- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: апрель 2020 г.

1 апреля президент Алжира А.Теббун помиловал третью большую группу заключенных из 5037 человек. Эта мера коснулась тех, в отношении кого были вынесены окончательные приговоры и кому оставалось провести в заключении менее 18 месяцев. Кроме того, полностью или частично были аннулированы наказания для лиц в 60 лет и старше. Во втором случае сроки  заключения были сокращены до 24 месяцев. Третья волна амнистии никак не коснулась ожидающих решений судов арестованных активистов протестного движения «Хирак».

Ранее, в феврале, двумя волнами были помилованы примерно 10 тысяч человек. Как и в первых двух волнах, третья волна никак не касалась лиц, осужденных военными трибуналами, обвиненных в терроризме, предательстве, шпионаже, наркотрафике, побегах, отцеубийствах, изнасилованиях несовершеннолетних, коррупции.

По данным правозащитников, по состоянию на 1 апреля в предварительном заключении находились 44 активиста движения «Хирак», отдельные из них – более года.

Тем  временем алжирская Фемида начала выносить приговоры активистам движения «Хирак».

5 апреля Национальный комитет за освобождение заключенных (активистов движения «Хирак») сообщил, что журналист Софиан Меракши был приговорен в тот день к 8 месяцам тюремного заключения строгого режима. Работавший на ливанский телеканал «Аль-Маядин» журналист был обвинен в передаче материалов о пятничной манифестации 20 сентября 2019г. катарскому телеканалу «Аль-Джазира» и «другим иностранным СМИ». По данным НКОЗ, арестованный 26 сентября 2019г. С.Меракши с учетом времени его пребывания в предварительном заключении будет освобожден 26 мая.

6 апреля к одному году тюрьмы строгого режима был приговорен президент ассоциации «Объединение молодежного действия» и активист движения «Хирак» Абдельвахаб Ферсауи. Он был обвинен в «покушении на территориальную целостность» Алжира. В начале его процесса в суде столичного квартала Сиди М`хамед 23 марта прокурор потребовал приговорить 39-летнего университетского преподавателя А.Ферсауи к 2  годам тюрьмы строгого режима. Он находился в предварительном заключении с 10 октября 2019 г.

С другой стороны уже 16 апреля суд в г.Бордж Бу Арреридж оправдал 15 активистов движения «Хирак», включая одного из его лидеров Брахима Лаалами. Прокуратура требовала для него 1 год тюрьмы строгого режима. Б.Лаалами находился в предварительном заключении с 21 ноября 2019 г. Он обвинялся в «подстрекательстве к невооруженным собраниям». Этот молодой портной отличился еще 13 февраля 2019г., когда вышел на одиночный пикет против 5-го мандата президента А.Бутефлики. Только 9 дней спустя первой протестной акцией отметилось движение «Хирак», которое в итоге вместе с военными вынудило А.Бутефлику уйти в отставку.

Также 1 апреля к длительным срокам тюремного заключения были приговорены бывший глава алжирской полиции Абдельгани Хамель, его жена и 4 детей. Их обвинили в «незаконном обогащении» и «незаконных операциях с недвижимостью». Находившийся в предварительном заключении с 5 июля 2019 г. А.Хамель получил 15 лет тюрьмы строгого режима. Прокуратура требовала для него 20 лет тюрьмы, а также конфискацию принадлежавшей семье недвижимости. Его жена Салима Ланани получила 2 года тюрьмы, дети – от 7 до 10 лет тюрьмы. В ходе суда А.Хамель отверг предъявленные ему обвинения.

Некоторое время генерал от жандармерии А.Хамель рассматривался как возможный преемник бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. Тем не менее в июне 2018 г. он был отправлен в отставку на фоне скандала по перевозке партии кокаина (700 кг) в порт Орана, к которому оказались причастны высокопоставленные чиновники и генералы спецслужб. В этой связи два бывших министра Абдельмалик Будиаф и Абдельгани Заалан получили по 3 года тюрьмы строгого режима каждый.

В течение апреля в Алжире продолжилось развитие кампании по борьбе с пандемией коронавируса. 4 апреля алжирские власти приняли решение о  распространении мер частичной самоизоляции на две недели на всю территорию страны. К тому дню от коронавируса умерли 130 алжирцев из 1251заразившегося. 90 человек выздоровели. На территории провинции Блида (50 км к югу от Алжира) уже действовал режим полной изоляции. До этого дня режим частичной самоизоляции, включавший комендантский час с 19 до 7 часов, действовал в Алжире и  в 13 из 48 провинций страны.

