- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О посреднической роли Швейцарии в переговорах с Ираном и ХАМАСом

Наряду с сообщениями об участии ФРГ в переговорах Израиля и ХАМАСа по вопросу обмена палестинских заключенных на израильтян и тела погибших военнослужащих ЦАХАЛа, находящихся в руках группировки, СМИ стали сообщать и о посредничестве Швейцарии. По информации Neue Zürcher Zeitung, опубликованной в среду, речь может идти о Ж.Тёни, который до недавнего времени возглавлял швейцарское представительство в Рамалле. Примечательно при этом то, что официальная позиция страны по палестино-израильский проблеме, в целом охватывающая широкий спектр вопросов от границ и поселений до международного гуманитарного права, практически не  содержит упоминаний о проблеме обмена пленными. В частности, на сайте того же офиса в Рамалле  лишь один раз без каких-либо разъяснений отмечается, что «другие аспекты», включая названный, стоящий в одном ряду с договоренностями в области безопасности и использования водных ресурсов, должен быть отражен в палестино-израильском мирном соглашении.

Из сказанного, следует два вопроса. Первый – по каким причинам именно Швейцария стала претендовать на посредническую роль в переговорах между Израилем и ХАМАСом. По мнению как самих швейцарских, так и израильских обозревателей, ее участие может объясняться тем, что ранее страна была привлечена к разрядке американо-иранской напряженности после ликвидации США генерала КСИР К.Сулеймани. Так, сообщается, что спустя короткий срок после получения информации о гибели командующего спецподразделением «Аль-Кудс», американская администрация через посольство Швейцарии в ИРИ передала факсимильное сообщение, на которое по тому же каналу затем ответил Иран, что помогло несколько сгладить обстановку и предотвратить начало открытого конфликта.

Стоит сказать, что такая роль для Швейцарии в целом не новая и уходит корнями еще в американо-иранский кризис, последовавший за Исламской революцией. В дальнейшем данный канал коммуникации был,  к примеру, использован Вашингтоном в 2003 г. во время операции США в Ираке. В июне 2019 г. стороны прибегли к нему вновь во время инцидента со сбитым иранцами американским дроном. Посол Швейцарии в ИРИ М.Лейтнер особенно после январской напряженности стал восприниматься как главный посредник президента США Д.Трампа в переговорах с иранским режимом, за что многие издания окрестили его «почтальоном». При этом сам дипломат своей роли не скрывает, более того, в интервью немецкоязычным СМИ он упоминал как о важности поддержания этого канала коммуникации в целом, так и о возрастании его значения, которое наблюдается с 2018 г., когда американский президент объявил о выходе из СВПД.

Но вернемся к палестино-израильскому треку, в связи с которым возникает второй вопрос: чем именно так  примечателен Ж.Тёни, что его считают наиболее вероятным посредником. Его роль во многом схожа с той, что исполняет  упомянутый М.Лейтнер. Однако есть и одно важное отличие – излишне активный контакт с палестинцами, а точнее ХАМАСом, ранее критиковавшийся в Израиле. Так, в 2017 г. Ж.Тёни встретился в Газе с одним из лидеров контролирующей сектор группировки Я.Синваром, более того, их беседа была зафиксирована на фото, ставшем основанием для возражений с израильской стороны о недопустимом для дипломата поведении, под которым понималось открытое общение с террористом. Особенно резко на это  отреагировал А.Либерман, на тот момент занимавший пост министра обороны. Он даже выдал предписание временно запретить швейцарским дипломатам посещение Газы.

Впрочем, солидная доля упреков наблюдалась и в швейцарской прессе. Ярким примером стали комментарии М.Гира, автора  книги Schweizer Terrorjahre: Das geheime Abkommen mit der PLO, в которой он описывает секретные переговоры между Швейцарией и ООП, ставшие следствием серии палестинских атак на самолеты в 1969-1970 г., от которых пострадала авиакомпания Swissair. После очередного захвата заложников Швейцария, как утверждает М.Гир, пошла на сговор с палестинцами, обещавшими больше не атаковать ее воздушные суда, взамен на свободу были отпущены боевики, в 1969 г. захватившие самолет El Al в аэропорту Цюриха. Все это, как полагает автор, стало звеном в трагической цепи, приведшей к всплеску преступлений на почве антисемитизма в Европе того периода, в том числе теракта на  Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г.

В том, что касается посредничества Швейцарии в возможном соглашении  ХАМАСом, М.Гир считает целесообразными переговоры с террористической организацией только в том случае, если они носят практический характер, т.е. помогают в заключении конкретных договоренностей. При этом дипломатических последствий для того же ХАМАСа в виде его легитимизации они иметь не должны, однако, именно такая ошибка была совершена в 2017 г. Ж.Тёни. Впрочем, эксперт не исключает, что разглашение данных о встрече могло быть подстроено ХАМАСом, который таким образом старался показать претензии на участие в мирном процессе от своего лица, а не под контролем ПНА.

В целом, привлечение Швейцарии к посредническим усилиям для подготовки  соглашения между Израилем и ХАМАСом обладает определенными преимуществами. С одной стороны, ее роль на иранском направлении может позволить США оставаться в курсе, а также влиять на происходящее, несмотря на противодействие палестинцев любому вмешательству Вашингтона. Кроме того, из публикаций швейцарских СМИ следует, что страна уделяет большое внимание именно проблеме израильских граждан, оказавшихся в руках террористов, к примеру, там публиковались слова матери А.Менгисту, посещавшей Женеву для встреч с правозащитниками. Таким образом, активность швейцарской стороны может дополнить действия других посредников, сосредоточенных главным образом на удержании тел военнослужащих, захваченных в 2014 г.

Впрочем, все приведенные факты таят в себе и определенные сложности, в том числе для Израиля. С одной стороны, тема похищения гражданских лиц оказалась наиболее сложной для внутриполитического дискурса ближневосточной страны. Вокруг семьи Менгисту возникло множество споров, варьировавшихся от заявлений, что юноша, пусть и имея психические отклонения, сам отправился в Газу, где пропал без вести, до подозрений в адрес правительства, что оно действовало бы эффективнее, если бы речь шла не о выходце из Эфиопии. С другой стороны, на различных уровнях есть сопротивление сделке, которая повлечет за собой освобождение террористов. И здесь на правительство будет пытаться воздействовать оппозиция, в том числе А.Либерман, ранее критиковавший методы швейцарцев в переговорах с ХАМАСом.