- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых поставках продукции ОПК КНР для ВС Королевства Марокко

По данным СМИ КНР, в апреле 2020 г. предприятия ОПК КНР передали для подразделений ПВО Королевства Марокко партию зенитно-ракетных систем средней дальности «Небесный дракон 50» (производственный шифр GAS2). Данная ЗРС предназначена для создания основного рубежа обороны в районах населенных пунктов и стратегических объектов национальной обороны.

По данным открытых источников, батарея ЗРС «Небесный дракон 50» включает одну машину управления (три боевых поста), одну радиолокационную станцию кругового обзора и наведения серии IBIS и от четырех до шести мобильных пусковых установок (ПУ) зенитных управляемых ракет (ЗУР) DK-10. Перезарядку батареи обеспечивает соответствующее количество транспортно-заряжающих с крановыми манипуляторами, предназначенными для размещения транспортно-пусковых контейнеров на мобильных ПУ.  Для развертывания батареи из походного положения в боевое необходимо не более 30 минут.

В целях снижения стоимости ЗРС китайские специалисты пошли на конструктивную хитрость – мобильная ПУ не обеспечивает вертикальный старт ЗУР.  Транспортно-пусковой контейнер с ЗУР необходимо ориентировать в направлении цели. Кроме того, все элементы ЗРС размещены на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х6, что также позволяет снизить цену для конечного потребителя.

В отношении РЛС кругового обзора и наведения с активной фазированной решеткой (работает в S-диапазоне) известно, что по требованию клиента может быть поставлена станция модели IBIS-150 или IBIS-200. Первая станция позволяет обнаруживать крупноразмерные воздушные цели с эффективной площадью рассеивания на дальности до 150 км. и одновременно наблюдает за 144 воздушными объектами. РЛС IBIS-150  позволяет одновременно сопровождать до 12 наиболее опасных целей и обстреливать шесть из них.

РЛС второй модификации – IBIS-200 обладает дальностью обнаружения целей 250 км, а программно-аппаратный комплекс позволяет одновременно наблюдать за 300 воздушных целей. Станция IBIS-200 способно одновременно сопровождать до 50 воздушных целей и обстреливать 12 из них.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что указанные РЛС входят в комплект другого экспортного ЗРС LY-80, ракеты которого обеспечивают перехват воздушной цели на дальности до 70 км.

Возможности батареи или дивизиона в области обнаружения низковысотных и малозаметных целей могут быть расширены за счет применения РЛС дальнего действия SLR-66, антенная которой выдвигается над мобильной платформой за счет раскладной мачты. Данная РЛС способна обнаруживать воздушные цели на удалении до 500 км.

Как уже было отмечено выше в качестве средства перехвата воздушной цели в ЗРС «Небесный дракон 50» использованы ЗУР модели DK-10, которые созданы на основе  управляемых ракет класса воздух-воздух под обозначением SD-10 (в ВВС НОАК известны как «Гром-12»). Представляется возможным сравнить основные параметры двух боеприпасов, которые приведены в таблице ниже.

Таблица

Сравнение тактико-технических характеристик  ЗУР DK-10 и УР ВВ SD-10

Характеристика/модель DK-10 SD-10
длина (мм) 5054 3934
диаметр (мм) 203 260
масса (кг) 199 372
Дальность пуска (км) 70 50
Максимальная скорость (МАХ) 4 3

Очевидно, что в процессе создания ЗУР китайские конструкторы увеличили диаметр корпуса ракеты с 203 до 260 мм, что позволило разместить больший запас твердого топлива и более мощный двигатель, обеспечивающий старт с наземной ПУ. Ранее китайские специалисты поступали подобным образом при создании ЗРС «Красное знамя-64» в котором использовали ЗУР, созданные на основе УР ВВ «Гром-11».

Как известно, американские и израильские разработчики ЗРС малой и средней дальности используют УР ВВ в качестве основы для ЗУР, что позволяет сократить затраты на разработку систем и себестоимость производства в последующем.

Максимальная дальность пуска  ЗУР DK-10 составляет 50 км., а высота перехвата может варьироваться от 30 до 20000 м. Максимальная перегрузка составляет 38G, что вполне достаточно для перехвата большинства современных истребителей, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Для наведения на цель используется классический радиокомандный принцип, однако по мере приближения к цели на ракете включается активная радиолокационная головная часть. Именно этот элемент системы наведения позволяет ракете обнаруживать низковысотные цели, которые пытаются скрыться от обнаружения за счет рельефа местности.

Для уклонения от средств противодействия бортовой компьютер ракеты связывается с машиной управления по двум каналам цифровой связи и тем самым получает достоверные данные о нахождении цели.  Вероятность перехвата истребителя типа F-16  одной ЗУР составляет 80%.

Принятие на вооружение ЗРС «Небесный дракон 50» позволяет повысить боевые возможности подразделений ПВО Королевства Марокко, которые ранее располагали ЗРС малой дальности под обозначением DK-9. С учетом вышесказанного представляется возможным предположить, что военно-политическое руководство Марокко намерено в дальнейшем усиливать национальную систему ПВО и будет создавать ее на основе продукции ОПК КНР, которая значительно дешевле продукции американских, российских или европейских производителей. На международном рынке ЗРС «Небесный дракон 50»  является основным конкурентом российского ЗРК «Бук-М2Э».

В дополнение отметим, что предприятия ОПК КНР поставили в Марокко очередную партию тяжелых реактивных систем залпового огня AR-2 (в СВ НОАК присвоено обозначение PHL-03) калибра 300 мм. в количестве 36 ед. Данные ЗРК являются копиями российских БМ-30 «Смерч».

По данным открытых источников, ранее ВС Королевства Марокко приобрели две партии данных РСЗО в количестве 6 и 12 установок соответственно. В комплекте к ним также были поставлены машины артиллерийской и метеорологической разведки, управления и транспортно-заряжающие машины.

Фактически, к настоящему моменту на вооружении марокканских военных находится три дивизиона РСЗО AR-2 по 18 пусковых установок в каждом. Следует отметить, что на вооружении ВС КМ находятся РСЗО модели AR-1A, которые могут вести стрельбу ракетами как калибра 300 мм, так и 370 мм.

Мобильные пусковые установки, созданные на шасси WS-2400 с колесной формулой 8х8, обеспечивают пуск 12 реактивных боеприпасов с интервалом в три секунды – для выполнения одного залпа необходимо 38 секунд. Перевод ПУ из походного положения в боевое занимает 3 минуты, а для обратного процесса необходима всего минута.

Автомобиль WS-2400 оснащен двигателем мощностью 500 л.с., который обеспечивает максимальную скорость 60 км/ч, а запас хода по топливу составляет 650 км. Максимальная грузоподъемность составляет 22 тонны.

В отношении боеприпасов к РСЗО AR-2 известно, что при длине 7,3 м и диаметре 300 мм их масса составляет 840 кг, из которых 235 (по другим данным 280) кг. приходится на боевую часть. Дальность пуска варьируется от 70 до 130 км. Известно, что боеприпасы могут быть оснащены боевыми частями следующих типов: осколочно-фугасная(BRE2), кассетная (BRC3,4), зажигательная, кумулятивная и объемного действия.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что ранее марокканские военные приобрели в КНР основные боевые танки VT-1A (производственный шифр MBT-2000), бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Тип 654». В целом, военно-техническое сотрудничество между Пекином и Рабатом развивается стабильно.