- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Правящая в Турции партия под угрозой закрытия

14 марта в столице Турции Анкаре произошло событие, которое может занять особое место в современной истории республики. Главный прокурор Высшего кассационного суда Турции Абдуррахман Ялчинкая /Abdurrahman Yalcinkaya/ возбудил дело о закрытии правящей в стране Партии справедливости и развития /ПСР/ «на основании фактов, свидетельствующих о том, что эта политическая организация стала центром действий против светских устоев государства». В соответствии с Конституцией страны, именно он является единственным представителем судебной власти, кому по статусу предоставлена возможность возбуждения судебного разбирательства по вопросу о закрытии политической партии. В вину правящей партии вменяется ряд актов, направленных на «ползучую» исламизацию различных сфер жизни Турции, включая разрешение на ношение в вузах мусульманского платка.

Обвинительное заключение Высшего кассационного суда объемом 162 страницы отправлено на рассмотрение Конституционного суда Турции. В нем, наряду с закрытием ПСР, содержится требование о наложении сроком на пять лет запрета на политическую деятельность президента Абдуллаха Гюля, премьер-министра Реджепа Эрдогана, бывшего председателя парламента Бюлента Арынча и еще 68 ведущих функционеров ПСР и ряда членов правительства.

Процедура рассмотрения иска о закрытии ПСР будет такой же, как и в отношении других политических партий. Так, например, сейчас также рассматривается дело о закрытии прокурдской Партии демократического общества /ПДО/. Обвинительное заключение в отношении ПСР будет тщательно изучено Конституционным судом и в случае отсутствия каких-либо недостатков по форме и содержанию принято к производству, а также направлено в ПСР для подготовки в течение месяца защиты. Для сбора необходимых документов, опровергающих предъявленные обвинения, адвокаты и руководство ПСР могут просить дополнительный срок, решение о предоставлении которого будет приниматься Конституционным судом.

После получения Конституционным судом письменной защиты ПСР, Абдуррахман Ялчинкая представит в Конституционный суд и в ПСР свое мнение по главным фактам обвинения. Затем главный прокурор Высшего кассационного суда и ПСР встретятся в суде, где смогут устно обозначить свои позиции и представить в качестве их обоснования необходимые аргументы. В течение этого периода председатель Конституционного суда Хашим Кылыч подготовит основной отчет по делу о закрытии ПСР, который будет передан одиннадцати членам Конституционного суда. Они и должны будут принять окончательное решение. В соответствии с законом, для закрытия ПСР необходимы голоса, как минимум, семи членов суда.

Президент А. Гюль, комментируя ситуацию, заявил, что «в первую очередь необходимо осознавать возможные последствия для Турции подобных требований в отношении партии власти, имеющей большинство в парламенте». Премьер-министр Р. Эрдоган провел в центральном офисе ПСР экстренное совещание, в котором приняли участие партийные юристы, ведущие функционеры и некоторые члены кабинета министров, среди которых государственный министр, вице-премьер Джемиль Чичек, министр внутренних дел Бешир Аталай, заместитель руководителя партийной фракции ПСР в парламенте Садуллах Эргин. Официальное заявление по итогам совещания сделал зампредседателя партии Денгир Фырат. Он подчеркнул, что «представители судебной власти инициировали иск не против ПСР, а против турецкой демократии и воли турецкого народа». Денгир Фырат, охарактеризовав ситуацию как «позор в первую очередь для имиджа турецкого государства за рубежом», указал, что нарушение политической стабильности в настоящий момент может сильно ударить по благосостоянию турецкого народа.

15 марта в связи с решением о возбуждении дела о закрытии ПСР с заявлением выступил ее лидер и премьер-министр страны Р. Эрдоган. Он сделал его в городе Сиирте на конференции представительниц женских организаций ПСР. Р. Эрдоган подчеркнул, что «это решение – выпад не против ПСР, а против воли народа, в соответствии с которой была создана ПСР». «Мы продолжим идти демократическим путем с прежней уверенностью и настойчивостью» — констатировал глава правительства и лидер правящей партии. Р. Эрдогана поддержал профсоюз государственных служащих. Его генеральный председатель Ахмет Аксу заявил о несогласии с возбуждением судебного разбирательства о закрытии ПСР. «Период закрытия политических партий в стране должен быть завершен» — подчеркнул он.