18 апреля алжирские власти объявили о продлении режима самоизоляции до 29 апреля. К тому дню число умерших от коронавируса в Алжире составило 367 человек, официально были признаны заболевшими 2534 человека.

27 апреля было объявлено о продлении режима самоизоляции до 14 мая. При этом был дан «зеленый свет» на открытие в период рамадана торговли определенными товарами – булочные, магазины одежды и обуви. Как отмечалось в правительственном коммюнике, премьер-министр Абдельазиз Джерад «продлил на дополнительный 15-дневный период, то есть с 30 апреля по 14 мая, действующий режим самоизоляции, а также все  превентивные меры». В ряде регионов был смягчен режим комендантского часа. Так, в провинции Блида, по которой коронавирус ударил наиболее сильно, режим полной самоизоляции был заменен на комендантский час с 14 часов до 7 часов утра.  В 9 провинциях, включая Алжир, комендантский час был сокращен на 2 часа.

По состоянию на 27 апреля в Алжире официально было зафиксировано 3517 заболевших коронавирусом и 432 случая смерти от него. Как оказалось, это был самый высокий показатель смертности среди африканских стран.

10 апреля руководство алжирского информационного сайта Maghreb Emergent и дочерней радиостанции Radio M объявило о блокировании трансляций алжирскими властями. При этом в заявлении осуждалась «политическая цензура». Двумя СМИ через компанию Interface Medias руководил журналист Ихсан аль-Кади. Последний 5 апреля «отметился» статьей под заголовком «100 дней несчастий для Абдельмаджида Теббуна», которая тут же стала недоступной для пользователей сети. Он же в последнее время проявил себя как активист протестного движения «Хирак».

Maghreb Emergent и Radio M были учреждены профсоюзом электронной прессы (SAEPE) в 2017 г.

19 апреля по решению властей прекратил работу информационный сайт Interlignes. Об этом сообщил его учредитель и директор Бузид Ишалален. Этот сайт уже подвергался цензуре в июле 2019 г. из-за того, как он освещал пятничные манифестации протестного движения «Хирак».

Во всех трех случаях власти объяснили свои действия тем, что эти СМИ якобы финансировались из-за границы. Их оппоненты объяснили действия властей неготовностью страны к борьбе с коронавирусом и их стремлением установить контроль над интернет-СМИ, ставшими более активными по сравнению с традиционными.

Также 19 апреля в рамках реформы уголовного кодекса Совет министров одобрил проект закона, предусматривающего уголовное наказание за распространение ложных новостей, способных «нанести ущерб общественному порядку и безопасности», а также «безопасности государства и национальному единству». Таким образом похоже, что новое руководство Алжира продолжит линию прежнего режима на подавление инакомыслия в СМИ.

Это было замечено в Париже. 21 апреля Франция призвала алжирские власти уважать свободу прессы в этой стране.

В любом случае депутаты Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) 22 апреля одобрили изменения уголовного кодекса, введя тем самым уголовное преследование за распространение ложных новостей, способных «нанести ущерб общественному порядку и безопасности», а также «безопасности государства и национальному единству». Утверждение этого документа Советом нации (верхняя палата парламента) представлялось обычной формальностью. Таким образом, создателям ложных новостей будет грозить от 1 до 3 лет тюрьмы. Эти цифры могут быть увеличены вдвое в случае рецидива.

16 апреля бывший глава МИД Алжира (2013 – 2017) 67-летний Рамтан Ламамра отказался от претензий на пост спецпредставителя ООН в Ливии после того, как стало известно, что США не поддержат его кандидатуру. Ранее предполагалось, что Р.Ламамра может сменить на этом посту ливанца Гасана Саламе, объявившего о своей отставке. Среди причин, побудивших США блокировать назначение Р.Ламамры, было названо давление со стороны Египта и ОАЭ, поддерживающих командующего ЛНА Халифу Хафтара и восточное «правительство» Ливии, которые считают алжирца слишком близким к сидящему в Триполи правительству национального согласия (ПНС).

Г.Саламе находился на посту эмиссара ООН в Ливии с июня 2017 г. Он подал в отставку 2 марта с.г. по причинам, связанным со здоровьем, когда процесс поиска путей политического выхода из внутриливийского конфликта оказался в тупике.

Как представляется, новое алжирское руководство оказалось в крайне непростой ситуации – цены на нефть на мировом рынке резко упали, а выполнять социальные обязательства необходимо, как никогда. Какими будут решения властей в этой ситуации? Это покажут ближайшие месяцы.