- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О заявлении Министерства обороны Израиля о выводе иранских сил из Сирии

Иран выводит военные силы из Сирии и закрывает там военные базы, заявили в Министерстве обороны Израиля на фоне сообщений об авиаударах израильских ВВС по сирийской территории в последние месяцы (как минимум пять случаев), включая два инцидента ночью 5 мая с.г., в которых были убиты «14 связанных с Ираном бойцов». Некоторые атаки совершались по бункерам возле аэропортов, в глубине сирийской территории, и были направлены против иранского присутствия и используемой инфраструктуры в Сирии, а не только по партиям контрабандного оружия.

Брифинг состоялся через 12 часов после израильской атаки по научно-исследовательскому центру недалеко от Алеппо, который якобы участвовал в проекте по производству современных высокоточных ракет. Сообщается, что иранские официальные лица также были убиты в ходе этого нападения, хотя официальный Тегеран еще не выступил с заявлением по этому вопросу. Израильское послание Дамаску заключается в том, что Иран стал обузой для Сирии. Израиль будет усиливать давление на Иран, пока он полностью не уйдет из Сирии[i] [1].

Израильские официальные лица традиционно отказываются комментировать сообщения об атаках, придерживаясь политики двусмысленности, в соответствии с которой Израиль в целом признает принятие мер против Ирана в Сирии без подтверждения проведения конкретных ударов, исходя из предположения, что публичное подтверждение повышает вероятность ответных действий.

Хотя борьба Израиля против Ирана на сирийской территории продолжается уже почти десять лет, с тех пор как Тегеран начал посылать свои войска и подконтрольные отряды в Сирию, охваченную гражданской войной с 2011 года, число ударов по связанных с Ираном объектам в стране увеличилось в последние месяцы. Атаки наносились по объектам по всей стране, чаще всего по тем, которые сконцентрированы вокруг Дамаска.

Израильское новостное издание The Times of Israel со ссылкой на анонимных должностных лиц сообщает, что усилия ЦАХАЛа, похоже, приносят свои плоды, поскольку иранские войска начали покидать страну, эвакуируя некоторое количество военных баз, ранее находившихся под их контролем. Фиксируется также сокращение числа шиитских ополченцев, действующих в Сирии, хотя это объясняется естественным ходом гражданской войны, а не израильскими действиями. По заявлению неназванных чиновников, в Израиле не верят, что иранцы смирятся с этими неудачами, не ответив каким-либо образом, поэтому неизбежное возмездие, похоже, не за горами.

По словам министра обороны Нафтали Беннета, Израиль «полон решимости, более решителен [чем Иран]». Это по той причине, что «для Ирана Сирия – это приключение, происходящее в 1000 километрах от дома. Для нас же это жизнь». «Иранские солдаты, которые приезжают в Сирию и действуют там, сами в ответе за свои жизни. Они идут на риск, платят эту цену и будут продолжать это делать. Мы не сдадимся и не позволим создать иранскую передовую оперативную базу в Сирии», – сказал Н.Беннет.

В израильском Министерстве обороны частично объясняют успехи против Ирана в Сирии ударом США по Касему Сулеймани, командиру спецподразделения  «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в январе 2020 года, в результате которого Тегеран остался без одного из его самых опытных генералов.

Количество грузовых рейсов из Ирана в Сирию, ввозящих в страну передовое оружие и боеприпасы, также резко сократилось за последние полгода, отмечают израильские СМИ, в результате ударов Израиля по сирийским аэропортам, куда эти грузы должны были приземлиться. Наряду с ростом числа ударов по «сирийским силам, поддерживаемым Ираном», Израиль также атаковал сирийские системы ПВО. «Сирия платит все большую цену за иранское присутствие на своей территории, за войну, которая [не сирийская]. Иран превратился из актива в бремя для Сирии», – заявили представители Министерства обороны журналистам. Они добавили, что Израиль планирует продолжать оказывать давление на Иран, пока его военные не покинут Сирию навсегда.

The Times of Israel напоминает, что израильские официальные лица хвастаются отходом Ирана из Сирии как результатом недавних усилий, тогда как израильские военные с 2018 года заявляют, что их операции против иранцев заставили Тегеран радикально изменить политику и свернуть свои планы в отношении Сирии.

В Израиле давно утверждают о намерениях Ирана основательно закрепиться в военном отношении в Сирии, чтобы использовать ее территорию в качестве плацдарма для нападений на еврейское государство, аналогично тому, чего Тегерану удалось добиться путем поддержки проиранской шиитской организации «Хизбалла» в Ливане. Эта организация начиналась как небольшая террористическая группировка на юге Ливана, которая наносила смертельные, но незначительные удары по силам ЦАХАЛа, но затем стала одной из самых мощных вооруженных сил в регионе, мощь которой превосходит военные возможности многих суверенных стран[ii] [2].

В последние годы в Израиле также предупреждали, что Иран помогает «Хизбалле» превратить ее арсенал обычных ракет в гораздо более совершенные ракеты с точным наведением. Этот проект в ЦАХАЛе назвали второй по значимости угрозой для страны после ядерной программы Тегерана. Один из последних израильских ночных ударов был нанесен как раз по сирийскому военному исследовательскому центру, который, скорее всего, участвовал в этом проекте по созданию высокоточных ракет.

Военный корреспондент The Times of Israel Иуда Ари Гросс полагает, что Израилю любой путь, по которому решит пойти Иран в Сирии – остаться там или полностью уйти – потенциально выгоден. Если Иран уйдет, Израиль успешно предотвратит открытие еще одного фронта против него. Если иранцы останутся в Сирии, где Израиль сохраняет превосходство в разведке и в воздухе, ЦАХАЛ сможет продолжать наносить удары по иранским силам, заставляя Тегеран платить высокую цену, и при этом будет в состоянии предотвращать и защищаться от иранских нападений.