Представители оппозиционных партий соглашаются, что нынешние политические потрясения отрицательно скажутся на социально-экономическом положении страны. Однако заместитель генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ Мустафа Озйюрек отметил, что «если правящая партия действительно нарушила Конституцию, судебная власть должна исправить положение». Генеральный секретарь второй по представительству в парламенте оппозиционной Партии националистического движения /ПНД/ Джихан Пачаджи констатировал, что «необходимо с уважением ждать результатов судебного разбирательства».

Наряду с этим генеральный председатель ПНД Девлет Бахчели подчеркнул, что «политические последствия этого процесса могут быть ужасными». Депутат парламента от НРП Шахин Менгю в свою очередь заметил, что «решение Конституционного суда будет правовым, а не политическим». Генеральный председатель Демократической левой партии /ДЛП/ Зеки Сезер сказал, что «он и его сторонники не желали развития ситуации по такому сценарию». «Однако законы существуют не только для управляемых, но и для самих управляющих. ПСР неоднократно указывали на нарушение законов, но они в ответ заявляли, что располагают 47% голосов избирателей, а потому будут действовать так, как считают нужным. В результате мы имеем такую ситуацию, в которой должны действовать спокойно и взвешенно», — подчеркнул лидер ДЛП. Давая оценку реакции оппозиции на решение Главного прокурора Высшего кассационного суда, можно суммировать ее фразой: «Это неприятная во всех отношениях процедура, но надо уважать судебную власть, стоящую на страже закона».

Военные до настоящего времени еще не высказали своего отношения к происходящему, хотя оно и читается на основании предыдущих оценок деятельности ПСР и ее правительства. Не исключено, что их заявление прозвучит после принятия дела к производству Конституционным судом.

Представитель Госдепартамента США, оценивая складывающуюся ситуацию, указал на необходимость с уважением относиться к мнению и пути, выбранному турецким избирателем. Эксперты расценили это заявление как поддержку ПСР.

Следует отметить, что процедура закрытия политических партий для турецкой судебной системы не нова и хорошо отработана. Конституционный суд страны со дня создания в 1963 г. своим решением закрыл 24 политические партии. Из них четыре партии имели такую же направленность, как нынешняя правящая ПСР. Две из них, Партия благоденствия и Партия добродетели, были закрыты соответственно в 1998 и 2001 гг. Кстати, один из пунктов судебного иска в отношении ПСР включает обвинение в продолжении реализации политических установок этих ранее закрытых судом партий.

Однако нынешняя ситуация имеет свои важные особенности. Они заключаются в том, что судебный иск предъявлен партии, которая дважды подряд одерживала внушительную победу на всеобщих парламентских выборах /в 2002 и 2007 гг./ и завоевывала, таким образом, право на формирование однопартийных правительств. Так, на выборах 2007 г. ПСР набрала 47% голосов избирателей. С учетом практически 90-процентной явки избирателей это, безусловно, внушительный показатель.

Правительство ПСР за годы нахождения у власти сумело добиться относительной стабильности и определенных экономических и политических успехов, хотя они и оспариваются оппозицией и некоторыми бывшими соратниками по партии и правительству, а также избрать из своих партийных рядов нового президента страны. Однако позитивные достижения сопровождались усиливающимся процессом поляризации политических сил и стоящих за ними деловых кругов страны, который в 2007 г. уже достигал своего пика в ходе затянувшихся выборов нынешнего президента страны. Тогда против его кандидатуры категорически возражала оппозиция, полагая, что избрание на этот пост представителя ПСР может привести к исламизации Турции.

Все это говорит о том, что Турция вновь стоит на пороге острого внутриполитического кризиса. Своеобразным толчком для него послужила острая полемика вокруг принятого по инициативе ПСР решения парламента о внесении изменений в Конституцию страны, которые снимают запрет на ношение в высших учебных заведениях женского мусульманского платка — тюрбана. То есть суть основной причины нового витка противостояния на внутриполитическом поле страны, считают турецкие эксперты, та же — это действия правящей ПСР, которые, по мнению оппозиции, ведут к исламизации Турции, разрушению ее светских устоев.