- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах провала попыток установить перемирие между противоборствующими сторонами в Ливии

В начале недели турецкие БПЛА активизировали налеты на позиции ЛНА. В частности, были уничтожены наливные цистерны с запасами топлива, направляющиеся в Тархуну, согласно заявлению представителя сил ПНС, полковника ВВС Мухаммеда Кануну, подтвердившего, что военно-воздушные силы Триполи нанесли удар по семи бензовозам в районе Курайят, недалеко от Зинтана, которые направлялись в Тархуну.

Эти акции, по мнению представителей ЛНА демонстрируют «безразличие правительства национального согласия к любым усилиям или призывам к гуманитарному перемирию во время священного месяца рамадан». Сам же Триполи последовательно взялся за нарушение логистических коридоров, путей снабжения сил ЛНА, готовясь развивать недавно достигнутые успехи к западу и к юго-западу от ливийской столицы. С военной точки зрения силы ПНС действуют совершенно грамотно: закрепляют достигнутое и ведут подготовку к дальнейшим действиям. И инициатива в воздухе на сегодня, перешла к ПНС. При этом стороны регулярно обмениваются информационными ударами: ЛНА демонстрирует образцы видеосъемки с трофейных носителей, где запечатлены, якобы, сирийские боевики, да не просто, а из района Алеппо, у которых, как следует из комментариев, какой-то особенный, алеппский выговор. ПНС в ответ выкладывает кадры с трофейным вооружением российского производства и с нацарапанными на стене отбитого у противника дома, карточки огня минометного расчета с ориентирами на русском языке. Обстановка на земле и в воздухе, пока что, заметно складывается не в пользу ЛНА.

30 апреля ПНС заявило, что его силы будут продолжать сражаться после того, как ЛНА объявила об одностороннем прекращении огня. В заявлении разъясняется позиция ПНС: оно не доверяет ЛНА.

Кроме того, в заявлении говорится: «Мы подтверждаем нашу твердую позицию относительно того, что мы продолжаем законную защиту себя и наносим удары по очагам угрозы, где бы они ни находились». Одним из таких «очагов» является город Тархуна (Таргуна).

Перед началом месяца поста рамадан Миссия Организации Объединенных Наций в Ливии заявила, что население Тархуны подверглось «коллективному наказанию» из-за агрессии, совершенной силами ПНС, что выразилось в «постоянном и преднамеренном прекращении поставок электроэнергии и газа с пяти электростанций из Мисураты».

В своем заявлении Миссия выразила глубокое недовольство ухудшением гуманитарной ситуации в Тархуне из-за «преднамеренной эскалации ополченцев ПНС против города». Миссия подтвердила, что действия последних усугубили ухудшающуюся гуманитарную ситуацию в Тархуне. Здесь следует дать небольшое пояснение: Тархуна, в 2011 году считавшаяся одним из оплотов сил Джамахирии после завершения мятежа стала своеобразным городом-изгоем, периодически подвергавшимся многочисленным санкциям и набегам враждебно настроенных банд. Затем, признав способность местного ополчения вести более-менее эффективные боевые действия, его стали привлекать к разного рода разборкам, то с зинтанскими бригадами, одно время терроризировавшими районы западнее Триполи, то с отдельными ренегатами, не признававшими никакой власти. Платили за это деньгами и товарами нерегулярно, часто обманывали, благо, что тархунцы в Ливии слывут людьми недалекими, и на эту тему есть даже местная поговорка, что, в конце концов, привело к тому что Х.Хафтар их просто перекупил. Стратегическое значение города состоит в том, что он находится на своеобразном перекрестке дорог, ведущих от побережья на юго-восток, к Бени-Валиду, и восток, но южнее прибрежных рокадных трасс и позволяет эффективно контролировать все прилегающие к Триполи с юго-востока, районы.  В настоящий момент времени, ПНС оказывает давление на вождей местных кланов, лишая их топлива и электричества, но, не подвергая пока ударам артиллерии и авиации и, не штурмуя район с земли, что, к слову не так легко сделать из-за особенностей рельефа: Тархуна расположен на плоскогорье, плато, господствующем над прилегающими территориями.

Формальным поводом для неприятия ПНС предложенного ЛНА перемирия стали продолжавшиеся спорадические столкновения на различных участках фронта, вспыхивающие и в районе Мисураты, и восточнее Триполи.

«Вышеуказанные нарушения заставляют нас никогда не доверять объявленному перемирию, потому что Хафтар привык к обману и предательству…То, как он объявил два дня назад государственный переворот против политического соглашения и законных институтов, подтверждает, что у нас нет партнера по миру, но мы имеем дело с кровожадным человеком, одержимым властью», — так излагается точка зрения руководства ПНС на инициативы ЛНА.

По мнению ПНС, любое прекращение огня «для достижения реального перемирия, требует международных гарантий», которые активизируют работу комитета 5 + 5, контролируемого Миссией ООН в Ливии.

