- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об обострении отношений ЕС с Турцией по миграционной проблеме

Министры внутренних дел Германии, Испании, Италии и Франции обратились в середине апреля к заместителю председателя Еврокомиссии (ЕК), еврокомиссару по вопросам защиты европейского образа жизни Маргаритису Схинасу и еврокомиссару по вопросам внутренних дел Ильве Юханссон с предложением о реформировании европейской системы предоставления убежища. Речь идет о создании «новоого соглашения о миграции и предоставлении убежища». Речь идет о «механизме справедливого распределения [прибывающих в ЕС мигрантов] в соответствии с конкретными критериями». Предложение выдвинуто в связи с тем, что, по мнению авторов письма, некоторые страны союза несут непропорциональную нагрузку от миграции. В конце февраля после столкновения с сирийской армией, в результате которого погибли 36 турецких военнослужащих, Турция приняла решение не останавливать беженцев из Сирии, стремящихся попасть в ЕС. Турецкие власти оценивали число пересекших границу с Грецией или перешедших в буферную зону сирийцев минимум в 140 тысяч. Однако эти данные опровергают как российские военные в Сирии, которые не фиксируют столь массового движения беженцев в сторону границы, так и руководство Греции. Афины, тем не менее, обвинили Анкару в организованной переброске мигрантов и сообщили о пресечении почти 25 тыс. случаев нарушения границы с начала марта. С самого начала гражданской войны в Сирии Анкара открыла свои границы для перемещенных лиц, и сегодня Турция принимает у себя чуть менее 4 млн сирийских беженцев. Надо отметить, что последняя по времени вспышка миграционного кризиса была организована Анкарой в том числе и по причине создания универсального рычага давления со стороны ЕС на Москву в рамках убеждения ее остановить свою военную операцию в Идлибе.
В этой связи эксперты полагают, что, хотя пандемия коронавируса сейчас ослабила напряженность на греко-турецкой границе, значительные проблемы остаются, поскольку неясно, разразится ли миграционный кризис сразу же после окончания пандемии. Александра Стигмайер, старший аналитик Европейской инициативы стабильности, например, заявила, что невозможно предсказать, как будет развиваться ситуация. По ее словам, многое будет зависеть от того, как долго вирусные ограничения будут лимитировать передвижение. Более того, неясна до конца ситуация со вспышками коронавируса в переполненных лагерях беженцев на греческих островах и в Турции. Многие наблюдатели считают, что ЕС сейчас кардинально меняет свою политику по миграции. Некогда раскрученные лозунги о важности защиты нуждающихся и настаивании на более высоких моральных ценностях ЕС были заменены риторикой о «удержании линии», «щите Европы», безопасности и защите «европейского образа жизни». Стремясь закрыть свои границы, Европа сделала практически невозможным для беженцев получение убежища — право, закрепленное в международном праве, как это уже произошло в Греции. Его правое правительство пока приостановило рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и обвинению в незаконном задержании и возвращении некоторых мигрантов в Турцию. Хотя правительство в Афинах на данный момент восстановило права на убежище, оно не действует в соответствии со стандартами ЕС и УВКБ ООН, о чем Европейский суд заявил в нескольких решениях с 2011 года, как отметил профессор Дитрих Транхардт из Университета Мюнстера. Есть опасение, что это может стать новой нормой законодательства. Скорее всего, так оно и будет по очень простой причине — ЕС более не нуждается в дешевой рабочей силе (по некоторым оценкам, до 3 млн человек) в условиях, как полагают эксперты, долгосрочной экономической рецессии.
В этой связи пока непонятна перспектива продления соглашения ЕС-Турция о беженцах. Напомним, что три года назад Брюссель согласился выплатить 6,6 млрд долларов за то, что Турция ужесточить свои меры по сдерживанию миграционных потоков в Европу. Важно отметить, что европейцы выплатили на сегодня только половину этой суммы, и есть все основания полагать, что больше траншей в ближайшее время не будет. Большинство экспертов в этой связи ставят под сомнение, что нынешняя тактика задержания беженцев за пределами границ ЕС может быть оптимальным решением проблемы. Этот тезис активно используют противники этого соглашения в Брюсселе, а эксперты практически убеждены, что с уходом А.Меркель с поста канцлера ФРГ в сентябре это соглашение в его прежнем виде продлено не будет. Вместо этого будет набирать рост политика по усилению своих границ и предотвращения иммиграции на дальних рубежах. ЕС уже заключил такие соглашения с Ливией, Суданом, Нигером и Руандой, которые являются странами, известными своими грубыми нарушениями прав человека. И соответственно сдерживание миграционных процессов там идет далеко не гуманными способами. Но самое важное и принципиальное на сегодня — это тот факт, что 27 государств ЕС изо всех сил пытаются согласовать совместную позицию по отношению к Турции, которая заявляет, что больше не будет соблюдать свою сделку с Брюсселем от 2016 года. Это пока очередной декларативный шантаж Анкары, переход которого в очередную практическую плоскость надо ожидать как раз после окончания пандемии коронавируса, начала нового этапа бурения турками месторождений углеводородов на морском шельфе близ Кипра и новой вспышки эскалации в Идлибе. При этом сам вход Турции в Ливию в полной мере определит перспективы политики Анкары в Средиземноморье. Это совершенно четкий тренд на продолжение своего присутствия на шельфе близ Кипра и в Ливии. Таким образом, вольно или невольно Анкара начинает контролировать и определять так называемый «ливийский» миграционный канал, а значит — в перспективе получит еще один рычаг давления на ЕС.