- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Фактор наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в информационной, международной и экономической политике Саудовской Аравии

Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман стремится возродить медийный имидж Саудовской Аравии, запустив в ближайшее время новый телевизионный новостной канал под названием Asharq в сотрудничестве с американской сетью Bloomberg, а также переформатировав с точки зрения редакционной политики телеканал Al Arabiya . Телеканал Asharq TV управляется Саудовской исследовательской и маркетинговой группой, которая также издает газету Asharq Al-Awsat и журнал Sayidaty, а также поддерживается братом Мухаммеда бен Сальмана Ахмадом. Первоначально канал был назван Bloomberg, затем Bloomberg Al-Arab, а затем Bloomberg Asharq, прежде чем было окончательно решено отказаться от международного названия и назвать канал Asharq. Однако проверка названий на вновь созданном телеканале говорит не о серьезном изменении в предстоящей стратегии саудовских СМИ, а скорее о повторении эксперимента Al Arabiya и попытке воспроизвести опыт Sky News Arabia, спрятав чисто пропагандистские СМИ за международным новостным брендом. Канал управляется палестинским медийным  профессионалом  Набилем аль-Хатибом, который ранее работал в Al Arabiya; специалистом по медийным новостям сирийцем Зейна Йазжи, выходцем из Sky News Arabia, и палестинцем Хадилем Альяном, который ранее работал в «Аль-Хадат». Как полагают эксперты, создание нового канала должно дать Эр-Рияду новое дыхание в рамках его пропагандисто-информационной войны с Катаром. В этой связи появление нового телеканала с абсолютно новой редакционной политикой и наполнением следует рассматривать как признание саудовскими властями (прежде всего в лице наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (МБС)) если не провала своей информационной конкуренции с катарским телеканалом «Аль-Джазира», то, по крайней мере, свое серьезное отставание. В этой связи КСА не только запускает новый канал, но и вносит (или вернее, пока пытается это сделать) кардинальные и принципиальные изменения в редакционной политике еще двух основных своих информационных рупоров в лице Al Arabiya и канала «Аль-Хадат», что местные журналисты описывают как «второй старт». Al Arabiya был запущена в 2003 году, накануне вторжения США в Ирак. Он считается одним из самых известных саудовских новостных каналов и придерживается линии, которая полностью согласуются с видением той или иной проблемы лично МБС. Особенно серьезный репутационный удар канал получил в связи с абсолютно предвзятым освещением тем ареста бывшего ливанского премьера-министра С.Харири и убийства в Турции  оппозиционного саудовского журналиста Дж.Хашогги. В последнем случае канал допустил просто очевидный провал, пытаясь запустить гипотезу о том, что за убийством стоит Катар. Это было настолько глупо, что канал стал объектом открытых насмешек практически во всех СМИ по всему Ближнему Востоку. К тому же развернулась конкурентная борьба между Al Arabiya и еще одним саудовским каналом Sky News Arabia в рамках переманивания специалистов, что собственно нанесло серьезный вред прямой деятельности этих каналов. Помимо этих двух тем канал практически привалился в рамках формирования «нужной» Эр-Рияду повестки дня в западном международном сообществе по йеменскому досье. В этой связи принято решение, что вся тематика гуманитарной катастрофы в Йемене; фактов участия саудовских венных в убийствах мирных жителей, и о разногласиях в королевской семье по вопросу дальнейшей тактики в Йемене будет освещаться в основном новым каналом. В данном случае участие американского канала Bloomberg в формировании редакционной политики не случайно: саудовский канал должен работать на Запад не только по вопросам репутационной реабилитации МБС, но и в рамках привлечения новых инвестиций в экономические проекты КСА, с чем на сегодня откровенно плохо. В этой связи экономическая составляющая работы нового канала приобретает основной смысл. Особенно в связи с реабилитацией в глазах международных инвесторов темы реализации амбициозной программы социально-экономических преобразований «Видение 20302, которая, как и йеменское досье, является личными проектами МБС. Но перед информационными каналами КСА на сегодня фактически стоит неразрешимая задача, если исходить из личности самого МБС. Последние по времени данные о реализации этой программы свидетельствуют о том, что «Видение 2030», скорее всего, постигнет та же участь, что и ее предшественницу в лице «Экономического города короля Абдаллы» (КАЭК). Эта программа была запущена более десяти лет назад в рамках обещания построить шесть городов стоимостью 30 млрд долларов в попытке диверсифицировать нефтезависимую экономику, привлечь иностранные инвестиции, создать 1,3 млн рабочих мест и добавить 150 млрд долларов к ВВП. На сегодняшний день только один из шести городов частично построен с населением всего 7000 человек, из запланированных 2 млн. Основная проблема для МБС на сегодня заключается в том, что в течение ближайших трех-пяти лет Эр-Рияд будет испытывать самый трудный вызов за последние годы, связанный с резким сокращением своих политических и экономических ресурсов, необходимых для обеспечения выполнения программы «Видение 2030». Напомним, что ее основными лозунгами являются: «энергичное общество», «процветающая экономика» и «амбициозная нация». В этой связи эксперты отмечают, что с момента своего появления на мировой политической арене еще в 2015 году в качестве министра обороны КСА молодой принц, которому тогда было всего 29 лет, постоянно метался от одного кризиса к другому. Причем эти кризисы он создавал зачастую своими руками. «Абу Расаса» («Отец пули»), как его называли в юности, укрепил свою детскую репутацию, заработав теперь кличку «Принц хаоса». Его послужной список говорил сам за себя. В Йемене МБС начал бессмысленную войну, из-за чего 13 млн человек оказались на грани голодной смерти, а само королевство стало объектом постоянных репутационных рисков. По замыслу наследного принца, это должна была быть стремительная кампания, но за пять лет никаких внятных военных побед одержано не было, война обошлась бюджету более чем в 100 млрд долларов; подорвала международный имидж МБС и поставила крест на всех амбициозных планах превращения КСА в лидера арабского аналога НАТО. Теперь есть все предпосылки для того, что вся эта авантюра закончится унизительным поражением для Эр-Рияда. Блокада Катара в 2017 году по своим итогам стала столь же унизительной с репутационной точки зрения для наследного принца. Плюс антикоррупционная компания внутри королевской семьи и одновременное помещение бывшего ливанского премьер-министра Саада Харири под домашний арест в Эр-Рияде нанесла сокрушительный удар по имиджу самого МБС, что тут же сказалось на инвестиционном климате. Скандал с Канадой по вопросу ареста в КСА борцов за права женщин, аннулирование дипломатических отношений с Оттавой и приказ 10 000 саудовским студентам отказаться от учебы в Канаде только укрепили имидж МБС на Западе как «ходячей катастрофы». Затем наследный принц попытался «слить» палестинское досье в рамках попыток трансформировать стратегию по ближневосточному урегулированию  и выйти на единый антииранский альянс с Израилем. Это вызвало такую реакцию в мусульманском мире и внутри королевства, что король Сальман был вынужден вмешаться и публично нивелировать имиджевый ущерб, причиненный таким подходом МБС к ближневосточной дипломатии.