Объединенный военный комитет 5 + 5 (5 военнослужащих от сил ЛНА и столько же, от сил ПНС) был утвержден в рамках женевских переговоров в феврале прошлого года и призван содействовать достижению постоянного прекращения огня в дополнение к результатам Берлинской конференции по Ливии и подготовить почву для политического плана по урегулированию кризиса.

Однако комитет, вполне ожидаемо, приостановил свою работу после двух раундов переговоров из-за разногласий, почти сразу же возникших между сторонами.

В своем заявлении ПНС подчеркнуло, что, несмотря на нарушения Хафтаром прекращения огня, ранее, оно приняло «гуманитарное перемирие», к которому призывали несколько международных и региональных организаций. Организация Объединенных Наций, Европейский союз и несколько стран призвали такому «гуманитарному перемирию» в Ливии во время поста рамадана и, особенно, для противодействия пандемии коронавируса.

2 мая Миссия Организации Объединенных Наций в Ливии вновь обратилась ко всем участникам конфликта с призывом положить конец вооруженному противостоянию, чтобы позволить властям отреагировать на вирусную угрозу.

Миссия выразила обеспокоенность по поводу «продолжающихся неизбирательных нападений на гражданских лиц», заявив, что зафиксировано не менее 131 жертвы среди мирного населения, в том числе 64 смерти с начала года до 31 марта. Это также означает увеличение числа жертв среди гражданского населения на 45% в последнем квартале 2019 года, говорится в заявлении.

Возвращаясь к обстановке под Триполи отметим, что к 30 апреля силы ПНС захватили большую часть ключевых позиций к югу от столицы.

Об этом говорится в заявлении Мустафы аль-Муджи, пресс-секретаря центра операции «Вулкана гнева».

«Нашим силам удалось продвинуться по направлению на юго-восток и улице Аль-Халат, а также контролировать крупные участки», — сообщил  М.аль-Муджи.

Он добавил, что силы ПНС смогли восстановить контроль над позициями которые они потеряли более трех месяцев назад, и в настоящее время их подразделения осаждают «Лагерь Хамза» к югу от Триполи.

М.аль-Муджи пояснил, что наступление сил ПНС произошло после «мощной артиллерийской подготовки, в ходе которой удалось уничтожить несколько вооруженных автомашин ополчения Халифы Хафтара».

Коснулся он и позиции РФ относительно ливийского конфликта, отметив, что «русские хотят прекратить боевые действия в Триполи и других городах, потому что ход войны движется по линии, которая не отвечает интересам их союзника Халифы Хафтара».

Неудивительно, что председатель тобрукского парламента, Акила Салех, предложил «инициативу» сформировать новый Президентский совет, из которого возникнет правительство, представляющее три региона Ливии, в то время как командующий войсками в восточном регионе Халифа Хафтар объявил себя единоличным правителем. Акила Салех исходит из провала политического диалога между сторонами, предлагая «возврат к ливийскому народу». Однако такое «возвращение» происходит только путем проведения свободных и прозрачных выборов, которые сами Хафтар и Салех отвергли вскоре после подписания Схиратского соглашения в 2015 году. Слова Салеха могут иметь смысл, если каждый из трех регионов Ливии рассматривался бы отдельно, чтобы выбрать, кто его представляет. Президентский совет, должен состоять из президента и двух его заместителей, по взаимному согласию или выбранных тайным голосованием, под надзором ООН. Но способна ли избирательная комиссия сегодня организовать такое сложное избирательное право в условиях гражданской войны на востоке и западе страны? Если предположить, что способна, то на каких конституционных и политических основаниях будут проводиться выборы?

В подобных обстоятельствах союзники Хафтара, чувствуют, что расчет на военное решение проблемы не оправдался на фоне ухудшающихся экономических и жилищных условий в столице и в других городах, и поэтому они поспешили назначить нового специального представителя генерального секретаря ООН в Ливии. После того, как российское посредничество не смогло установить прекращение огня и объединить обе стороны за одним столом переговоров, Москва теперь пытается положиться на ООН, чтобы решить вопросы в направлении установления перемирия, прокладывая путь для возобновления политического диалога. С этой точки зрения министр иностранных дел России, С.Лавров попросил генерального секретаря ООН как можно скорее назначить нового специального представителя, который заменит Гасана Саламе. Но интересно, что С.Лавров подчеркнул, что «новым спецпредставителем должен стать выходец из африканской страны, расположенной в том же регионе, что и Ливия».

Это заявление рассматривается как ответ на американскую позицию, которая наложила вето на назначение алжирского кандидата Рамтана Ламамры в качестве преемника Саламе, а также на европейскую позицию, которая промолчала в отношении американского вето на кандидатуру Р.Ламамры. Российская позиция также указывает на то, что Москва с удовлетворением рассматривает роль, которую сыграл бывший спецпредставитель ООН в Ливии, поскольку глава российской дипломатии назвал в качестве одной из причин срыва ливийского мирного процесса и возобновления боевых действий, именно отставку бывшего спецпредставителя ООН.

На наш взгляд причина кроется в другом: в систематическом внешнем вмешательстве в ливийскую гражданскую войну, обесценивающем любую, даже самую компетентную и авторитетную персону из числа функционеров ООН