военно-политическое руководство этого североафриканского государства санкционировало покупку надводных кораблей, как китайского, так и немецкого производства, для управления которым необходимы молодые, подготовленные военные моряки, способные грамотно применять комплекс вооружения в разных ситуациях.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики КОБП 937 «SOUMMAM» ВМС Алжира:

– длина: 132 м,

– ширина 16,4 м,

– осадка 5,4 м;

– полное водоизмещение 5558 тонн.

По линейным параметрам рассматриваемый корабль является одним из самых больших в составе ВМС Алжира и уступает только универсальному десантному кораблю европейской постройки, водоизмещение которого составляет около 9000 тонн.

Дизельные двигатели обеспечивают данному кораблю максимальную скорость 22 узла, а экономическую на уровне 17 узлов. Максимальная дальность плавания по топливу составляет 10000 миль при экономической скорости.

В отношении вооружения данного КОБП 937 SOUMMAM известно, что оно представлено автоматической артиллерийской установкой H/PJ-26 калибра 76 мм, которая является копией советской АК-176. Также, корабль оснащен двумя спаренными зенитными пушками «Тип 76А» калибра 37 мм, которые установлены на второй палубе надстройки.

Кроме того, в кормовой части палубной надстройки размещены две новейшие шестиствольные зенитные пушки «тип 730В», для которых китайские оружейники разработали новые боеприпасы. Указанное вооружение позволяет, как отработать навыки курсантов, так и бороться с надводными целями – лодками и катерами пиратов или контрабандистов.

Наблюдение за воздушной и надводной обстановкой обеспечивает РЛС тип 363, а управление огнем обеспечивают компактные станции типа 347G. Кроме того, корабль оснащен оптико-электронными системами.

В кормовой части корабля оборудована летная палуба, обеспечивающая деятельность вертолета Ка-32. В совокупности с рубкой управления воздушным движением у курсантов данного корабля есть возможность отработать координацию с морской авиацией.

В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские кораблестроители, а также производители вооружения и оборудования надводных кораблей неоднократно оказывали помощь алжирским судостроителям при выполнении государственных оборонных заказов. Так, при содействии ОПК КНР было построено четыре ракетных катера проекта Djebel Chenoua (в 1985, 1990, 2000 и 2017 гг.). Большой временной интервал в постройке РК объясняется тем, что алжирские и китайские специалисты вносили изменения в каждый последующий катер серии.

Самые большие новшества были внесены в последний катер, корпус которого был удлинен на 9 метров, а кроме того была изменена палубная надстройка с целью снизить радиолокационную заметность. Основное вооружение данных РК представлено противокорабельными ракетами С-802, а в дополнение к ним в носовой части размещают артиллерийские установки H/PJ-26.

Также при поддержке китайских партнеров алжирские судостроители смогли создать РК проекта Rais Haasen Barbiar, которые при длине 62 м, ширине 9 м. имеют полное водоизмещение 595 тонн, а максимальная скорость составляет 28 узлов.

Кроме ПКР С-802 и артиллерийской установки H/PJ-26 данные катера оснащают шестиствольными автоматическими зенитными пушками «тип 730В» и противодиверсионными гранатометами CS/AR-1 калибра 55 м, которые предназначены для борьбы с боевыми пловцами на рейдах военно-морских баз. Для строительства РК данного проекта китайские подрядчики частично поставили свое оборудование, а часть закупили в Болгарии. Кроме того, на территории Алжира размещена сборочная линия ПКР С-802.

С учетом вышесказанного, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов, что Алжир является одним из ведущих партнеров КНР в военно-технической области. Китайские оружейники намерены расширять долю своего ВВТ в ВС Алжира.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что ВМС Алжира являются одним из стратегических партнеров ССЗ «Худун-Чжунхуа». Именно это судостроительное предприятие ОПК КНР выполнило контракт на строительство серии фрегатов проекта С28А, которые составляют 50% от состава надводных сил ВМС Алжира.

Следует отметить, что эти фрегаты являются конкурентами российских кораблей проекта 20380, которые официальный Алжир рассчитывал приобрести, однако отказался в пользу более дешевого предложения, поступившего от китайских кораблестроителей, которые выполнили свои обязательства в срок.