Бен Каспит, израильский политический обозреватель, теле- и радиоведущий, колумнист «Аль-Монитор», отмечает, что по израильским оценкам в последние годы Иран начал отказываться от своих огромных инвестиций в Сирию. Согласно же западным оценкам, Израиль воспользовался коронавирусным кризисом, чтобы усилить свою активность против иранских интересов в Сирии и давление на Тегеран. В отличие от прошлых атак, большая часть недавних налетов практически не освещалось средствами массовой информации, которые полностью сосредоточены на пандемии. Вирус предоставил Израилю беспрецедентные возможности для маневра. Во главе с министром обороны Н.Беннетом Израиль активизировал свою деятельность, которая сейчас начала приносить плоды[iii] [3].

Бен Каспит отмечает, что источники в израильской разведке считают убийство К.Сулеймани чуть ли не самым значительным событием последнего десятилетия. Иранский генерал, по мнению израильских и зарубежных военных экспертов, был незаменим. «Этот человек был необычайно харизматическим и бескомпромиссным религиозным фанатиком», – заявил «Аль-Монитор» бывший высокопоставленный сотрудник разведки  на условиях анонимности. «Он стоял на холме в своей куфии, физически присутствовал и командовал ополченцами, отдавал приказы, лично наблюдал за действиями, и именно поэтому все происходило».

Обязанности К.Сулеймани после его убийства были разделены между множеством лиц, и результат становится очевидным. Первоначальные признаки указывают на то, что иранцы утратили решительность и бескомпромиссность, что способствовало их продвижению через Сирию к Ливану вопреки западным санкциям и подорванной экономике. «Сейчас они более расчетливы, нерешительны, понимая, что цена, которую они платят, слишком высока», – сказал другой источник в израильском оборонном ведомстве на условиях анонимности.

В частности, отмечает Бен Каспит, согласно некоторым оценкам, ключевые обязанности К.Сулеймани были разделены между четырьмя лицами: один из них – генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла, участник оси «Дахия-Тегеран» (канала связи между штаб-квартирой «Хизбаллы» в районе Бейрута Дахия и Ираном). Остальные, три высокопоставленных иранских чиновника, – бригадный генерал Мохаммад Хеджази, новый заместитель командующего силами «Аль-Кудс», которому поручено поддерживать связь с «Хизбаллой» и проектом создания высокоточных ракет; Али Шамхани, секретарь Высшего национального совета безопасности Ирана; и Амир-Али Хаджизаде, командующий ВВС КСИР. Западные службы безопасности считают Хаджизаде «бомбой замедленного действия» и человеком, ответственным за случайно сбитый украинский пассажирский самолет над Ираном в январе этого года, а также за другие действия, направленные против США и Запада.

По мнению израильского обозревателя, распределение обязанностей К.Сулеймани не ослабило реальной угрозы будущему Ирана: его экономическому упадку. Кризис COVID-19 и резкое падение мировых цен на нефть подталкивают Иран к пропасти, из которой ему будет трудно выбраться. Согласно источникам в западной разведке, годовой бюджет Ирана находится на самом низком уровне за десятилетие, т.к. был основан на неверном прогнозе в получении 60 млрд долларов за экспорт нефти, тогда как в прошлом году Иран экспортировал нефти на сумму всего 20 млрд долларов.

В Израиле полагают, что иранцы будут молиться за поражение на выборах президента США Дональда Трампа в ноябре 2020 года. Хотя они не могут быть уверены, что его преемник немедленно снимет экономические санкции США, сейчас это их единственная надежда, но она беспочвенная. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, глава Моссада Йоси Коэн и другие высшие должностные лица находятся в постоянном контакте с Вашингтоном, в том числе с Д.Трампом и госсекретарем Майком Помпео, которые уверяют их, что Соединенные Штаты не намерены облегчать жизнь Ирану. На этом фоне происходит значительное усиление атак на иранские объекты в Сирии, что начинает менять ситуацию. Израиль близок к заключению, что иранцы начинают отступать.

«Осьминог начинает складывать свои щупальца», – сказал «Аль-Монитор» высокопоставленный израильский источник в службе безопасности на условиях анонимности. «Это очевидно на земле». Б.Каспит полагает, что президент Сирии Башар Асад также, похоже, сыт по горло высокой ценой, которую он платит за продолжающееся присутствие Ирана. Почти каждый раз, когда его зенитные батареи нацеливаются на израильские самолеты, он их лишается. В то же время, полагает он, Россия усиливает давление на Дамаск. Президент РФ Владимир Путин давно считал иранцев бременем, а не активом, по данным источников в израильской разведке.

В свете этих событий Израиль испытывает осторожный оптимизм. «Это еще не конец, но они [иранцы] начинают уставать». Помимо прочих факторов, для Израиля сирийская арена является легкой «зоной уничтожения» иранских объектов. Но главное, в чем сходятся обозреватели, Израиль обладает значительным качественным преимуществом в разведке и превосходством в воздухе в этом регионе.

[i] [4] גורמים ביטחוניים: «איראן מתחילה לצאת מסוריה» // Ynet.05.05.2020 — https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5725635,00.html

[ii] [5] Defense officials: Iran pulling out of Syria as Israel pummels its forces there // The Times of Israel. 05.05.2020 — https://www.timesofisrael.com/defense-officials-iran-pulling-out-of-syria-as-israel-pummels-its-forces-there/

[iii] [6] Iran seems to reconsider military entrenchment in Syria // Al-Monitor. 05.05.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/05/israel-syria-iran-russia-us-donald-trump-bashar-al-assad.html