- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции Германии на ситуацию в Ливии

Германия демонстрирует заметную обеспокоенность событиями на ливийском треке, поскольку происходящее там явно ставит под сомнение успехи дипломатии ФРГ в рамках т.н. Берлинского процесса. В информации, распространенной федеральным правительством, говорится, что страна совместно со своими партнерами в лице Италии и Франции, а также Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррелем призывает участников конфликта «вдохновившись духом священного месяца рамадан, возобновить переговоры о реальном прекращении огня на основе проекта соглашения от 23 февраля с целью политического урегулирования конфликта». При этом основной акцент делается на положении мирного населения, которое несет наибольшие потери от противостояния.

Еще одним важным аспектом, на который обращает внимание Берлин, является COVID-19. В вышеупомянутом совместном заявлении подчеркивается необходимость скорейшего прекращения конфликта с целью «объединения для борьбы со всеобщим врагом», под которым подразумевается пандемия. В отдельном комментарии министр иностранных дел ФРГ Х.Маас сообщил о «беспрепятственном распространении вируса» на фоне эскалации военных действий.  Наконец, федеральное правительство продолжает настаивать на невозможности завершения противостояния военным путем, пытаясь продемонстрировать важность запущенного Берлином политического процесса. При этом внимание уделяется не только координации усилий в рамках ЕС или поддержке действий ООН, но и диалогу с Россией.

На уровне экспертного сообщества  угроза, создаваемая ситуацией в Ливии, прежде всего, для мирного населения подкрепляется последними данными о жертвах конфликта, опубликованными Миссией Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (UNSMIL). Согласно ее статистике, за первые три месяца 2020 г. 81 % (106 случаев) от общего числа погибших и раненых пострадали от действий Ливийской национальной армии (ЛНА). 5 % — от  Правительства национального согласия, а еще 14 % рассматриваются UNSMIL как неустановленные[i] [1]. На эти данные, к примеру, обращает внимание в своем твиттере эксперт германского Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik, SWP) В.Лахер, с точки зрения которого приведенные цифры дают точное представление об ответственности сторон конфликта за потери среди мирных жителей.

Впрочем, главный вопрос, волнующий экспертов и обозревателей в связи с ситуацией на ливийском треке – это будущее Берлинского процесса, которое в силу позиции Х.Хафтара становится все более туманным, что грозит германской дипломатии негативными последствиями. При этом его слова выступают, скорее, как повод для сомнений, в то время как их истинная причина заключается в глубинных недостатках мирных усилий, запущенных ФРГ. Точнее речь идет о том, о чем упоминалось неоднократно, а именно об оторванности достигнутых договоренностей от происходящего в зоне конфликта. Более того, признаки будущего срыва были заметны и ранее, к примеру, во время мартовских визитов Х.Хафтара в Париж и Берлин, когда под предлогом обсуждения мирного процесса он пытался упрочить свою международную легитимность как ливийского лидера за счет переговоров с Э.Макроном и А.Меркель. Тогда каждый из названных европейских лидеров пошел на этот шаг, руководствуясь главным образом собственными политическими соображениями, а не интересами урегулирования в целом.

Помимо дипломатического поражения, которое терпит Германия, важны и внутриполитические дебаты по этой проблеме, спровоцированные сообщениями об участии Бундесвера в миссии ЕС в Средиземноморье IRINI. По последним данным, федеральное правительство намерено направить порядка 300 военнослужащих, которые будут заниматься сбором информации о незаконных поставках нефти и вооружений, а также оказывать содействие в наращивании потенциала ливийской береговой охраны. Однако в Бундестаге такие планы сталкиваются с серьезной оппозицией. К примеру, партия «Альтернатива для Германии» призывает прежде учесть ошибки предшественницы IRINI – миссии «София», которая, с точки зрения АдГ, не боролась а «стимулировала» контрабанду. К этому добавляется традиционные возражения по поводу развертывания Бундесвера за рубежом, высказанные «Зеленые». СвДП, в свою очередь, отмечает, что миссия не должна стать «алиби» европейской внешней политики, а повлечь за собой конкретные шаги ЕС.

В целом, федеральное правительство осознает опасность для Берлинского процесса, созданную Х.Хафтаром в зоне конфликта. Даже Х.Маас, выступая в Бундестаге, где он отстаивал целесообразность участия немецких военнослужащих в IRINI, отметил, что «ожидания, которые мы возлагали на Ливийскую конференцию в Берлине и Берлинский процесс в целом, не оправдались». Вместе с тем шанс спасти ситуацию, как полагает глава внешнеполитического ведомства, все же есть, и заключается он в практических шагах. Поскольку проведение эффективных политических консультаций по эпидемиологическим соображениям не представляется возможным, ставка делается на мониторинг за соблюдением эмбарго, заложенный в мандат новой миссии ЕС в Средиземноморье. За счет участия в ней Берлин надеется сохранить свое влияние, а также показать готовность нести глобальную ответственность. Однако развертывание контингента в Средиземноморье на протяжении года будет стоит ФРГ более 45 млн евро, что дополняет аргументы оппозиции.

[i] [2] Civilian casualties report 1 January – 31 March 2020. UNSMIL. URL: https://unsmil.unmissions.org/sites/default/files/first_quarter_civilian_casualty_report_2020_2.pdf [3]