Но ни одна из этих ошибок, хотя серьезных и катастрофических самих по себе, не была столь пагубной для имиджа королевства, как убийство Джамаля Хашогги. Убийство журналиста Washington Post на территории генконсульства КСА в Стамбуле фактически похоронила планы МБС по привлечению иностранных инвесторов в рамках реализации «Видения 2030» . По оценкам Джейсона Туви, старшего экономиста по развивающимся рынкам Capital Economics «самым ясным косвенным доказательством того, что этот момент окончательно отпугнул инвесторов, является то, что прямые иностранные инвестиции в королевство остаются очень низкими» Туви считает, что: «примерно во время убийства [Хашогги] уже были ясные признаки массового бегства капитала из КСА, но в долгосрочной перспективе основной ущерб, вероятно, будет нанесен через поддержание негативной репутации МБС по привлекательности для прямых инвестиций». Неспособность увеличить прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в королевстве — это признак того, что МБС не соответствует, как лидер, поставленным целям. Он просто непредсказуем. В 2018 году объем прямых иностранных инвестиций в КСА составил 3,2 млрд долларов. Хотя это было всего на миллиард больше, чем в предыдущем году, это было намного ниже 29,2 млрд долларов, привлеченных королевством в 2010 году, по данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Вдобавок рост ненефтяного сектора королевства также замедлился, несмотря на обещания МБС в 2019 году. Во время запуска «Видения 2030» в 2016 году он объявил, что к 2020 году королевство «сможет жить без нефти» как основного генератора национального дохода. Этот оптимизм резко контрастирует с нынешней реальностью, когда на долю сырой нефти по-прежнему приходится примерно 80% доходов Саудовской Аравии. При этом свободные средства для реализации программы «Видение 2030» резко упадут в силу падения доходов от экспорта нефти По словам Лоры Джеймс, старшего аналитика по Ближнему Востоку из Oxford Analytica: ««Видение 2030» уже отставало от большинства своих промежуточных целей на 2020 год. Широко разрекламированное публичное размещение акций (IPO) саудовского государственного нефтяного гиганта Aramco, краеугольного камня для привлечения денежных средств для реинвестирования в ненефтяные секторы, свидетельствует о том, что инвесторы были напуганы непредсказуемым принцем. После задержки IPO, наконец, удалось привлечь  29,4 млрд долларов при оценке в  1,7 трлн долларов, что значительно меньше  2 трлн долларов, которые первоначально планировал получить принц». При этом МБС умудрился еще больше испортить свой имидж, заставив под угрозой репрессий богатых саудовцев купить часть акций Aramco, которые были размещены на бирже «Тадавул» в Эр-Рияде, а не на более престижных Лондонской и Нью-Йоркской фондовых биржах. Это тревожные признаки. По прогнозам Института международных финансов (IIF), рост ненефтяного сектора снизится до 1,4% в 2020 году с 3% в 2019 году. Саудовский сектор развлечений пережил временный бум, который вряд ли повторится в ближайшее время из-за вспышки коронавируса. Тем более, что эксперты фактически единодушны в оценках того, что сфера развлечений сама по себе в принципе вряд ли сможет обеспечить необходимый импульс планам диверсификации страны. К тому же, основной субподрядчик, американская рекреационная компания Six Flags Entertainment Corporation, получившая контракт на строительство мега-тематического парка, находится в устойчивом финансовом кризисе из-за пандемии коронавируса. Институт международных финансов заявил, что долги стран Персидского залива увеличились с 30 млрд в 2014 году до 220 млрд долларов в декабре 2019 года. Все эти чисто экономические моменты преодолимы, в том числе и с использованием необходимых информационных ресурсов. Но вот с темой преодоления самого МБС не справится ни один экономист и ни один информационный ресурс. И этот факт «личности в истории» будет определять всю неустойчивость политической архитектуры КСА на среднесрочную перспективу, без всякого влияния на этот момент коронавируса или волатильности нефтяных цен.